В Туапсе собственники домовладения в селе Агой более десяти лет пытаются образумить соседа, чтобы тот устранил нарушения на своем участке и перестал наносить ущерб их имуществу. Строительство домов на соседском участке нарушило геологию склона, и теперь их участок подтапливают грунтовые воды и канализационные стоки соседа, дом отсыревает и трескается, в саду погибло уже двадцать два фруктовых дерева. Вместо того чтобы исполнить решение суда и устранить нарушения, ответчик жалуется в вышестоящие инстанции. Неужели так не любит человек признавать свои ошибки и решать проблемы полюбовно?
Сосед десять лет затапливает участок пенсионеров
Самые тяжелые и изнуряющие судебные тяжбы — это споры между соседями. Еще тяжелее добиться правды, когда одна из сторон может пользоваться старыми связями и личными знакомствами, чтобы нечестным путем подавить претензии оппонентов, продавив решения в свою пользу. Вполне возможно, что о такой ситуации идет речь и в судебном конфликте соседей из СНТ «Бриз» в селе Агой Туапсинского района.
— Мы живем здесь с начала девяностых: построили дом, развели фруктовый сад,— рассказывает Тамара Говоркова. — С предыдущим соседом на протяжении двадцати лет не было никаких проблем, но всё стало иначе, когда сменился владелец. Сейчас тридцать лет нашей жизни — дом и сад — практически уничтожено. В течение 2011—2015 годов новый сосед — Сергей Чумаков — вел строительные работы: снес старый дом, загнал на участок экскаватор, отсыпал два метра земли, прорыл траншеи, заложил трубы, залил на меже подпорную железобетонную стену высотой более двух метров, засыпал мусором от демонтажа старого дома, сверху присыпал черноземом, тем самым выровнял свой участок и построил два новых дома.
В итоге с 2013 года собственники нижнего участка стали замечать, что их территорию подмывает: в доме появилась сырость, плесень, на стенах — трещины, во дворе стала лопаться плитка, потрескались отмостки, в саду стали сохнуть деревья. Оказалось, по всей границе участка из-под бетонной стены к ним течет неизвестная влага.
— Разговоры с соседом ни к чему не привели. Он, как нам кажется, делать ничего не собирается даже сейчас, когда есть результаты экспертиз, указывающие на допущенные им нарушения, и судебные решения, которые обязывают устранить эти нарушения,— говорит Говоркова. — Мы с 2013 года жаловались в правление СНТ, сельскую и районную администрации, даже в прокуратуру, но никто повлиять на ситуацию не смог.
За десять лет Говорковы испробовали все способы достучаться до ответственных лиц, которые могли бы объективно определить наличие нарушений на земельном участке Чумакова: писали заявления в администрацию СНТ «Бриз», главе Небугского поселения, главе Туапсинского района, в межрайонную прокуратуру, начальнику местного Роспотребнадзора, министру природных ресурсов края, в Сочинскую межрайонную природоохранную прокуратуру, краевую прокуратуру, в представительство Президента России по Южному федеральному округу. От краевой прокуратуры пришел ответ о направлении заявления в межрайонную прокуратуру — А. В. Гаврилову, чтобы те провели тщательную проверку, однако все ответы были подготовлены на основе ответов Небугского поселения, построенных на пояснениях самого Чумакова. Сотрудники прокуратуры Туапсинского района даже после распоряжения краевого руководства ни разу не выходили на место, а письменные ответы поступали одни и те же, и те построены на словах Чумакова. Обращение в администрацию края тоже ни к чему не привело: его спустили в районную администрацию — ответы были такие же, как из прокуратуры, после чего всё затихло.
— Естественно, у нас появились предположения, что в этой ситуации не обошлось без прежних связей Чумакова в администрациях и правоохранительных органах, которыми он мог обзавестись, когда работал в крупной нефтяной компании. Иначе почему невозможно не только договориться с ним, но и добиться от него исполнения решения суда? — недоумевают собственники пострадавшего участка.
Кому благополучие, а кому ущерб
Наши журналисты побывали на месте и лично оценили масштабы бедствия. СНТ «Бриз» находится на крутом склоне, дома расположены амфитеатром. Со двора Говорковых видно, что владелец верхнего участка решил избавиться от кривизны склона, выровнять площадку для жизни, поэтому щедро отсыпал ее двухметровым слоем земли и чернозема, организовал пруд, бассейн, насадил экзотических растений, среди которых бамбук, и припер всё это дело опорной железобетонной стеной. Часть этой стены в настоящий момент демонтирована по решению суда, так как она была расположена на земле Говорковых. Интересно, что Чумаков должен был сам выполнить демонтаж, но на протяжении более года делать это не торопился или не желал. Тогда Говорковы сами убрали стену и теперь безрезультатно ждут от соседа компенсации за понесенные затраты. На месте убранного бетона — стена земли, где проложены дренажные трубы, и она медленно, но непрестанно сочится. У ее подножия образовались постоянные лужи. То есть подтопление со стороны верхнего соседа очевидно даже обывателю.
— Чумаков постоянно давит на то, что если убрать подпорную стену, то весь его участок поползет вниз. Он почему-то решил, что мы в ущерб своему участку, дому и саду будем поддерживать все его постройки, возведенные, как показывают экспертизы, с нарушениями. Сейчас на его участке три дома, и если он уже сейчас наносит нам, как мы считаем, существенный вред, то что будет, если он продаст имущество большой семье или нескольким семьям? Сколько воды пойдет с трех жилых домов? Выхода воды из канализационного колодца нет. Устранять свои нарушения он, по-видимому, не хочет, а время идет,— говорят хозяева нижнего участка.
По инициативе Говорковых было проведено несколько досудебных экспертиз, которые подтвердили их доводы о пагубном влиянии соседской жизнедеятельности, о том, что домовладение отстроено в нарушение строительных и геодезических норм. В сентябре 2019 года эксперты ООО «Черномор ТИЗИС» установили, что с 2013 года на участке Говорковых развиваются «отрицательные инженерно-геологические процессы — крип и подтопление». Причиной стало возведение двух домов, бассейна и пруда на вышестоящем участке и нарушение существовавших ранее инженерно-геологических и гидрогеологических условий. Грунтовые воды типа «верховодки» стали скапливаться на верхнем участке и сочиться на нижний. Эти воды, по мнению экспертов, собираются как естественным образом, так и из-за полива растений, слива из бассейна, существующего пруда, устройства очистного канализационного колодца без вывода воды в ливневку, утечки из водонесущих коммуникаций с верхнего участка. В результате развития отрицательных процессов на участке дома №33 и в самом доме произошли деформации подпорных стен, внутренних стен дома, образовались высолы и плесень на первом этаже, из-за загнивания и отмирания корневых систем гибнут плодовые деревья. «Замачивание грунтов основания фундаментов создает угрозу целостности здания»,— сделали вывод эксперты.
С выводами коллег согласились и специалисты Городского центра оценки экспертиз, отметив, что деформации жилого дома заявителей являются последствием строительства домов, создания бассейна и пруда, прокладки водонесущих коммуникаций и их дальнейшей эксплуатации на верхнем участке. Специалисты также установили, что возведенная подпорная стена-забор не соответствует требованиям СНиП 30-02-97, градостроительным нормам и правилам, так как превышает допустимые значения по высоте и оснащению и т. д. Капитальные строения возводить на границе участков в СНТ нельзя.
Искусство игнорировать решения судов
Так как добиться разрешения проблемы в частном порядке не удалось, Говорковы обратились в Туапсинский районный суд, где изложили свои доводы, предоставив результаты экспертиз. В суде была установлена причинно-следственная часть между действиями ответчика и ущербом, нанесенным истцам: домовладение истцов действительно подтапливается стоками с верхнего участка, Чумаков допустил массу нарушений при подготовке к строительству и во время строительства, были нарушены инженерно-геологические и гидрогеологические условия, нарушен естественный сток ливневых вод, естественный рельеф местности, дренажная система была выполнена без проекта и без выхода воды в ливневку, и в числе прочего на участок Говорковых сливаются канализационные стоки с высоким содержанием аммиака, нитритов, ОКБ и ТКБ и пр.
По назначению суда специалисты ООО «ЮрИнСтрой» провели комплексную землеустроительную экспертизу, выводы которой также указали на то, что причиной происходящих на участке и в доме Говорковых негативных изменений стали земляные работы на участке 101 при строительстве двух жилых домов, бассейна, искусственного пруда и иных линейных объектов капитального строительства. Удивительно, насколько беспечным нужно быть человеком, чтобы на склоне горы обустраивать бассейны и водоемы, при этом прекрасно понимая, что по склону ниже расположены домовладения соседей. В подобной местности и без бассейнов происходят подтопления. О чем тут может идти речь? О намеренном вредительстве? Или об отсутствии понимания законов общежития? Эксперты прямо указали, что дренажная система, организованная на участке Чумакова, была выполнена без предварительно разработанного решения, не учитывались условия и особенности эксплуатации этой системы. Установка очистных сооружений выполнена с нарушениями: нет выхода воды наружу, кроме полива участка зимой и летом. В итоге дефекты в жилом доме на нижнем участке стали возникать из-за технической эксплуатации объектов на верхнем участке.
Частично удовлетворяя требования истцов, суд почему-то решил, что дренажную систему нужно обустраивать на участке Говорковых, но собирать всю воду у себя на участке, в том числе канализационную, и отводить ее от Чумакова истцы не согласны. Суд взыскал с ответчика сумму для работ по восстановлению жилого дома, которая, по мнению заявителей, не соответствует рыночной цене. Истцы, не согласившись с решением суда, подали кассационную жалобу о месте прокладки дренажной системы. Чумаков не был согласен даже с тем, чтобы погасить ущерб дому, также подал жалобу.
В это время ущерб домовладению Говорковых продолжал усугубляться. И если апелляционная инстанция согласилась с решением Туапсинского районного суда, то суд кассационной инстанции возвратил дело на новое рассмотрение ввиду имеющихся недочетов в проведенных экспертизах и решении суда.
На втором круге судебного разбирательства Чумаков не сумел оспорить право Говорковых. Туапсинский районный суд решил обязать Чумакова осуществить строительство соответствующей установленным требованиям дренажной системы на своем участке в течение трех месяцев, взыскать с него стоимость восстановительных работ на участке истца в размере 478 тысяч рублей, а в случае неисполнения этого решения взыскать с него неустойку в виде тысячи рублей за каждый день неисполнения решения. Ответчик до сих пор не исполнил это решение, хотя оно вступило в законную силу 26 июля 2022 года.
Чтобы затянуть дело, сражаться на меже
Не желая исполнять решения судов, после сноса его железобетонной стены ответчик стал инициатором иска о якобы имеющей место кадастровой ошибке. Между тем, насколько мы можем судить, все предусмотренные законом действия со стороны истцов были выполнены, все границы установлены и согласованы с соседями, об этом есть соответствующие документы. Зацепкой для ответчика стало то, что Говорковы сами снесли подпорную стену, которую он не спешил разбирать по решению суда. Его легенда такова, что истец якобы знал, что существует кадастровая ошибка, и на основе этой ошибки добился решения о сносе стены раздора, а это якобы нарушило право ответчика.
Так как ответчик решил отстаивать свое право на возведенную подпорную стену и оспаривать ее частичный снос, истцы до сноса этого бетонного сооружения заказали экспертизу в компании «Проектюгстрой-Дон», которая установила, что стена мало того что нарушает СНиПы и положения об СНТ, так еще и возведена с грубейшими нарушениями, без проектирования при строительстве: построена без необходимого фундамента и заглубления, без учета сейсмической опасности, работы по бетонированию проведены некачественно и прочее. Эксперты пришли к выводу, что указанная стена находится в аварийном состоянии и несет угрозу жизни и здоровью граждан. При возможном обрушении пострадают жилые дома как на нижнем, так и на верхнем участках.
— Между участками в СНТ запрещается ставить капитальные заборы — можно ставить заборы решетчатые типа сетки рабицы и на высоту не более 1,8 метра. Он же установил капитальную железобетонную стену с металлическим забором высотой почти 4,5 метра, да еще и насадил кустарников, тем самым затемнил наш участок и лишил его проветривания,— отмечает Тамара Говоркова.
Ответчик, оказывается, оспаривал снос опорной стены и даже дошел до Верховного Суда России, однако рассмотрения дела не добился. Сейчас пытается доказать, что не обязан перестраивать дренажную систему. При этом время идет, и складывается ощущение, что Чумаков просто испытывает терпение соседей, используя все возможные лазейки закона, чтобы отсрочить исполнение решения суда или вовсе от него уклониться. А вода тем временем наносит дополнительный ущерб земельному участку и дому Владимира Говоркова.
По словам Говорковых, Чумаков с жалобами посещает приставов, говорит о том, что ни с чем не согласен, и пытается добиться, чтобы с него не высчитывали средства, взыскиваемые по решению судов. Данная информация в очередной раз наводит на мысль о попытках противной стороны задействовать личные связи, выйти за пределы правового поля ради достижения своих целей, возможно даже ценой нарушения права других граждан.
Наша редакция продолжает следить за ситуацией.
Данный материал является официальным запросом в правоохранительные и контролирующие органы для правовой оценки изложенных фактов и принятия решения, необходимого для восстановления прав граждан.