Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 9 (855) 7–14 марта 2023 г. 13+

Украинские «Леопарды» и «Хаймарсы» заправляют российской соляркой

, 18:22 , Главный редактор АН

Украинские «Леопарды» и «Хаймарсы» заправляют российской соляркой
Фото Сергей Карпухин/ТАСС

Только что американский журнал «Форбс» опубликовал список российских богатеев – кто сколько нажил за прошедший военный год. Понятно, в списке много чего и кого есть. Но оставим их всех, кроме основателя и акционера нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова. Его состояние на 2022‑й – военный – год составило 10, 5 млрд долларов. Уменьшилось на 14 млрд по сравнению с 2021 годом. И связано это с тем, что основные активы созданной им нефтяной компании расположены за границей. А там против наших бизнесменов давно ввели санкции. Но вот парадокс – в Болгарии, где в городе Бургасе расположен крупнейший в Европе нефтеперегонный завод, принадлежащий ЛУКОЙЛу, а значит, и Алекперову, санкций против завода нет! Спросим – почему и с чего?

И тут придётся рассказать о грандиозном скандале с поставками из Болгарии авиационного керосина и дизеля для танков Т-64, американских и британских бронемашин, в том числе «Бредли» и РСЗО «Хаймарс», – внимание! – на Украину! Это означает, что из российской нефти, которую танкерами из Новороссийска везут на нефтеперегонный завод ЛУКОЙЛа в болгарский Бургас, делают бензин, авиакеросин и солярку, которые болгары переправляют в украинские ВСУ. Официальная версия – болгарское правительство может гнать туда солярку, поскольку Украина не входит в санкционный список Евросоюза и туда Евросоюз разрешил поставки лукойловских ГСМ.

В январе нынешнего года об этом рассказала немецкая газета Die Welt. В нашем информационном пространстве это озвучил генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский на телешоу «60 минут» 9 января 2023 года. Именно он заявил тогда, что основные поставки топлива на Украину для обеспечения ВСУ идут из Болгарии. Но именно немцы, словно наивные простаки, оповестили весь мир, что дизель для украинской армии производится из российской нефти. В порту Новороссийск её заливали в морские танкеры, которые разгружались в болгарском нефтетерминале Росенец. При этом и терминал, и НПЗ «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» находились будто бы под управлением российской компании. Других сведений до января нынешнего года не было. И только в нынешнем январе НПЗ «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» вроде бы перешёл под операционный контроль болгарского правительства.

О том, что это никакой не государственный секрет, регулярно говорит Владимир Соловьёв на государственном телевидении в программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым». А в самой Болгарии об этом не только давно знали, но и писали открыто и публично. В октябре 2022 г. болгарская деловая газета «Капитал» сообщила о растущих поставках топлива на Украину. Вы не поверите, но эта самая болгарская газета без всякого стеснения сообщала о том, что ежедневно по железной дороге через Румынию на Украину уходят несколько составов с цистернами, заполненными лукойловским топливом на НПЗ в Бургасе. При этом российская нефть, переработанная в солярку, бензин и авиационный керосин, покрывает почти половину потребностей украинских войск. Об этом немецкой газете сообщил экс-министр финансов Болгарии Асен Василев. Вот что сказал болгарин: «После начала СВО София покрывала до 40% потребностей Киева в топливе». В нынешнем феврале об этом подробно писала и газета «Московский комсомолец».

Есть в Болгарии Национальный статистический институт – НСИ. Так вот, в августе прошлого года он раструбил на весь мир, что Украина стала лидером по болгарскому экспорту за пределами ЕС, обогнав США. Кто не знает – из лукойловского НПЗ в болгарском Бургасе солярка идёт и в США, но в Вашингтоне почему-то стерпели рост поставок солярки на Украину, хотя самим этой солярки не хватает. И хотя многие из нас думали, что Болгария поставляет на Украину лишь старое советское оружие, но истинный рост экспорта оказался связан не с оружием, а с поставками топлива для ВСУ.

Надо сказать, что ЛУКОЙЛ всячески отрицает то, что связан и даже организует поставки топлива для украинских ВСУ. Даже угрожает судебными исками тем, кто об этом говорит. ЛУКОЙЛ и в самом деле не имеет договоров на поставку солярки и авиакеросина на Украину. Но кто же будет так тупо и не по-современному торговать? Для этого может быть использована цепь посредников и подставных фирм. Но, скажите на милость, – умаляет ли это ужас от того, что российской соляркой заправляют украинские танки, в том числе «Леопарды» и РСЗО «Хаймарс», которые убивают наших солдат?e_SClBГоворят, что такая ситуация сложилась для ЛУКОЙЛа не на ровном месте. Компания оказалась между молотом и наковальней. И вот почему. С момента образования её главной задачей был захват западных рынков. Отсюда приобретение НПЗ в Болгарии, Румынии и Италии. Плюс сеть автозаправочных станций в Европе и США. И сегодня, когда Запад поставил нас в режим санкций, компании приходится вертеться как ужу на сковородке. Да так вёртко, что в самую пору было закрыть глаза на то, что горючее с его завода в Болгарии идёт на заправку украинских танков и самолётов, которые стреляют по нашим солдатам и ежедневно уничтожают Донецк, Горловку, Новую Каховку и десятки других сёл и городов.

А сейчас посмотрите на объёмы поставок горючего для Украины. Об этом сообщили сами болгары со ссылкой на председателя правления АО «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» Ильшата Шарафутдинова. Так вот – только в 2022 г. завод в Бургасе переработал больше 7 млн тонн нефти. Получено под два миллиона тонн высокооктанового автомобильного бензина, больше трёх миллионов тонн дизельного топлива и под два миллиона тонн других видов топлива. В том числе авиационный керосин. И 40% объёма этого гигантского моря пошло на Украину, в танки и самолёты ВСУ.

Как уже сказано, ЛУКОЙЛ всячески отрицает эти поставки топлива на Украину. Формально это действительно так. Единственным торговым представителем ЛУКОЙЛа по поставкам нефти и нефтепродуктов за пределы России является компания Litasco, входящая в группу ЛУКОЙЛ и зарегистрированная в Швейцарии. Она и получает выручку за услуги по переработке сырья. Так что сам ЛУКОЙЛ солярку для украинских танков не продаёт. Это делает другая компания, водящая в ЛУКОЙЛ. Собственно, это и стало причиной скандала в Болгарии. Наши болгарские бывшие братья обиделись, что ЛУКОЙЛ платит мало налогов в Болгарии, а основные сливки оседают на счетах трейдеров того же ЛУКОЙЛа в Швейцарии и Голландии. Вот болгары и наехали через прессу. Хотя и не сильно. Ясно же, что эти поставки делались с благословения Вашингтона. Ну не из Америки же возить солярку для Киева? И об этом узнали мы.

Всё так и продолжалось бы, но обиженные болгарские депутаты 13 января этого года утвердили законопроект о введении внешнего управления на НПЗ в Бургасе. Фактически это означает национализацию. Но в тот же день торговая дочерняя компания ЛУКОЙЛа Litasco заключила сделку с румынами. Отныне половина нефти ЛУКОЙЛа из новороссийского порта поступает не в болгарский Бургас, где на ЛУКОЙЛ наехали власти, а в румынский порт Констанца и будут перерабатываться на румынском НПЗ Petrotel Lukoil в г. Плоешти. Об этом сообщили сами румыны. А что это означает для нашей скандальной истории? То, что переработка нефти стала ещё ближе к украинской границе.

Вот что говорит генеральный директор аналитического центра «ИнфоТЭК» Рустам Танкаев: «Возникает вопрос: кому в реальности принадлежала идея о поставках топлива на Украину – властям Болгарии или руководству нефтяной компании?

Что получается? Россия ведёт спецоперацию, наши парни гибнут в боевых действиях, а крупный бизнес полагает, что деньги не пахнут. Административные заслоны на продажи стратегического сырья врагу ставятся главным образом в форме благих пожеланий».

Ещё одним крупным поставщиком сырой нефти в Румынию и дальше, но уже в виде солярки на Украину является казахская компания «КазМунайГаз». У казахов в Румынии есть нефтяной терминал около порта Констанца и два нефтеперегонных завода. Из Казахстана нефть для ВСУ через Румынию идёт через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), принадлежащего России, и новороссийский порт. Так что не надо удивляться, если украинская армия накануне запланированного на эту весну наступления получит кроме болгарского поставщика нового крупного поставщика топлива из братского нам Казахстана.

Что характерно. Какими бы тропами и путями ни перемещались солярка и все остальные виды горючего для ВСУ, они всегда заканчиваются железнодорожными путями, мостами и тоннелями уже на Украине. То есть в зоне проведения СВО.

И здесь поставки ГСМ могут быть остановлены ударами в рамках СВО, как и было в начале спецоперации. Специалисты считают, что уже сегодня можно с уверенностью сказать, что без болгарских поставок спецоперация уже либо закончилась, либо была близка к завершению.

Сразу на ум приходят три варианта происходящих событий. Первый – измена российских миллиардеров.

Но это слишком просто. Да и поставки сырой нефти в Болгарию и Румынию из Новороссийска на заводы ЛУКОЙЛа – это не секрет. Об этом знают все. Да и как запретить болгарам гнать излишки солярки на Украину? Хотя и нужно бы – НПЗ в Бургасе они не остановят никогда. Где им потом брать горючее для себя: поставщик-то один – ЛУКОЙЛ, и его завод в Бургасе «заточен» только под лукойловскую нефть. Так что больше похоже на преступную халатность – авось не узнают!

Следующий вариант – принуждение руководства ЛУКОЙЛа болгарами и Соединёнными Штатами к такому гнусному сотрудничеству с нашим врагом. Известно же, что у всей этой нашей нефтяной элиты есть много чего за рубежом. Дома, бизнес, яхты с самолётами, многочисленные жёны с многочисленными детками. Ну чем не прекрасная возможность держать наших нефтеторговцев сами знаете за что! А может, пора таких управленцев менять и даже национализировать ЛУКОЙЛ за тёмные схемы реализации горючего?

Наконец, третий вариант, самый хитрый, но который даёт хоть какое-то объяснение того, что русская солярка каждый день шла на Украину эшелонами. При этом их, то есть эшелоны с подтёками мазута и солярки, у нас не замечают, кроме отставного генерал-лейтенанта Евгения Бужинского, журналиста Владимира Соловьёва и председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Так вот: давайте вспомним, что уже больше года, как идёт война на истощение украинской армии. В комментариях аналитиков часто звучат фразы о массовой утилизации украинских бронетехники и самолётов. На очереди – утилизация иностранных танков. Может, в этом и состоит цель – заправить их танки и тягачи «Хаймарсов» горючим, чтобы они выползли из тёмных нор под прицел наших гаубиц и дронов типа «Ланцет»? И после этого их дружно уничтожать. Иначе украинская бронетехника и самолёты останутся целенькими, а горючее им доставят из Польши, когда будет срочно надо. Например, перед ожидаемым весной наступлением ВСУ на Крым. Кроме того – оставаясь у вентиля в Болгарии и Румынии, можно его и перекрыть, когда наступит крайняя необходимость в ходе нашего наступления и освобождения от нацистов левобережной и южной Новороссии. В том числе вентиль казахов в Новороссийске.

Но это всего лишь догадки. И пусть разбираются компетентные органы, если это не является частью планов по сокрушению врага.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram