Проблемы будущего решать сейчас
№ () от 3 апреля 2023 [«Аргументы Недели Кубань», Иван ПРЫТЫКА ]
Круглый стол на тему «Яблоновский мост: проблемы реконструкции подходов и железнодорожных путей» прошел в редакции издания. Организатором обсуждения выступило краснодарское региональное отделение партии «Справедливая Россия — За Правду».
В скором времени будет введен в эксплуатацию новый четырехполосный автомобильный мост через реку Кубань, который соединит краснодарскую улицу имени Захарова с адыгейским поселком Яблоновским. Этот проект по праву считается знаковым для всего юга России и находится под пристальным вниманием жителей и властей. Вместе с тем специалисты отмечают, что новый транспортный переход не решит проблему заторов на въезде в краевой центр, а лишь сместит пробку на несколько сотен метров в Яблоновском, так как вопрос расширения подходов к мосту полностью не решен.
О перспективах развития транспортной инфраструктуры данного участка и состоялся разговор, в котором приняли участие: руководитель кубанских эсеров — депутат ЗСК Денис Хмелевской; руководитель реготделения партии «Справедливая Россия — За Правду» Республики Адыгеи (РА) Альберт Османов, директор краснодарского филиала ФКУ «Упрдор „Черноморье”» Геннадий Рыжков, начальник предприятия «Адыгеяавтодор» Алексей Корешкин, начальник Управления развития автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Игорь Назаренко, заместитель директора Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Евгений Беляков, замглавы администрации Тахтамукайского района РА Тимур Чемсо, эксперт по дорожному строительству КубГТУ Елена Шнурникова и политический эксперт Владимир Сухарев. Также в разговоре посредством телесвязи принял участие депутат Государственной Думы России, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия — За Правду» Дмитрий Гусев.
Смещение, а не решение
— Строительство нового моста с пропускной способностью пятьдесят тысяч автомобилей в сутки должно было в целом увеличить пропускную способность федеральной трассы А146 Краснодар — Верхнебаканский, проходящей по территории Кубани и Адыгеи. В этом направлении сделано немало: например, расширен до четырех полос путепровод в районе поселка Энем. Однако есть серьезные и обоснованные опасения, что новый мост не решит проблему заторов в связи с наличием в прямом смысле тонких мест масштабного проекта. Так, на участке трассы, проходящей по территории поселка Яблоновского, при переходе с улицы Ленина на улицу Дорожную в существующем тоннеле под железнодорожными путями четыре полосы движения сходятся в две. Образуется типичное «бутылочное горлышко», которое в пиковые нагрузки непременно станет причиной заторов. Таким образом, высока вероятность, что пробка в Яблоновском останется, поменяв лишь местоположение: сместится на въезд в поселок,— обрисовал ситуацию Денис Хмелевской.
Надо заметить, что кубанские эсеры занимаются данной проблемой с самого начала проектирования и строительства нового моста. Еще три года назад они указывали на возможные риски снижения экономической эффективности государственных инвестиций, если транспортный переход не обеспечить современной инфраструктурой. В своих выводах справедливороссы основывались на экспертных мнениях специалистов дорожной отрасли. Нельзя сказать, что проблему не замечали. В 2021 году в Краснодаре прошло совещание, по результатам которого заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин поручил: «Согласно пункту II.2 протокола совещания от 15 июля 2021 года необходимо ОАО „Российские железные дороги” (О. В. Белозерову), Росавтодору (Р. В. Новикову) совместно с администрацией Краснодарского края и Правительством Республики Адыгея проработать вопрос увеличения пропускной способности на автомобильной дороге А146 Краснодар — Верхнебаканский, на участке от мостового перехода через р. Кубань (Яблоновский мост) до проектируемой транспортной развязки на 19-м километре автомобильной дороги А146 Краснодар — Верхнебаканский, в том числе с реконструкцией железнодорожного путепровода над проезжей частью».
— Это поручение было выполнено. Специалисты исследовали объект, подготовили необходимую документацию. Данные были направлены в срок и в полном объеме,— объяснил Геннадий Рыжков.
— Строительства автомобильной эстакады над железнодорожными путями в поселке Яблоновском нет в пятилетнем плане. Мы не можем судить о причинах, но констатируем, что проект довольно затратный и требует больших финансовых вложений,— дополнил коллегу Алексей Корешкин.
Но создание транспортной инфраструктуры на границе Республики Адыгеи с Краснодаром идет, и это дает хорошие шансы на решение проблемы. Так, уже принято решение о поэтапной реализации проекта строительства транспортного перехода в районе пересечения трассы А146 и Южного обхода. Сейчас там ситуация, схожая с той, которая есть в Яблоновском: с четырех полос дорога сужается до двух в проезде под железнодорожным полотном. Для решения проблемы будет построена эстакада, которая обеспечит бесперебойное движение на этом участке и соединит выезд со стороны Тургеневского моста с Южным обходом. Таким образом, автомобилистам не придется делать большой крюк, чтобы выехать на Белореченск, Майкоп, Ставрополь. Также планируется расширение дорожного полотна в районе «Мега-Адыгеи» с двух до четырех полос и строительство эстакады на пересечении улицы Дорожной и Шапсугского шоссе поселка Яблоновского. В настоящий момент уже идет подготовка к торгам для определения подрядной организации.
Выгодная альтернатива
Экономическая составляющая — вечный камень преткновения, но в процессе обсуждения появился альтернативный путь решения проблемы. Эксперты дорожной отрасли КубГТУ предложили рассмотреть возможность расширения имеющегося проезда под железнодорожным полотном. Даже по самым приблизительным подсчетам это будет стоить в разы, а возможно, и на порядок дешевле, чем возведение эстакады.
— Нами была изучена ситуация и сделаны выводы о том, что возможность расширения проезда до четырех полос имеется. Такое решение, по данным исследования, не только требует гораздо меньше финансов, но и значительно короче по срокам реализации,— сообщила Елена Шнурникова.
Несмотря на очевидные плюсы такого пути, собравшиеся отметили практически гарантированные проблемы с коммуникацией. Дело в том, что осуществление такого проекта возможно лишь с согласия РЖД, а данная структура по сложившейся практике весьма консервативна.
— Этот проект, безусловно, требует самого пристального внимания, так как может стать эффективным решением проблемы. Со своей стороны как депутат Государственной Думы России готов способствовать продвижению данной инициативы на федеральном уровне и участвовать в налаживании коммуникации между всеми ведомствами. Строительство нового моста через реку Кубань — это проект, необходимый жителям сразу двух регионов, и в этой связи он обретает дополнительную важность не только в экономическо-хозяйственном плане, но и в социальном,— поддержал инициативу Дмитрий Гусев.
Связь времен и регионов
Судьба старого Яблоновского моста тоже была одной из тем обсуждения. Уже известно, что это сооружение с пуском нового моста станет неактуальным как транспортный переход, и велика вероятность, что его демонтируют. Однако и здесь имеется предложение, которое может предотвратить дорогостоящий снос и сделать объект экономически выгодным.
— В Яблоновском и Новой Адыгее идет очень активное строительство. Не секрет, что абсолютное большинство жителей этих территорий работают или будут работать в Краснодаре. Поэтому абсолютно логичным выглядит сохранение старого моста с тем, чтобы пустить по нему трамвайное сообщение. Сейчас много говорят о необходимости развития общественного транспорта, и уже многое делается, однако ограничиваются только территорией краевого центра. Реалии же таковы, что из соседнего региона каждый день в город приезжают десятки тысяч человек. На чем они добираются? На своих автомобилях. Альтернативы практически нет. А в Краснодаре парковочных мест, мягко говоря, не хватает и в длительной перспективе не прибавится. Пуск первого в России межрегионального трамвая — это не только сильный социально-экономический и имиджевый проект, но и воплощение рачительного подхода в решении насущных проблем,— объяснил Владимир Сухарев.
— Связь между Адыгеей и Кубанью настолько прочна, что у жителей на бытовом уровне уже нет разделения на регионы. Это очень хорошая тенденция, которую надо всячески поддерживать, и один из способов — создание комфортной транспортной инфраструктуры. Естественно, мы полностью поддерживаем предложения, которые сегодня прозвучали, и сделаем всё возможное, чтобы способствовать их реализации,— заверил Альберт Османов.
В ходе обсуждения, конечно, не ограничились только ситуацией вокруг нового транспортного перехода, ведь в планах реконструкция Тургеневского моста. На время ремонтных работ его пропускная способность будет снижена как минимум в два раза, так как автомобили будут пропускать только по двум полосам из четырех.
— Временные трудности неизбежны, но необходимость масштабной реконструкции назрела. Важно обеспечить строгий контроль за соблюдением сроков и качества работ. Вместе с тем мы не можем согласиться с отсутствием в пятилетнем планировании проекта по расширению подходов к новому Яблоновскому мосту. Предложения, которые сегодня озвучены в ходе открытого обсуждения, будут соответствующим образом оформлены и выведены на федеральный уровень. То же самое касается и сохранения старого транспортного перехода. Если исследования покажут, что его состояние позволяет провести ремонт и оставить мост функциональным, значит, будем предлагать прокладку первой межрегиональной трамвайной линии,— подвел итог Денис Хмелевской.
В ходе круглого стола было решено провести рабочее совещание в администрации Краснодара с участием депутатов ЗСК и руководства Тахтамукайского района Адыгеи по вопросам совместного обслуживания и содержания Тургеневского моста, а также обсудить судьбу старого Яблоновского моста.