Аргументы Недели → Общество № 4 (850) от 1.02.23 13+

WSJ: США настаивают на прекращении оказания Турцией услуг перевозчикам из России, использующим самолеты производства Boeing

, 17:58

WSJ: США настаивают на прекращении оказания Турцией услуг перевозчикам  из России, использующим самолеты производства Boeing

На прошедшей неделе президент России Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции очередное совещание с членами правительства. Основная тема встречи – развитие внутреннего туризма в 2023 году.

Президент подчеркнул, что вопрос развития внутреннего туризма является сейчас одним из актуальных. Доклад по теме совещания сделал глава Минэкономразвития Максим Решетников. Отметив, что механизмом кешбэка (программой возврата части стоимости путёвки) воспользовались в 2022 г. почти 3, 5 млн человек, профильный министр (отрасль после ликвидации Ростуризма отписана в Минэкономразвития) опустил тот факт, что в бюджете на текущий год денег на кешбэк не выделено совсем.

Отметим также, что новый куратор туризма понимает стратегические задачи (по крайней мере проговорил их), перманентно стоящие перед отраслью: «Повышение ответственности отрасли перед туристами, разработка обновлённого отраслевого закона, предложения по выходу отрасли из тени». Поэтому удивительно, что на словах декларируя повышение ответственности отрасли перед туристами, министр в докладе отметил только то, что министерство закрыло «тему с компенсацией туроператорам расходов на вывоз туристов из-за рубежа в феврале–мае из-за действий недружественных стран». Начнём с того, что не все туроператоры (ТО) считают тему компенсаций закрытой, так как ещё 30 декабря Минэкономразвития обещало распределить 2, 1 млрд руб. между 26 туроператорами, но денег ещё нет. И кстати, туроператоры запросили сумму в 3 раза больше – 6 миллиардов. Но важнее для нас, туристов, в этой ситуации другая, не менее важная тема, непосредственно связанная и с ответственностью, и с выходом из тени, – долги ТО за неисполненные из-за ковида и санкций туры.

Тема совещания не про выездной туризм, министра за язык никто не тянул, но уж коли он сказал про компенсацию ТО за вывозные рейсы, можно было бы, понимая ответственность отрасли перед туристами, сказать пару слов и о долгах ТО перед туристами, которых не довезли до недружественных стран. Впрочем, к этой важной теме в нашем обзоре мы ещё вернёмся, а пока, завершая рассказ о совещании у президента, отметим позитивный момент из выступления министра транспорта Виталия Савельева – он пообещал увеличить количество пассажиров, доставленных в Крым железной дорогой, с 2, 2 млн в 2022 г. до 3 млн в 2023 году.

Долги наши

Возвращаясь к долгам ТО перед туристами за неисполненные из-за ковида и санкций туры. Так как правительство молчит, в ход пошли «инсайды» – так теперь называют слухи и домыслы. Так вот, профильные телеграм-каналы разгоняют тему, что очередной отсрочки для ТО не будет, так как сумма задолженности, по оценке Минэкономразвития, незначительна и не превышает 1 млрд рублей. Поэтому правительство не станет выпускать постановление, устанавливающее особый порядок возврата денег за несостоявшиеся туры, оплаченные до 24 февраля прошлого года, – разработку особых правил возврата сочли нецелесообразной, даже несмотря на предоставленную Госдумой возможность, ведь в декабре прошлого года по инициативе комитета по туризму депутаты оперативно внесли соответствующие изменения в законодательство.

Однако что такое даже 1 млрд в людях, не поехавших в отпуск? Так ли это «незначительно»? Но даже на этот простой вопрос нет ответа.

Напомним, что Максим Решетников в начале декабря прогнозировал, что до конца 2022 г. долг туроператоров перед туристами за несостоявшиеся поездки сократится до 1, 5 млрд рублей. Реальных официальных цифр долга пока нет, эксперты отрасли называют суммы от 2 до 10 млрд рублей.

Тем временем ассоциация «Турпомощь», созданная как раз для оказания экстренной помощи российским туристам за рубежом, пострадавшим по причине банкротства и финансовой несостоятельности туроператоров, 25 января провела первое в этом году заседание наблюдательного совета. Одним из главных вопросов стало рассмотрение заявок на выход из объединения восьми участников. При этом семь из них подали заявления на возврат средств из фонда персональной ответственности, который выполняет роль финансовой гарантии перед туристами. Трём ТО в возврате средств отказали сразу, так как у них имеются неисполненные обязательства перед туристами, а по остальным четырём запустила проверку. Это «С-Тревел», «Де Визу», АО «ГЦБИТ» и «Туристическая фирма «Кавказ». У туристов есть 30 дней, чтобы заявить свои требования.

