> Российские олигархи Михаил Фридман и Пётр Авен продолжают вывозить из страны миллиарды долларов - Аргументы Недели

//Общество 13+

Российские олигархи Михаил Фридман и Пётр Авен продолжают вывозить из страны миллиарды долларов

№  () от 14 марта 2023 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]

Только что британская газета Financial Times сообщила, что российские миллиардеры Пётр Авен и Михаил Фридман продают свои доли в Альфа-банке. И готовятся вывезти из страны ещё 2, 3 млрд долларов. И ещё. Продают, чтобы с них сняли западные санкции. И они смогли бы осуществить мечту своей жизни – спокойно жить на Западе «вечно молодыми и вечно пьяными», как в песне группы «Смысловые галлюцинации». От себя добавим – и вечно богатыми. Вообще – из России в последние годы многие уехали с баблом. Тот же иноагент Галкин с Аллой Пугачёвой, другие артисты. Но они хотя бы зарабатывали здесь на покупку тряпья и дорогих квартир собственным трудом. Разумеется – Авен с Фридманом тоже где-то работали. Но большая часть того, что об этой работе известно, – это бандитская приватизация 1990-х, когда они оказывались рядом с государственной кормушкой и нещадно её потрошили.

Загадкой остаётся то, почему их на Западе ставят в «позу раком». Дела-то их – ни для кого не секрет. В том числе на Западе. И, по понятиям, такие люди, как Авен и Фридман, должны быть там на вес золота. Ещё бы – «поимели» страну, которая является стратегическим противником этого самого Запада, вывезли отсюда миллиарды, и за это их поставили под санкции! Мало того, оба этих господина давно избавились от всего российского. Осталась доля в крупнейшем российском банке.

Давайте же вспомним, кто такой Авен и кто – Фридман. И за что они вот-вот вывезут из России больше двух миллиардов долларов в придачу ко многим другим миллиардам, которые они вывезли давно.

Пётр Авен – член той самой ельцинской «семибанкирщины», которая управляла президентом Ельциным и даже поставила его на должность президента в 1996 году. Больного на всю голову. До последнего времени Авен рулил Альфа-банком вместе с Альфа-страхованием и держал в Лондоне инвестиционную компанию. Родился в Москве и называет себя российским и латвийским экономистом, предпринимателем, крупным коллекционером живописи. Он гражданин России и Латвии. Живёт в Лондоне. За 2022 год «Форбс» оценил его состояние в 4 млрд долларов. Считается самым богатым гражданином Латвии. При этом латыши, несмотря на его российское гражданство, Авена очень даже терпят. Хотя все его деньги – до последнего рубля и доллара – имеют русское происхождение.

Его дед по отцу – Янис Авен – латышский стрелок, то есть человек, более других познавший вкус русской кровушки. Именно латышские стрелки охраняли Ленина и Дзержинского, нещадно подавляли любые бунты против большевиков, создали ВЧК‑ОГПУ, из которых выросли НКВД и КГБ СССР.

Родители Петра Авена были чрезвычайно умными людьми, что позволило их сыну получить прекрасное экономическое образование. Он был замечен на Западе и в компании с другими молодыми перестройщиками обучался в Австрии. Именно выпускники Института прикладного системного анализа стали идеологами ваучерной приватизации в России. Кто забыл – это бескровное изъятие всей российской государственной собственности в частные руки. В том числе в руки самого Петра Авена.

Его звёздный час пришёлся на 1991–1992 годы. В правительстве Ельцина – Гайдара он стал министром внешних экономических связей России. Выглядел эдаким недотёпой и мечтателем. Регулярно пребывал в зале заседаний Съезда народных депутатов РСФСР в компании с Гайдаром и Чубайсом.

Как раз в тот короткий период процветал наглый и открытый способ мгновенного обогащения, когда наглые и циничные проныры, словно фокусники, вылезали из грязи в князи. Было достаточно найти возможность купить за рубли, скажем, миллион тонн тюменской или другой какой нефти. Затем подписать в министерстве Авена бумагу на разрешение прокачать этот миллион тонн нефти через нефтепровод «Дружба» на Запад, в Европу. Там его мгновенно покупали нефтетрейдеры по мировым ценам. Купил тонну нефти в России по госцене 20 рублей, продал на другом конце трубы по 20 долларов. При этом доллар менялся на рубли по 415 рублей за доллар уже к концу 1992 года. Это чистая прибыль в 8 тысяч рублей за тонну нефти вместо 20 затраченных. Над этим «схематозом» стояло Министерство внешней торговли, которое Пётр Авен и возглавлял.e_SClB

Следующая ступень по осваиванию закромов Российской Федерации нынешним гражданином Латвии, проживающим в Лондоне, – это покупка акций Тюменской нефтяной компании ТНК. Появилась она в 1995 году путём выделения из государственного нефтяного комплекса. С включением в неё нефтеприисков и нефтеперегонных заводов. Всё это было приватизировано, как и в случаях с ЛУКОЙЛом, Сибнефтью и другими. Так вот – сегодня Авен и Фридман пытаются продать чуть меньше половины акций Альфа-банка, который вырос параллельно с той самой ТНК.

Именно такие махинации в 90-е годы прошлого века сделали этих и десятки других махинаторов сказочно богатыми. Посмотрите, что делал с этим баблом Пётр Авен. Скупил место на Рублёвке, где была дача писателя Алексея Толстого. Дом на родине деда – латышского стрелка – в Латвии. И дом в английском графстве Суррей. Но главное, что он скупал последние десятилетия, – это предметы искусств – русских художников первой величины. Уже несколько лет назад он начал перемещать наши культурные ценности на Запад. Речь о крупнейшей в стране коллекции русского искусства XIX и XX веков, которую он уже перевёз в Латвию, как известно, страну НАТО. К слову, там эта коллекция, может быть, просто сожжена местными националистами. Жгут же они русские книги. Сожгут и картины.

Посмотрите, что за художников Авен скупил за все эти годы. Михаила Ларионова, Бориса Кустодиева и Константина Коровина, Роберта Фалька и Петра Кончаловского, Марка Шагала, Василия Кандинского и Аристарха Лентулова. Посмотрите в справочники и почитайте, что это за художники! В них сама соль того, из чего вышла страна и все мы. «Форбс» оценивает коллекцию, прихваченную Авеном за шальные деньги от приватизации, в полмиллиарда долларов. При этом Авену так безразлично всё, связанное со справедливостью, что в интервью газете «Аргументы и факты» он заявил, что нищета – это не его забота и что его богатство отмечено Богом. А если уж говорить о происхождении богатства Авена, то даже Гайдар, у которого тот работал в начале 1990-х заявил, что Пётр при начале работы не имел иного богатства, кроме своего письменного стола.

Именно с позиции этого письменного стола, уже в 1994 году, судьба свела его с другим хитроманом ельцинской закваски – выходцем из небогатой еврейской семьи в западноукраинском Львове – Михаилом Фридманом. Как пишут современники, он владел тогда небольшим банком и предложил Авену 10% акций за проталкивание банка наверх. Авен предложение принял и позднее помог и Фридману, и банку пережить «чёрный четверг» в 1998 году. Плюс – купить аж 40% Тюменской нефтяной компании – ТНК. Что и стало их пропуском в клуб миллиардеров и самых богатых коллекционеров.

Но вернёмся к Авену. В Риге он купил особняк, где намеревается открыть музей русского искусства XX века. Что это за здание, рассказал местный рижский депутат. «В 1941 году в нём была штаб-квартира местной нацистской организации – ПЕРКОНКРУСТС. В июле 1941 года там гнездились палачи команды Арайса, уничтожавшие еврейскую общину Риги. Непосредственно в самом здании на улице Валдемара в тот период массово мучили и расстреливали людей». Для справки – мама родная Петра Авена по национальности еврейка.

А теперь – до кучи – ещё несколько слов о Михаиле Фридмане. В 2019 году лондонская газета «Таймс» назвала его богатейшим жителем Лондона с 15 млрд долларов. Имеет израильское гражданство. С 2015 года – налоговый резидент Великобритании, то есть живёт там каждый год безвылазно более полугода. И платит налоги именно там.

И вот ведь какое наказание для родителей – отец Миши Фридмана совершенно уважаемый человек, лауреат Госпремии СССР за разработку системы распознавания для военной авиации – всем известное «свой–чужой». Говорят, что, поступив в Московский институт стали и сплавов, тот занимался фарцовкой. Был Фридман и кооператором по мытью окон. Сделал предприятие Альфа-фото и совместное с некими швейцарцами Альфа-эко по вывозу из СССР нефти и нефтепродуктов. Потом была скупка акций Тюменской нефтяной компании, потом продажа её половины британской «Бритиш Петролеум». В 2013 году Фридман продал свою долю в ТНК за 15 млрд долларов. С этой прорвой денег Фридман рванул скупать европейские активы, но был включён в санкционные списки и оказался без копейки в британской квартире. Можно напомнить, как летом прошлого года он рыдал в одном из интервью, что ему нечем заплатить домработнице.

Но вернёмся с чего начали. Получается – на Западе бывших «наших» кровососов серьёзно маринуют, а здесь спокойно рассуждают, как Фридман и Авен получат ещё по одному миллиарду долларов легко и непринуждённо.

Впору задуматься – заинтересует ли эта история наши правоохранительные органы? У нас и при меньших суммах люди попадают в переплёт, а здесь – десяток миллиардов туда, десяток сюда… Есть же примеры, когда обворовывавших страну банкиров судят заочно, по крайней мере требуют их выдачи, как того же Пугачёва или братьев Ананьевых. Что мешает хотя бы не допустить передачу денег за Альфа-банк? На Западе даже наши государственные деньги заморозили. А мы-то чего такие добрые?

Что касается Петра Авена – здесь всё намного серьёзнее. Человек вывез в страну, входящую в НАТО, огромную коллекцию картин XIX-XX веков. Лучших картин лучших русских художников! Напомним – это Кандинский и Шагал, Гончарова и Ларионов, Кончаловский и Петров-Водкин, Серов и Коровин, Лентулов и Судейкин, Серебрякова и Анненков, Древин и Удальцова – и это лишь часть списка знаменитых русских художников, входящих в коллекцию Петра Авена.

Стоит вот что напомнить. По российскому ФЗ 4804-1 1993 года, чтобы вывезти живописное полотно за пределы России, необходим разрешительный документ, выданный Федеральной службой по надзору и охране культурного наследия на основании экспертизы. Говоря проще – нужна справка о художественно-культурной ценности картины. Конкретнее – о том, что работа никакой ценности для нашей Родины не представляет.

А сейчас подумайте – представляют или нет художественную ценность работы лучших русских художников, имена которых перечислены выше? И если в предоставленной справке было указано – что не представляют, то кто дал такую справку? А она ведь была – иначе не дали бы вывезти картины через таможню. А если он вывез картины контрабандой? В обоих случаях это преступление.

Одним словом – есть сильное подозрение, что Авен не мог никаким другим, кроме коррупционного, способом получить такое разрешение. И пусть наши правоохранительные органы хоть сейчас попробуют в этом разобраться. А до полного выяснения обстоятельств этого явно уголовного дела, которое сродни массовому вывозу Армандом Хаммером в США художественных и исторических реликвий Кремля в 20-е годы прошлого века, – следует наложить арест на акции Авена в Альфа-банке. Арестовывают же у нас в стране имущество и по более ничтожным по сравнению с этим основаниям.

И вот что совсем отвратительно. Как вы помните, другой новоиспечённый гражданин Израиля был вынужден продать футбольный клуб «Челси» за несколько миллиардов долларов. Заставили человека это сделать. Но деньги за клуб заставили передать в фонд помощи Украины. Так вот – есть твёрдая уверенность в том, что и Авен с Фридманом идут по той же дороге. И больше двух миллиардов за Альфа-банк окажется даже не у них, а у Зеленского и его группировки.

Как вам такое развитие? Мне кажется – попадание в самую точку.

Слово за Госдумой, Советом Федерации, Прокуратурой и Следственным комитетом.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте