Продолжение. Начало здесь
В среднем женщин в России примерно на 10 млн человек больше, чем мужчин. Соотношение между полами сегодня следующее: около 54% населения — это женщины, а примерно 46% — мужчины. Такая пропорция сохраняется на протяжении уже 15 лет, да и в прошлом изменения были незначительными. О том, как сегодня живут и любят друг друга мужчины и женщины, в нашей гостиной поговорили профессор Российской академии естествознания Александр Власов, психолог-сексолог Яраслава Слива и журналист Владимир Филичкин:
Владимир Филичкин: А Вы можете дать определение любви? Как Вы ее понимаете?
Яраслава Слива: Любовь — это вообще совокупность. Любовь — это не одно слово. То есть это совокупность многих составляющих: мыслей, чувств, намерений, действий, слов и всего, что с этим связано. Того, что соответствует вот этому красивому определению.
В.Ф.: То есть Вы под любовью понимаете социальное?
Я.С.: Нет, не социальное. Многофакторная связь.
В.Ф.: Вы сейчас сказали социальное. А биологическое, биохимию?
Я.С.: Их тоже. Да.
В.Ф.: Бурление гормонов.
Я.С.: Чувства же как раз к биохимии относятся.
В.Ф.: И в основном браки заключаются в период юношеской гиперсексуальности. Ну раньше как-то заключали. А юношеская гиперсексуальность — плохой помощник для формирования прочной семьи, на мой взгляд.
Я.С.: Да. И поэтому эту стадию развития, из влюбленности в любовь, никто не перешагнет. То есть прежде, чем влюбленность станет любовью, она пройдет определенные этапы: и пресыщение, и отвращение, и смирение, и служение.
В.Ф.: Замечательно. А Вы, умудренный опытом человек, что скажете по поводу любви? Интересно.
Александр Власов: Я, в принципе, согласен с этой позицией, что это не только биохимия. Что это действительно совокупность множества самых разнообразных факторов. И я Вам могу привести пример из своей недавней практики общения. Один мой знакомый, очень уважаемый человек, которому недавно исполнилось 90 лет, влюбился. И женился, причем совершенно очевидно здесь нет никакой гормональной биохимической составляющей.
В.Ф.: А у его возлюбленной возраст какой?
А.В: Ей далеко за 70. И здесь мотивацией послужила духовная общность, общность интересов, общность восприятия мира, масса социокультурных факторов, то есть полная духовная гармония. И такое тоже имеет место быть.
В.Ф.: Я, собственно, Александр Юрьевич, под биохимией, гормональностью подразумевал не просто физиологию (половой акт и семяизвержение), а то, что, допустим, мужские половые гормоны вызывают у мужчины определенное маскулинное поведение, так называемый маскулинный костер в груди, а у женщины выброс женских половых гормонов придает ей ту замечательную очаровательность, что называется женственностью. Я имел в виду, что все-таки человек — это биологическая машина, и биохимия во многом формирует его, в том числе определяет его поведение, и если не будет определенных веществ в организме, то не будет вот того, о чем Вы говорили…
А.В.: Между биологической и социальной природой человека есть множество противоречий. Повторяю: множество. Биологическая природа довлеет над самыми разнообразными примитивными мотивациями. Это то, что свойственно особям из живой природы...
В.Ф.: Как Вы, однако, унизили биологическое в организме.
А.В.: Да, социальная природа как может пытается с этим бороться.
В.Ф.: Но программа-то заложена изначально. Когда вижу красивую женщину — хочу ее оплодотворить. Тем самым пытаюсь выполнять свою функцию первозданную.
Я.С.: Это к любви не имеет никакого отношения.
В.Ф.: Поясните, я не согласен с этим и Вас не понимаю.
Я.С.: Вот любовь — это когда эта женщина родила ребенка от вас, у нее из груди течет молоко бесконечно, она абсолютно не хочет секса, ребенок вопит, она носится с этим ребенком и не обращает на тебя внимания…
В.Ф.: Это случай неустроенности быта, как утверждает профессор.
Я.С.: Необязательно. Может быть и вполне устроен быт, но ребенок все равно надрывается и молоко из груди все равно бежит.
В.Ф.: Я о том, что если устроен быт, то там есть няньки, мамки…
Я.С.: Конечно, но у нее может быть послеродовая депрессия. Она, например, может не хотеть отдать своего ребенка нянькам, мамкам и так далее. И вот там уже возникает пресыщение у мужчины, хотел — получил. Там уже возникает отвращение, и вот здесь как раз самое время для формирования любви, вот здесь начинается любовь.
В.Ф.: На пике отвращения?
Я.С.: Именно. На пике отвращения. Любовь начинает формироваться именно вот в этот период.
В.Ф.: Отлично. Тогда я хочу перевести немного тему. Женщины все время прихорашиваются, сами не понимают почему, а смысл в этом ритуальный. Они хотят выглядеть как можно лучше, чтобы понравиться как можно большему количеству самцов, чтобы из них можно было выбрать самого лучшего и чтобы от самого лучшего было самое замечательное потомство. Как Вы к этому относитесь?
Я.С.: Прекрасно.
А.В.: Это же общий биологический закон для всей живой природы. Абсолютно для всей.
В.Ф.: То есть все-таки любовь в основе имеет биологию?
А.В.: Ну в какой-то мере да.
В.Ф.: Замечательно. Вы наш человек.
Я.С.: Ну вот смотрите: самое ключевое, что Вы здесь сказали, — выбрать лучшего самца.
В.Ф.: Да.
Я.С.: Потому что не всё самцы… вот в природе самки они отвечают за количество потомства…
В.Ф.: За качество потомства.
Я.С.: Нет.
В.Ф.: И за количество, и за качество…
Я.С.: Самки отвечают за количество. Почему? потому что 100 самок с одним самцом произведут 100 детей.
В.Ф.: Я понял.
Я.С.: Произведут 100 детей. А 100 самцов и одна самка — произведется один ребенок. Возможно, что он будет прекрасный, но он один. Это гарантирует выживание?
В.Ф.: Слава, самка выискивает самого…
Я.С.: …лучшего, потому что именно мужчины отвечают за качество.
В.Ф.: Но есть такое понятие, как успешность. И на сегодняшний день, на мой взгляд, успешность носит ублюдочный характер. Это вот как уже говорили: толстенький, страшненький, как моя жизнь, но каким-то чудом или воровством он оказался с деньгами.
Я.С.: И алчный. Алчный. Не всегда с высокими моральными качествами…
В.Ф.: Я сейчас только про успешность. Для вот этой красотки, которая с ним сблизилась, он успешный. То есть если бы рядом был Аполлон, она посмотрела бы на Аполлона и сказала бы: «Слушай, ты, мужик, конечно симпатичный, но ты явно неуспешный…»
Я.С.: И поэтому такое качество потомства, которое мы сейчас наблюдаем, количество всевозможных нарушений у детей… Ведь сегодня самое, наверное, перспективное и выгодное — это детская психиатрия, работа с детскими аддикциями…
В.Ф.: То есть все-таки понятие любви трансформировалось в поиск успешного партнера?
Я.С.: Понятие любви сильно нивелировалось. Оно обесценилось. Любовь обесценилась. Да, сегодня товарно-денежные отношения, и в итоге получаются больные дети…
В.Ф.: А раньше не было товарно-денежных отношений?
Я.С.: Раньше не было. Потому что не было, как Александр Юрьевич сказал, потока соответствующей информации… То есть, конечно, партийные чиновники жили хорошо, но их никто не видел.
В.Ф.: Как никто не видел? Они все рядом были, под боком.
А.В.: Не-не-не. Они…
Я.С.: Они жили на своих обкомовских дачах.
А.В.: Они прятались, конечно. Никто никогда не обременял себя аксессуарами внешней успешности.
В.Ф.: Ну вот медсестра охотно изменяла своему мужу с врачом. Потому что для нее врач — это успешный человек.
Я.С.: Да, она изменяла, но брак при этом не разрушался.
В.Ф.: Учительница с восхищением смотрела на директора школы. Все равно социальная иерархия была.
А.В.: В самом зачаточном виде.
Я.С.: Просто сейчас любовь не является, условно, валютой нашего времени.
В.Ф.: Или, наоборот, она является валютой.
Я.С.: Она больше не является валютой. Любовь обесценена…