Аргументы Недели Иркутск → Общество № 4 (850) от 1.02.23 13+

Цирк Бурятии продвигает республику на самых крупных площадках страны и мира

, 08:02

Цирк Бурятии продвигает республику на самых крупных площадках страны и мира

Цирк всегда был немножко синонимом волшебства. У кого из нас в детстве не захватывало дыхание от прыжков эквилибристов под куполом, кто не смеялся над шутками клоунов и не ахал от тигров на арене? В России действует около 50 цирков различной направленности и среди них особо выделяется цирк Бурятии. Его гуттаперчевые девочки сегодня выступают в самом известном цирке в мире — Дю Солей. А когда-то все скромно начиналось с небольшого коллектива в одном из бурятских театров.

Шли 1990-е годы — не самые простые для страны. И люди, и предприятия, и творческие коллективы выживали как могли, однако очень старались — выступали и ездили на гастроли. В 1996 году Майдари Жапхандаев, основоположник бурятского цирка — а тогда директор театра Бурятской драмы — приехал с театром на гастроли в Монголию. Там он впервые увидел монгольский цирк и понял, что хочет такое же у себя в Бурятии. Несмотря на происходящее в экономике на тот момент, он не сомневался, что у этого позитивного искусства, ориентированного на детей, определенно есть будущее. Эта идея настолько увлекла его, что, несмотря на все сложности, он сумел убедить всех, кого смог, и в Бурятию приехали три представителя монгольского цирка. Это были профессиональные тренеры, с которыми официально заключили контракт и которые помогли запустить цирковую работу в Улан-Удэ. Сначала открыли детскую студию, а первую труппу набрали в том же бурятском театре. То есть, по сути, цирк вышел из бурятского академического театра имени Хоца Намсараева — именно со сцены Буряад театра началась история цирка.

Финансировался проект из общего театрального бюджета, с чем не все были согласны, ведь никто не знал, выйдет ли из этого что-нибудь. Однако в начале двухтысячных годов знаменитые «гуттаперчевые девочки» из Бурятии получили Золотого клоуна на фестивале в Монте-Карло — а это высочайшая награда в области цирка, цирковой «Оскар». После этого в 2001 году в Бурятии появилась профессиональная цирковая труппа.

Как отмечает нынешний директор Бурятского цирка имени Жапхандаева Наталья Борисова, бурятский цирк всегда развивался параллельно с Российской государственной цирковой компанией и на сегодня он входит в пятерку региональных цирков, которые работают не в системе Росгосцирка. По сути, это отдельный, самостоятельный субъектовый цирк, и финансируется он из регионального бюджета. В таком же режиме существуют еще бриллиантовый цирк Якутии, цирки в Казани, Удмуртии, Симферополе и Хабаровске. Однако из всех этих цирков собственные труппы есть только в Бурятии и Якутии. Даже казанская арена не имеет собственных артистов. Зато столица Татарстана располагает совершенно потрясающим зданием, где с гастролями с удовольствием выступают заезжие цирковые артисты. В этом году там выступит и бурятский цирк.

Дом для цирковых

А вот в Улан-Удэ подобной площадки нет. Цирк в Бурятии не располагает собственным зданием. Такой вот казус. Таланты, пусть не сотнями, но есть, а где репетировать и выступать? Цирковым артистам нужны специальные условия — как минимум, потолки высотой не менее 13 метров, прочная конструкция, чтобы обеспечить безопасность эквилибристов и акробатов, выполняющих номера высоко от пола. А для репетиций труппа собирается на втором этаже одного из торгово-развлекательных центров города, где снимает помещение. «Это, конечно, лучше, чем ничего и какие-то номера отрабатывать там можно», — говорит руководитель коллектива Наталья Борисова. А более сложные программы отрабатываются во время гастролей — например, в Хабаровском цирке. Гастроли длятся месяца полтора, за это время в соответствующем уровню номеров помещении артисты не только выступают, но и успевают отработать что-то новое. «Хотя конечно, — мечтает Наталья Борисова, — отдельное здание позволило бы сделать большой шаг в развитии — и своем, культуры Бурятии и, пожалуй, даже всего Дальнего Востока».

Здесь надо смотреть шире, считает Борисова. Хорошая современная площадка — это большие перспективы. Во-первых, в Улан-Удэ не так много профессиональных учреждений для детей — пожалуй, только цирк и кукольный театр Ульгэр, который сейчас на капремонте. Плюс новое здание цирка — это новые возможности и для зрителей. Ведь в Улан-Удэ можно будет привозить современные цирковые программы из центральных регионов страны, полномасштабные, красочные, крутые, которые пользуются огромным спросом зрителей. Гастроли знаменитых коллективов, таких как Московский цирк на проспекте Вернадского или цирк Никулина, это несколько многотонных фур, не менее 200 артистов, 50–60 самых разных животных, вплоть до слонов. Так что специальное отдельное помещение для них просто жизненно необходимо. Строго говоря, пока что в столицу Бурятии проще привезти с концертом Филиппа Киркорова, чем шоу-программу Гии Эрадзе. Потому что некуда.

И самому Росгосцирку эта тема очень интересна, замечает Наталья Борисова. Сегодня российский цирк — это 38 стационарных цирков, шесть передвижных и еще те самые пять цирков, которые не входят в систему Росгосцирка. Ближайший к Бурятии системный цирк находится в Иркутске, а следующий — только во Владивостоке, и это огромное «плечо» очень затратно в плане гастролей. «По-хорошему, — говорит Наталья Владимировна, — должна была быть такая цепочка: Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Ведь было бы логично — к нам заходит программа по дороге из Иркутска, работает месяц, переходит в Читу, далее в Благовещенск и так далее по цепочке. Так бы труппы могли показывать свое мастерство, а заодно зарабатывать на бензин и корм животных».

Вопрос со зданием цирка обсуждался и не раз. Прошлым летом в подобной дискуссии принял участие даже генеральный директор Большого Московского государственного цирка, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Эдгард Запашный. Во время встречи с главой Бурятии Алексеем Цыденовым они говорили и о здании, и о собственной цирковой школе.

Конечно, цирковые мечтают о своем доме и даже примерно представляют, каким бы хотели его видеть. Это даже не обязательно должно быть специализированное традиционное помещение только для цирка: это можно создать даже многофункциональный центр с возможностью показа цирковых и других представлений. Важно выдержать нужную высоту, обеспечить манеж и специальные помещения для содержания животных. Подойдет, наверное, даже быстровозводимая конструкция, главное, чтобы технике безопасности соответствовала. «Я думаю, что это вопрос решаемый, просто, возможно, в нынешних условиях его поднимать не очень корректно — у всех другие сейчас приоритеты. Мы к этому вопросу обязательно вернемся, но не в этом году», — не сдается Борисова.

Пока же цирк Бурятии продолжает тренироваться в торговом центре, выступает в одном из театров или в физкультурно-спортивном комплексе. И при этом остается востребованным. Даже в разгар пандемии цирк Бурятии стал одним из немногих учреждений культуры, которые выполнили госзадание по числу мероприятий и платным услугам. За одни только новогодние праздники в ковид цирк дал 44 представления — пусть и проходили они на малой сцене Русского драматического театра. Там в условиях ограничений по посадочным местам собиралось по 30 человек, так что спрос сильно превышал предложение. Несмотря ни на что, бурятский цирк и на гастроли вывозит прекрасные программы. Хотя в современных условиях гастрольные планы всего российского цирка заметно изменились и довольно сильно. «Да, возможно, бурятского цирка это коснулось в меньшей степени, центральные и крупные коллективы пострадали сильнее и, тем не менее, — сетует директор. — у республиканского цирка тоже были свои планы. Труппу приглашали на гастроли в Турцию, проявляла большой интерес Италия, осенью по разным причинам сорвались гастроли в Монголию».

Дю Солей и флаг Бурятии

Животных в цирке Бурятии нет, хотя так было не всегда — какое-то время назад в цирке выступали дрессированные пудели, они пользовались успехом. Однако собачий век короток, все эти четвероногие артисты на сегодня уже пенсионеры и живут у сотрудников цирка. А новых решили пока не заводить. И как говорит Борисова, это не только из-за отсутствия условий для их содержания. Это в целом такая концепция — ставка на акробатические номера и артистов.

И люди — это еще одна большая проблема цирка. Если говорить о якутском бриллиантовом цирке, то в его труппе насчитывается 200 человек, а в Бурятии всего 37, из которых 24 артиста — 18 артистов цирка и 6 человек балета. «Это очень мало, потребность у нас колоссальна, — отмечает Борисова. — И если обычно в цирке каждый артист выполняет свою функцию, то есть он является или жонглером или акробатом, то у нас один и тот же человек может быть и жонглером и акробатом и клоуном, порой экономистом, юристом, водителем и даже специалистом по маркетингу. Выполняет по 5–6 функций фактически, хотя получает одну зарплату, что не совсем справедливо. Причина здесь комплексная — нет помещения, нет базы для репетиций, плюс большая труппа требует больших расходов, но перспектив на такое финансирование пока нет».

И тех, что есть, набирать не всегда просто. В Бурятии сегодня есть цирковая школа дополнительного образования, там воспитываются все артисты, в том числе гуттаперчевые девочки. По согласованию с колледжем искусств набирается цирковое отделение. Обучившись в цирковой школе и колледже искусств, артисты переходят в профессиональную труппу. Иногда могут в труппу взять и буквально «человека с улицы» — цирковая сфера тем и уникальна, что образование там не всегда требуется, главное талант. Для такого таланта собирают специальную комиссию и при положительном решении оформляют новой звезде трудовую книжку. Кстати, еще одна особенность цирка в том, что трудовые книжки в нем могут оформить дети уже с 10 лет. То есть ребята, параллельно с обучением в школе, уже ведут профессиональную деятельность и, например, отработав 15 лет, могут к 30 годам выйти на пенсию. В самом прямом смысле, а дальше — получать пенсию, работать, воспитывать детей и в целом заниматься, чем хочется.

Артисты в бурятском цирке высококлассные. Об этом говорит множество фактов — не только успешные гастроли, но и востребованность артистов на самых крупных цирковых площадках страны и мира. Две артистки из бурятского цирка уехали летом по приглашению на работу в Саудовскую Аравию, а целая труппа «гуттаперчевых девочек» работает в Дю Солее уже 13 лет и это там самый длительный контракт. Эти девушки продвигают Бурятию не только каждым своим выступлением, но и просто своим присутствием. Дело в том, что по традиции, над куполом цирка развеваются флаги тех стран, представителями которых являются артисты труппы. Так вот даже сейчас над Дю Солеем реет флаг России — и отдельно флаг Бурятии. Как дань уважения далекой республике у Байкала и ее прекрасному цирку.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram