Школьный долгострой в Иркутске обрастает нехорошими делами
№ () от 24 января 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]
В конструктивное русло не может войти скандальная история со сдачей школы на улице Багратиона в Иркутске, подрядчик которой — компания СПМК-7, принадлежащая семье регионального политика Алексея Красноштанова. Взявший на себя обязательства построить школу к концу прошлого года, застройщик по различным причинам сдвинул эти планы на декабрь года нынешнего. Однако администрация города, как и депутаты думы, сомневаются в реалистичности выполнения и этих обязательств. Мэрия, чтобы избежать рисков дальнейшего затягивания постройки объекта готова расторгать контракт и искать другого подрядчика. Областная прокуратура тем временем уже возбудила административное дело в отношении гендиректора СПМК-7 за неисполнение контрактных обязательств.
24 января на заседании комиссии по собственности и экономической политике думы Иркутска депутаты в очередной раз вернулись к обсуждению ситуации, сложившейся вокруг строительства школы на улице Багратиона на 1,3 тыс. учеников, стоимостью 1,75 млрд рублей. Вопрос с критическим затягиванием сроков ее возведения — на год (а то и больше) в стенах думы обсуждался уже неоднократно, начиная с осени прошлого года.
Руководитель МКУ УКС Иркутска Александр Зыбайло на этот раз рассказал депутатам, что неосвоенные в 2022 году средства на строительство объекта вернулись в федеральный и региональный бюджеты. Теперь, чтобы стройка продолжалась, городская администрация вынуждена подавать заявку на восстановление финансирования. Это будет сделано до 13 февраля.
По информации начальника УКС, стоимость строительства школы на Багратиона составляет 1,75 млрд рублей. Освоено из них на конец 2022 года 574 млн рублей. В настоящее время предусмотренные ранее деньги на строительство из разных бюджетов — 490 млн — из федерального, 339 млн — из областного и 228 млн — из муниципального — вернулись на свои счета.
«Вероятность восстановления этих средств из федерального и областного бюджета крайне низкая. В самом негативном сценарии — 1,1 млрд рублей, необходимый на строительство школы, придется изыскать из муниципального бюджета», — обрисовывает неприятную картину Александр Зыбайло.
Но это еще половина беды. Подрядчик, ранее пообещавший и городским властям, и депутатам думы, и жителям микрорайона, где возводится учебное заведение, закончить свою работу к концу 2023 года, может не справиться со своими обязательствами. По данным УКСа, на площадке сейчас работает 60 человек и 15 единиц техники. Александр Зыбайло отмечает: «Мы как заказчик крайне сомнительно воспринимаем обещания подрядчика сдать объект к концу 2023 года, потому что ресурсы, задействованные на площадке, скорее всего, не позволят исполнить это обязательство».
Негативный прогноз поддерживает и заместитель мэра города, глава комитета по градостроительной политике Евгений Харитонов.
«Если такими темпами будет продолжаться, то есть риски не закончить к концу года. Там должно работать человек 300, а на площадке лишь 50–60 человек, — подчеркивает он. — Сейчас, как приоритетный вариант рассматривается расторжение договора с действующим подрядчиком и заведение на объект нового. Потому что нынешний подрядчик сегодня не готов работать за счет оборотных средств, а найти дополнительное финансирование мы сможем не раньше лета».
По мнению Евгения Харитонова, своеобразной «точкой невозврата» должен стать март, когда на площадке будет продуктивнее работать либо СПМК-7, либо появится какая-то другая стройкомпания.
Между тем, прокуратура Иркутской области на прошлой неделе в отношении гендиректора СПМК-7, депутата заксобрания региона Алексея Красноштанова, возбудила административное дело. Оно касается части 7 статьи 7.32 КоАП РФ «Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства».
Похоже, что школа на Багратиона для СПМК-7 и семьи политиков Красноштановых из неудобного «камешка в ботинке» может стать чем-то более неприятным. Например, поводом для нанесения существенного ущерба как деловой, так и политической репутации. А то и началом серьезных финансовых проблем. Впрочем, это только предположения. Насколько они оправданны — покажут события уже ближайших двух месяцев.