Duty Free minus

В международном терминале Шереметьево официально разрешили делать покупки в дьюти-фри пассажирам, которые летают на рейсах внутри ЕАЭС (Евразийский экономический союз), т.е. между Россией, Беларусью, Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном. Преподносится это событие как достижение, но, как говорится, есть нюанс. На ценниках будут две цены: первая – для международных рейсов, как и ранее, и вторая – для пассажиров зоны ЕАЭС. Вторая цена будет больше, так как в стоимость будут включены пошлины. А Duty Free – это магазин беспошлинной торговли. Но всё равно, даже с учётом того, что в магазинах беспошлинной торговли цены будут включать пошлины, новость хорошая, по крайней мере в части алкогольной продукции, так как вымывание импортной качественной алкогольной продукции в магазинах внутри страны видно невооружённым взглядом, а в дьюти-фри этот процесс пока не так заметен, и пассажиров хоть и криво, но хоть так уравняли в правах.

Околошенгенская сводка

Начнём с позитивной, хоть и формально, новости. Посольство Швеции в России возобновило приём заявлений на визы, который был приостановлен по техническим причинам с 16 января. На сайте визового центра Швеции в России говорится, что заявление на визу рассматривается 15 дней, при этом срок рассмотрения может быть увеличен до 45 дней, если потребуются дополнительные документы.

Почему новость формально позитивная? Потому что, мягко говоря, шведов нельзя было назвать фанатами выдачи россиянам длинных шенгенских виз и раньше. Но, однако, в отличие от тех же финнов полностью выдачу виз страна не прекратила.

Следующая новость за сутки из позитивной превратилась в не очень. Сначала администрация Морпорта Сочи заявила, что ведутся переговоры с Абхазией и Грузией (Грузия подала заявку на членство в ЕС) о запуске морского сообщения с Сочи. Но буквально на следующий день в Грузии факт переговоров опровергли. «Заявляем, что у Грузии нет морского сообщения с Россией», – заявили в агентстве морского транспорта министерства экономики и устойчивого развития Грузии.

Ранее мы сообщали, что президент Грузии Саломе Зурабишвили выступила против возобновления авиасообщения с Россией, а на этой неделе Грузия подписала соглашение с Великобританией и Северной Ирландией о начале воздушного авиасообщения между странами. Ну так просто совпало, конечно.

Последняя на сегодня новость в этой сводке – из Боснии и Герцеговины, балканской страны, кандидата в ЕС и в то же время всё ещё пускающей туристов из России без виз. Россияне пока ещё могут находиться в стране без визы до 30 дней. Евросоюзу такое положение дел не нравится, и Брюссель рекомендует Боснии и Герцеговине приоритетно согласовывать свою визовую политику по отношению к третьим странам, в особенности к тем, «которые представляют риск для безопасности ЕС». Проще говоря, будет здорово, намекает Брюссель, если Босния и Герцеговина введёт визы для россиян.

Риторический вопрос, конечно, но при чём тут всё же туристы из России?

Китайский Новый год

Как известно, официально Новый год в Китае наступил 22 января 2023 года. А праздновать его китайцы так же официально собираются по 5 февраля. А неофициально и того дольше. Мы это к тому, что в канун своего Нового года посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй заявил, что граждане России уже могут получать туристические визы в Китай. Заявил… и ушёл праздновать. На сайте посольства Китая в России никакой новой информации на этот счёт не появилось.

«АН-Туризм» собрал, что удалось узнать по этой теме за китайские праздники.

Туристам, как и тем, кому уже разрешён въезд в страну, также придётся сдавать ПЦР-тесты (48 часов) и заполнять декларацию о состоянии здоровья на специальной веб-платформе, на которой будет сформирован код, который спросят в аэропорту прибытия.

Но точного ответа на главный вопрос – когда начнут выдавать туристические визы китайские диппредставительства в России – всё ещё нет. Вот тут разброс и шатание мнений очень сильные – от «с 6 февраля» до «к концу февраля как минимум». «АН-Туризм» склоняется к последней версии.

США давят на Турцию

Как пишет The Wall Street Journal, США настаивают на прекращении оказания Турцией услуг (заправка и поставка запасных частей) перевозчикам из РФ, использующим самолёты производства Boeing. Турции пригрозили вторичными санкциями, штрафами, потерей экспортных привилегий и даже тюремным заключением для отдельных граждан.

Издание сообщает, что позиция Белого дома донесена до турецких официальных лиц ещё в декабре. Комментариев со стороны Анкары ещё не было.

Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram