Президент В. Путин принял доклады командования войск на Херсонском и Луганском направлениях. Это стало полным шоком для украинских военных, ожидающих команду перейти в наступление, и вообще – для украинского населения. Оно благодаря пропаганде было уверено, что ВСУ всюду побеждает. И вдруг президент России – в Херсонской области и ЛНР! Но это стало лишь продолжением паники на Западе. На фоне плохих новостей с украинского фронта, прежде всего из Бахмута, очень зловеще для руководителей Евросоюза и США выглядит визит министра обороны Китая Ли Шанфу в Москву. Там не понимают, что удумали президент России Путин и председатель КНР Си Цзиньпин.
Попробуем, как всегда, проникнуть в суть. За последние две недели в мозги западных лидеров и простых обывателей было закачано столько для них нового, что впору рехнуться. До визита председателя Си Цзиньпина в Москву на Западе твердили на всех уровнях, что Украина побеждает. Победная эйфория продолжалась даже через полгода после отступления наших войск в Харьковской области и ухода из Херсона. А последние месяца три даже анонсировалось мощное контрнаступление украинской армии. Сначала говорили, что наступ случится сразу после того, как зимние морозы скуют землю. Сегодня говорят, что нужно подождать, когда весенняя грязь обсохнет и в бой рванут танки «Леопарды», «Абрамсы» и «Челленджеры». Что сначала будет захвачен Крым, а за ним Донецкая и Луганская области бывшей Украины.
Для дураков этого было достаточно, чтобы поверить в сказки. Но не для Китая, чья значительная спутниковая группировка давно наблюдает за положением в восточной части бывшей Украины. Прежде всего на Донецкой дуге и её главной точке на сегодня – в Бахмуте. Согласитесь, оценив положение здесь как критическое для нас, китайский лидер повременил бы с поездкой в Москву. А если приехал, значит, китайские спутники «рисуют» картину боевых действий, внушающую в Пекине оптимизм.
Ещё больше оптимизма у китайцев добавилось, когда в открытый доступ утекли секретные американские данные о реальном состоянии украинской армии. Оно оказалось не столь боевым, как казалось ещё вчера. Если конкретно, то из-за огромной нехватки боеприпасов и бронетехники, о чём сказано в документах министерства обороны США, складывается впечатление, что ВСУ не способны к серьёзному наступлению, способному изменить ход войны.
Бывшие американские военные Скотт Риттер и полковник Дуглас Макгрегор даже уверены, что слив компромата на ВСУ был организован Пентагоном, чтобы заранее оправдать срыв или поражение грядущего украинского контрнаступа. При этом американцы продолжают подбадривать Зеленского и даже выделяют очередные деньги, чтобы тот продолжил посылать своих солдат на передовую. Новую точную дату «наступа» назвали в американском журнале Newsweek. Это 30 апреля. Одним словом, игра в угадайку продолжается. Причём главная цель профессиональных западных военных – вовсе не победа ВСУ, в которую они не верили с самого начала СВО, а испытание американского оружия в реальных боевых условиях. Плюс – изучение американскими военными возможностей нового российского оружия. Это дорогого стоит. Так американцы и их союзники готовятся к настоящей войне, если она всё же случится после завершения СВО. И главное – в НАТО хотят знать, как далеко может пойти наше руководство в своих военных планах против Запада.e_SClB
Одна из главных точек для такого анализа – это военная операция по освобождению Бахмута, которую уже несколько месяцев проводят ЧВК «Вагнер» и российские десантники. Падение этой крепости, построенной ещё по указу Ивана Грозного, будет означать уход ВСУ на следующую линию обороны, которая на севере упирается в Краматорск и Славянск. А южнее Бахмута – в Угледар – Курахово – Константиновка. Ясно, что после взятия Бахмута долго не продержатся Авдеевка, Марьинка и Северск. При этом новая линия обороны ВСУ уже не будет такой удобной для оборонительных действий. На ней нет господствующих высот и складок местности, которые позволяют ВСУ держать аффективную оборону в Донецкой Республике.
Как известно, главной особенностью донецкой геоморфологии является то, что здесь проходит так называемый Донецкий кряж. Здесь ещё гитлеровские войска больше двух лет держали оборону против Красной армии. Господствующие здесь высоты и разломы помогают обустраивать неприступные оборонительные линии, чем ВСУ и занимались с 2014 г. в Донецкой и Луганской областях Украины. Этим во многом объясняются очень тяжёлые бои по освобождению Марьинки и Авдеевки. Вообще всего Донбасса.
Так что начать здесь своё наступление ВСУ просто не смогут. Нет у них такого количества не просто артиллерийских снарядов, но и самих артиллерийских орудий. Так что у ВСУ одно возможное направление для попытки что-то отбить – это Запорожская область с захватом Мелитополя и выходом к Азовскому морю. Именно на такой ход военных действий грубо намекали в западной прессе и в Киеве. Но вся та эйфория разрушилась в одну минуту после утечек Пентагона и приезда в Москву министра обороны Китая Ли Шанфу.
Понятно, никто из простых смертных не знает, о чём говорили Путин, Шойгу и Ли Шанфу. Но обратимся к главному китайскому источнику объяснения китайских замыслов. Это древняя китайская книга «Искусство побеждать» Сунь Цзы. Приведём лишь несколько правил, опробованных за две с половиной тысячи лет ведения войн, чтобы стало понятно, почему китайцы предпочли в этом конфликте нас, а не европейцев с американцами.
Сунь Цзы предлагал сравнить противоборствующие армии – в данном случае нашу и ВСУ. Для начала нужно ответить на вопрос – какая сторона имеет преимущества в таких обстоятельствах, как погода, характер местности и расстояния, которые необходимо преодолеть? Ответ для китайцев очевиден.
Следующее правило – что нужно для достижения победы? Сунь Цзы ответил лаконично: «Ваша армия должна иметь сильный, единый боевой дух и дисциплину». И здесь всё очевидно. Боевой дух и дисциплина – это про нашу армию.
В книге «Искусство побеждать» есть ещё десятки пунктов. Не исключено, что китайцы и в самом деле воспользовались рекомендациями Сунь Цзы, написанными за пять веков до рождения Христа.
Что касается министра обороны Китая Ли Шанфу, то его можно сравнить с министром обороны Советского Союза Дмитрием Устиновым. Знаток оборонной промышленности Советского Союза стал министром обороны. При нём были поставлены в серию лучшие образцы советского оружия. Министр обороны Китая Ли Шанфу проделал тот же путь. Перед назначением он возглавлял закупку и поставку вооружений в Китайскую армию, за что Трамп ввёл против него персональные санкции ещё в 2018 году.
И всё же было бы ошибкой считать, что мы и китайцы пытаемся сообща противостоять мировому гегемону, уйдя в глухую оборону. Скорее всего, тактика двух ядерных держав направлена на растаскивание сил НАТО, и прежде всего США – для возможной войны на два фронта. Причём – в совершенно противоположных частях земного шара. Речь о России и Китае, где Россия контролирует большую часть мировых ресурсов, а Китай имеет самое большое население и самую мощную в мире производственно-техническую базу. Так что совсем не случайно за день до приезда китайского министра обороны в Москву на Дальнем Востоке начались крупные военные учения нашего Тихоокеанского флота. Задача – показать американцам с их военными базами в Японии и прежде всего на Окинаве, что выжить им в случае военного конфликта в районе Японского моря будет далеко не просто. Напомним, что на военных базах США в Японии и прежде всего на острове Окинава служит около 50 тыс. американских военных. Сотни боевых самолётов всех классов и кораблей ВМС США. В случае конфликта всё это станет целями не только Китайской армии, но и Российской. Во всяком случае визит министра обороны Китая на это явно намекает.
Что касается европейского театра военных действий, то необходимость в какой-либо помощи нам со стороны Китая пока не просматривается. При этом нельзя сказать, что во время визита Си Цзиньпина в Москву не были приняты важные решения в области обороны, военно-технического сотрудничества и обмена военной разведывательной информацией. Все эти договорённости Москва и Пекин могут предать гласности, а могут этого и не делать. Или предать огласке через какое-то время.
Например, в сентябре 2014 г. после возвращения Крыма в состав России мы продали Китаю зенитно-ракетную систему С-400. Тогда Китай стал первым зарубежным покупателем самой современной в мире системы ПВО. Но известно об этом стало только через восемь месяцев из публикации в газете «КоммерсантЪ».
Так было до 2017 г., когда Конгресс США принял «Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций». После этого Россия и Китай вообще перестали раскрывать информацию о своих военных контрактах.
Иногда президент России всё же говорит кое-что по этой тематике. Например, в 2019 г. он объявил, что Москва помогает в разработке китайской системы раннего предупреждения о ракетном нападении. А в 2021 г. сообщил, что Россия и Китай совместно разрабатывают новейшее высокотехнологичное оружие.
Не стоит забывать и о гражданской тематике. Например, китайский электронный гигант Huawei уже утроил свой исследовательский персонал в России. В результате совместной работы наших специалистов в обозримом будущем может произойти замена тайваньских микрочипов самого малого размера на российско-китайские. Сообщения в прессе на этот счёт уже были.
Поэтому ясно как божий день, что дружба российского и китайского руководителей в интересах наших стран становится реальным кошмаром для так называемого англосаксонского мира. И как только его основные члены начнут пробуксовывать и проиграют пару-тройку региональных конфликтов типа украинского, то в сторону нашего с Китаем альянса устремятся всё новые желающие. Глядишь, и памятники нашим воинам, которые разрушали последние годы, бросятся восстанавливать. Похоже, совсем скоро мы будем говорить и об этом.