Как в диктаторских государствах сжигали книги
21 марта 2023, 19:13 [«Аргументы Недели», Александр Крохмаль ]
Сожжение книг – типичный признак диктаторского государства или госформирования, где всякие свободы подавляются властью. Многие знают, что эти методы практиковались в Третьем Рейхе. Однако из истории можно привести немало примеров, как это делали в древности. Всё началось ещё с незапамятных времён. Правитель, страшащийся каких-либо пророчеств насчёт своей безграничной власти, пытался всячески задавить любое инакомыслие. А те, кто предрекал им беды, как правило, расставались с жизнью. Что до трудов этих «вольнодумцев», то их без жалости сжигали на костре.
Самое раннее упоминание о сожжении свитков датируется 7 веком до нашей эры. Тогда египетский ставленник Иудеи царь Иоаким приказал сжечь пророчество Иеремии. В пророчестве говорилось о том, что если иудеи не избавятся от идолопоклонничества, то их ждут адовы муки, включая и нашествие вавилонян. Впрочем, сожжение свитков Иоакиму не помогло. Вавилоняне всё равно захватили страну, а сам царь жестоко поплатился за свою нелюбовь к народу. Позднее, уже в 3 веке до н.э. китайский император Цинь Шихуанди практиковал сжигание текстов. По его приказу сожжены были почти все книги в пределах Поднебесной. Это, «чтобы народ не вольнодумствовал» и уважал своего владыку.
В 25 году уже нашей эры римский Сенат приказывает предать огню главный труд историка Корда – «Анналы». В своих работах учёный демонстрировал свою сильнейшую любовь к республике. С симпатией описывал старые демократические институты Рима. Конечно, новой власти это было совсем не по душе. Сенат обвинил Корда в том, что в своих работах оскорбляет императоров и подстрекает людей к бунту. В 7-м столетии арабы успешно сожгли Александрийскую библиотеку, где хранилось очень много интересных документов. Возможно, там даже можно было найти свидетельства об Атлантиде или иных мифических землях. Но для новых властителей Египта эти книги не представляли никакой ценности. А жаль…
Сожжение текстов практиковалось в средневековой Британии, особенно в 16-м веке, когда возникло англиканство. В Эпоху Просвещения во Франции сжигали книги Вольтера. Ведь сам великий философ выступал за конституционную монархию и за уважение к каждому человеку. Абсолютизм же он часто критиковал. Конечно, это вызвало ярость французского короля. Даже в царской России были примеры сожжения книг по политических причинам. Можно вспомнить 1793-й, когда Екатерина II повелела предать огню почти 20 тысяч «вредных книг», среди которых работа Шекспира «Юлий Цезарь». Всему виной стало недовольство императрицы деятельностью типографии тогдашнего «оппозиционера» Николая Новикова.
Ещё стоит упомянуть взятие Вашингтона. Это произошло уже в начале 19-го века. Когда англичане взяли главный город США, они подожгли все государственные здания. В огне погибло множество книг из Библиотеки Конгресса. Позднее, в 20-м столетии сожжение текстов практиковалось во многих диктаторских странах. Среди них на первом месте – конечно же Третий Рейх. В истории существует немало примеров, как нацисты расправлялись с «опасными» книгами. Но так поступали не только в Германии. В 1964-м военная хунта в Бразилии решила избавиться таким образом от коммунистических книг, а также от работ Конан Дойля и Стендаля.
Наконец, в 2014 году запрещённая в РФ террористическая организация «Исламское государство*» устроила масштабное сожжение «еретических» книг в иракском городе Мосул. В феврале 2015-го акцию повторили на площади у городской Центральной библиотеки. Тогда в огне погибло около 8 тысяч книг, в том числе уникальные манускрипты Средневековья, внесённые в списки наследия ЮНЕСКО. По мнению террористов, все эти книги «пропагандировали неповиновение Аллаху». Хотя на деле, боевики просто пытались избавиться от истины. Впрочем, сейчас экстремисты уже почти уничтожены. И подобное варварство с книгами едва ли повторится.
*организация признана террористической и запрещена на территории РФ.