Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Визит к художнику: о природе, работе с Песковым и извинениях Хрущёва

, 11:53

Визит к художнику: о природе, работе с Песковым и извинениях Хрущёва

К своей горечи узнал, что 8 марта 2023 года ушел из жизни Борис Жутовский, который бывал в Воронеже, оформлял книги Василия Пескова, и известен на всю страну, как художник, на которого Никита Сергеевич Хрущев вылил весь гнев недовольства, когда оказался на выставке авангардистов, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников. 

И вспомнился мой визит к нему…

Про Жутовского Бориса Иосифовича мне рассказывала художественный редактор книг Пескова, издаваемых в Воронеже, Светлана Глебовна Ратмирова. И я после нескольких попыток найти его телефон в Союзе художников всероссийском, потом – Москвы, наконец-то нашел.

Приехал по указанному им адресу. Вот в окне дома показалось лицо лысоватого мужчины в очках. Минута-другая, двери подъезда открылись, и я в коридоре квартиры художника.

Жутовский в дверях своей мастерской
Жутовский в дверях своей мастерской

– Ради Бога, не ругайтесь, что я к вам напросился, – извинялся я. – Но делаем серию «Замечательные люди Воронежского края», про Троепольского сделали, – я достал книжку. – И про Пескова собираемся.

Жутовский раскрыл книгу:

– Понятно, – полистал. – Хорошо сделали. Хорошая работа…– И, пожалуйста, сделайте милость, давайте, Вы – Миша, а я – Борис. Без всяких отчеств.

Страсть к путешествиям

– Хорошо… Извините, но у меня вопросы подчас лобовые. Первый: что для вас природа?

– Природа для меня, – Жутовский взял сигарету, закурил. – Ну, это после родителей первое место. Я ведь бродяга, мастер спорта по альпинизму. И лет с четырнадцати бродил по стране, избродил всю от Камчатских островов до Эстонских островов, и от острова Виктория рядом со Шпицбергеном до Кушки. Поскольку при большевистской власти выехать за рубеж никуда было невозможно, и, слава Богу, что я родился в России, а не в Андорре, я бродил по своей стране. Саяны, Тянь-Шань, Памир. Енисей. И на плотах, что я только ни делал! Я рисую все время, вот стоят – это последнее путешествие в Норвегию, – показал на стеллажи. – Я путешествовал до последнего времени. Вот год никуда не езжу, прихворнул сильно. А так я бродяжничаю всю жизнь.

– А что вы хотели от этого получить от путешествий?

– Повидать Землю. Природа очаровательна. Для меня ошеломительна. Я её люблю. Я в неё влюблён всю жизнь. Для меня природа – это… Вот, над вами висит мамонтовый клык с Чукотки. А вот череп кабана с Тянь-Шаня. А это череп коровы из Подмосковья, – показывал на стены. – Где-то после семидесяти уже большие путешествия были трудны. И у меня дружочек, он еще жив, с которым мы пятьдесят лет каждую весну, как только вскрываются реки, на байдарки и недели две-три путешествуем. Таким образом пропутешествовали пятьдесят вёсен. Последнее путешествие в 2006 году. Потом уже у нас ноги перестали работать для таких путешествий.

– А откуда у вас такая страсть?

– Еще в школе я познакомился с историками, у кого такие путешествия были, что называется, в заводе. Ситуация-то какая, при большевиках развлечений-то особенно не было. Единственное развлечение – это путешествие. Или пьянки. Пьянки не интересны, тусовки какие-то тоже не интересны. А путешествие – дико интересно.

Себеж, Воронеж и бобриная история

– В Интернете прочитал, что вы были в Себеже, как вас занесло туда? Для меня этот городок дорог тем, что в близлежащем от него гарнизоне я пошел в школу.

– В Себеж я попал достаточно поздно, потому что там родился Зиновий Ефимович Гердт. Я дружил с Зямой. Ко мне обратилась его вдова Таня с просьбой, чтобы я подумал над тем, чтобы делать памятник Зяме Гердту на его родине. Мы с приятелем сели на машины и поехали в Себеж и прожили там три недели на озере.

– А вы знаете, что Песков после себя тоже оставил камень на малой Родине, и там развеяли его прах.

– Знаю, конечно.

– А что для вас Воронеж?

– Я в Воронеже был пару раз. Первый раз меня ваш город заинтересовал много лет тому назад, Васька как раз. Сказал, очень смешно получилось, для своей мамы и себя купил билеты на пароход, но сам не смог поехать и уговорил меня, чтобы наши мамы поехали в путешествие. А потом меня очень занимало: в Воронеже была серьезная кампания по поводу бобров.

– А когда вы узнали про существование Пескова?

– Про Ваську? Так я же окончил институт в 56-м и в «Комсомолке» начал работать в 57 году.

– Чем вы занимались в «Комсомолке»?

– Я был там художником. Года два. И потом по заказам. Немножко писал и рисовал.

«Я был вольным художником»

…Мы разговаривали. Жутовский, выкурив несколько сигарет, предложил по чашечке кофе. Я согласился на чашечку чаю. Теперь мы пили: он – кофе, а я – чай. И продолжали беседу.

– Вы прогремели с известной выставкой в Москве. А как Песков отнесся к этому событию? Как-никак сотрудник органа печати.

– Вася категорически не участвовал в социальных проблемах страны. Он старался от всего от этого убежать. Везде со своей темой, мол, у меня своя правда. Более значимая, чем вы шумите, бьетесь… Гнул своё. Он достойная, глубокая, серьезная личность. И в тех условиях, в которых мы все жили, он нашел нишу.

– А вас пытались нагнуть?

– Я был вольный художник, не член партии. Всю жизнь вольный. Был членом комсомола в институте, а потом со мной ни о какой партии не говорили, потому что я нигде потом не работал штатно. Я уехал на год работать на Урал после окончания института, потом вернулся в Москву.

– А где на Урале?

- В Свердловске год проработал в издательстве СУКИ. Средне-Уральское книжное издательство. Я там поругался с Кириленко. Секретарь обкома.

– Тот, что потом шишкой в Москве стал?

– Да. Издательство пожаловалось ему. А я пошел к нему, так как мне, как молодому специалисту, не дали жилья, я ему так и сказал: «Вы же мне не дали ничего». Я подал заявление, две недели подождал, а не дают, не выполняют никаких обещаний, плюнул и уехал. Они мне даже трудовую книжку не отдали. Отдали лет через сорок – приятель привез оттуда. А я здесь стал по договорам работать, мне эта трудовая не нужна. В «Комсомолке» года два, потом по договорам. А только в издательстве «Молодая гвардия» проработал сорок лет! Художником. Еще работал в «Госполитиздате», других изданиях города Москвы. Я ведь вольный…

«Песков был роскошный газетный человек»

– А то, что вашу выставку разогнали, Васю не отталкивало?

– Никогда. Хорошие человеческие отношения. Да, при советской власти все преследовали личные интересы, поэтому борьба внутри любого коллектива была бесконечной: надо этого обложить, чтобы самому подняться. А Вася Песков, который сел на такого безобидного конька – природа, его всё время или хотели столкнуть с него, или затянуть в соучастие в каких-то других делах, чему он сопротивлялся. То есть человеческое достоинство для Васи было номер раз, а все остальное по боку.

– А какая нагрузка у Пескова – рубрика «Окно в природу», передача «В мире животных»…

– В том-то и его достоинство, что был роскошный газетный человек. Столько лет и это ж надо сохранить свое положение. И у него никакой спеси. От знакомств не извлекал никакой своей выгоды. Вот с Путиным, пошел к нему, что-то сделал, и никакой выгоды с этого не имел. Мне кажется, у него и близких друзей не было даже. Он приятельствовал. Но такого, о ком бы он говорил, что это ближайший друг, такого не было. Или советчик. Нет. Ровные, хорошие, как правило, деловые взаимоотношения. Доброжелательные вполне. Они кончились, и всё. Он ни разу мне не звонил: «Ну как ты живешь там? Давай, повидаемся, что-то давно не виделись». Не было этого, – позвенел ложкой в давно опустевшей чашке. – Обожал пить чай с курагой.

– Я знаю: ел простое – луковица, картошка. Как Троепольский: чем проще еда, тем лучше. Я вот общался с теми, к кому он приезжал. Напишет, ответ получит, договорится о приезде, приедет. Нет бы, губернатору позвонить, сопровождение потребовать, ан нет, сам, напрямую, к человеку. А скажите, Василий Михайлович анекдотчик?

– Немножко было. Но со мной не очень.

– Ну, а как вы работали над его книгой?

– С ним обсуждалось всё. Абсолютно. «Вот, Васька, я здесь это нарисую. Здесь – это». – «А вот это почему ты здесь не убрал?» В книжке ведь всё конкретно, кто и что. Он всё должен был посмотреть: почему, что, как. Тщательно. Это большая работа.

– В конце жизни Песков сказал: «Я уже устал».

– Конечно, работа напряженная. Еженедельно давать материал в газету на протяжении пятидесяти лет. Это грандиозная личность.

– Песков дома не сидел. Вы ездили с ним куда-нибудь?

– Конечно! Мы несколько раз ездили в бизоний заповедник под Москвой.

– Известно, что Песков бредил этим заповедником.

– Бредил, потому что природа. Это же заповедник – территория. Нужно отхватить кусок, что-то там построить. Какому-то колхозу отдать. Васька стоял за заповедник.

– А что можете сказать о Ленинской премии Пескова?

– Так случилось, что он подошел. Потому что нигде ни в чем не участвовал, ни в чем не замешан, никого не обижал, и книжка есть. А надо дать журналисту. Кому? Безобидному человеку Васе Пескову.

– Тогда премию дали еще актеру Черкасову, балерине Майе Плисецкой.

– Опять же, люди, не замаранные ни в какой склоке…

«Хрущёв позвонил и пригласил к себе на дачу»

– Вы и Никиту Хрущева рисовали?

– Да, – показал репродукцию.

– Он вас на выставке чуть не размазал…

– Ну, тогда он был начальником.

 Хрущёв на выставке 30-летия МОСХа выговаривает Жутовскому
Хрущёв на выставке 30-летия МОСХа выговаривает Жутовскому

Портрет Хрущева. Художник Жутовский
Портрет Хрущева. Художник Жутовский

– И как вы встретились с ним потом?

– Он позвонил мне и пригласил к себе на дачу. На день рождения. В Петрово Дальнее, такое место под Москвой. Это был последний его день рождения.

– А как это позвонил?

– Дело в том, что я был знаком с его внучкой, которая недавно погибла. Видно, она его уговорила, и он, видимо, собирался извиниться за 62-й год. Приехал я к нему на дачу. Ну, и мы ходили с ним, разговаривали.

Жутовский на даче у Хрущева. 1971 год
Жутовский на даче у Хрущева. 1971 год

– Он уже старенький, еле-еле ходил?

– Нет, хорошо. Я ему говорю: «Никита Сергеевич, а можно я Вас сфотографирую?» Он: «Да, пожалуйста». А потом: «Можно я несколько набросочков сделаю?» – «Да, пожалуйста». Вот я сделал набросочки. Он сидел на скамейке, а я делал. Хрущёв говорил: «Я же руководитель государства и не должен был туда ехать. Но кто-то меня туда затащил. И кто-то один из больших художников стал на ухо говорить мне: «Сталина на них нет», я на него так разозлился, а стал кричать на вас».

Правду говорил Хрущев или хотел хоть как-то реабилитироваться, об этом мы уже вряд ли узнаем. Но сам факт извинения говорит о многом.

P.S. …Мы еще долго говорили. Жутовский курил, пил кофе, а я слушал. На прощанье мой собеседник преподнес ещё один подарок – свою книгу «Последние люди империи». И подписал: «Мише на радость. И удачу…». Еще не веря тому, с кем я повстречался, я листал книгу.

Уходя, я сфотографировал Бориса Иосифовича в дверях его мастерской около плаката с его выставки. Одной рукой он оперся о дверь, а другую засунул в карман – вольный человек.

Я шел, переполненный огромным пластом былой и вместе с тем настоящей жизни, к которой прикоснулся и словно помолодел. Снова на Тверской-Ямской в глаза бросились двери подъезда, в которые часто вбегал в конце 60-х и первую половину 70-х, а позже – наездами, и не знал, сколько событий происходило рядом на 1-м Ямском, а теперь все это смешалось, закружило и понесло. Я снова оказался в конце 60-х – первой половине 70-х, но уже в ином качестве, и все последующие годы вихрем пронеслись, раскрывая эпоху Пескова и его самого в ней.

Картина: Как один день
Картина: Как один день

Визит к художнику: о природе, работе с Песковым и извинениях Хрущёва

Портрет Беллы Ахмадулиной
Портрет Беллы Ахмадулиной

Портрет Владимира Кассиля художника Жутовского
Портрет Владимира Кассиля художника Жутовского

Портрет Александра Галича
Портрет Александра Галича

Аркадий Райкин
Аркадий Райкин

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram