Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Виктор Ростовцев — хирург от бога

, 07:34

Виктор Ростовцев — хирург от бога
На фото Виктор Ростовцев

По утрам в эти дни в ЛОР отделении клиники Челябинской медицинской академии всегда многолюдно. Взрослые и дети стремятся попасть на прием именно к Виктору Ростовцеву — оперирующему врачу ухо-горло-нос. Что интересно, желающие попасть к этому замечательному доктору съезжаются отовсюду. Потому что за годы его работы отзывы о золотых руках умелого хирурга разошлись далеко за пределы Челябинска.

Виктор Николаевич родился не в медицинской семье. Но к моменту окончания школы его старшая сестра уже училась в челябинском мединституте и настоятельно советовала брату поступать именно туда. Ты, говорила она, спокойный, миролюбивый, склонный к сопереживанию — из тебя получится хороший врач. И он согласился… 

 

Долгая дорога к призванию

Но первый же вступительный экзамен по физике — и сразу тройка. На все вопросы экзаменатора ответил хорошо, а вот задачу решил неправильно. А потом все пошло уже интереснее. Химия — четверка. Биология — пятерка. В тот год проходной балл у девочек был 13 баллов, а у мальчиков — 12…

И попал он в первую группу, что было даже удивительно. Ведь в нее традиционно подбирались детишки и внуки известных преподавателей и медицинских светил, круглые отличники. Но там нормальные ребята оказались, когда перезнакомились, — далеко не мажоры. Правда, девочки все как на подбор были зубрилки, нацеленные на получение отличных отметок. Но в меде иначе, наверное, было и нельзя.

На первой же паре по анатомии преподаватель Ильгиз Абдрахманов назначил им выучить к следующему занятию несколько десятков страниц учебника большого формата. Ольга Бажина удивленно спросила его, как же так, там каждое второе слово на латыни, а мы ее еще и не учили. В ответ добродушный учитель только улыбнулся: учите, как стихи…

Четыре года Виктор проиграл на гитаре-соло в ансамбле мединститута «03». В общем, жизнь у него протекала интересно и очень весело. Потому как студенческие годы — самое замечательное время.

Преподаватели в то время в меде были просто замечательные. Очень сильный и удивительно талантливый состав. Многие были к тому же участниками Великой Отечественной войны.

Ректор института, доктор медицинских наук, профессор Данила Глубоков прошел войну автоматчиком в стрелковой роте на передовой, участвовал в Сталинградской битве. Был там тяжело ранен разрывной пулей. А заведующий кафедрой микробиологии Лев Эберт иногда надевал ослепительно красивую форму капитана первого ранга. Мало кто знал, что этот добродушный человек с 1944 по 1947 годы был корабельным врачом на Балтийском флоте, воевал с Кригсмарине, а затем преподавал на кафедре микробиологии Военно-медицинской академии имени Сергея Кирова…

Заведующий кафедрой анатомии, профессор Виктор Турыгин, выпускник Челябинского медицинского института, в 1995 году был даже избран членом-корреспондентом Петровской Академии Наук и искусств. У истоков создания которой стояли: Распутин В.Г., Свиридов Г.В., Майборода Л.А., Глазунов И.С., Калашников М.К., Воронов Ю.А., Горбачев И.О., митрополит Иоанн (Снычев). Академия была создана для восстановления традиций императорской академии наук…

 

Через тернии к звездам

Ближе к окончанию института Виктор Ростовцев решил, что должен стать кардиологом, как и его сестра. Явное предпочтение он отдавал терапии, где нет крови и редко бывает необходимость экстренного принятия решений…

Возможно, на этот выбор повлияло и то, что он еще студентом пару лет проработал медбратом в терапевтическом отделении горбольницы. И уже хорошо понимал, что жизнь у терапевтов все-таки более размеренная. А хирурги — это хирурги. И у них любая ошибка всегда чревата… И ошибаться нельзя.

После института Виктор поступил на работу врачом на челябинскую станцию переливания крови, в бригаду по забору крови. И там-то ему, в периоды большого наплыва доноров, пригодилось умение попадать иглой в самую тонкую вену, приобретенное еще в бытность медбратом.

Но молодому врачу надоело маяться без жилья, и он с женой уехал работать в город Златоуст, где и получил свою первую квартиру от государства. Работал себе в медсанчасти машзавода — и тут совершенно неожиданно ему пришла повестка из военкомата. Призвали служить в армию на два года. Отдавать долг Родине. Попал в часть в Восточном Казахстане у маленького поселка Жангизтобе. Там располагалась наземная 57-я ракетная дивизия РВСН СССР, которую расформировали в 1995 году. Да еще и стройбат, в задачу которого входило обустройство ракетных шахт. А было это все недалеко от Семипалатинского полигона, где подчиненные Ростовцеву стройбатовцы тоже были загружены непростой работой. Довелось Лейтенанту Ростовцеву встречать и приземлявшихся в тех местах космонавтов. Так что скучать Виктору Николаевичу было совсем некогда. Два года пролетели незаметно.

Вернулся в Златоуст и понял, что нужно переквалифицироваться и уходить в узкую специализацию. Потому что почти все, что до этого знал в медицине, в армии основательно подзабыл.

 

Хирургия это скорее искусство

И тогда он выбрал оториноларингологию. Прошел специализацию. Одну, вторую, третью… И ушел с головой в так называемую малую хирургию.

Но при этом начал работать главным сурдологом области, вместо ушедшей на пенсию Галины Соколовой. Прицельно занимался заболеваниями органов слуха.

И тут неожиданно Виктора Ростовцева спросили, не хочет ли он поработать ассистентом на кафедре болезней ухо-горлао-нос челябинского мединститута. Главный сурдолог недолго подумал и отказался. Потому что решил, что подобная деятельность для него слишком серьезная и он еще к ней не готов. И просто может не потянуть. Самому, мол, еще надо поучиться. Все очень удивились. Сказали: «Подумай хорошенько».

Виктора в конце концов просто уговорили, разъяснив, что подготовка будущих врачей — дело архиважное для страны. И отработал он на кафедре лет двадцать. И все эти годы не только преподавал, но и оперировал под началом замечательного человека и специалиста — профессора Роберта Кофанева, заведующего кафедрой.

А кафедра располагалась на базе ЛОР отделения областной больницы, и работы там для молодого хирурга было очень много. Потому что в те годы серьезных осложнений было гораздо больше, чем сегодня. И очень многие находились на грани жизни и смерти.

В середине 90-х годов Ростовцев защитил очень крепкую для того времени кандидатскую диссертацию на тему «Электростимуляция слуховых структур при заболеваниях внутреннего уха».

Предлагалось стимулировать улитку в среднем ухе для того, чтобы убрать субъективный шум и по возможности даже улучшить слуховую функцию у пациентов. Челябинские врачи в этом вопросе смогли несколько опередить врачей московских…

Научная работа Ростовцева плавно перетекала в докторскую диссертацию, но до защиты дело не дошло. Началась перестройка, и молодому хирургу пришлось на ходу менять приоритеты.

 

Я хирург, а не чиновник…

В 2010 году Виктор Николаевич уволился с кафедры. Устал, наверное, от преподавательской работы, и ушел на заведование ЛОР отделением клиники медуниверситета. Целыми днями занимался своим любимым делом — оперировал.

И опять помимо хирургии пришлось заниматься обучением врачей-интернов и студентов-старшекурсников. При этом Ростовцев по-прежнему все время учился сам. Начал специализироваться еще и в косметологии. Но оториноларингологии при этом сохранил верность.

Первым в Челябинской и Курганской области начал делать бесплатные реконструктивные операции на ухе по квоте Минздрава. Наверное, уже больше тысячи операций сделано…

Все, что сегодня делается в мировой оториноларингологии, хирурги ЛОР-отделения клиники Челябинского медуниверситета выполняли и выполняют уверенно.

За исключением разве что кохлеарной имплантации, что считается высшей точкой в отохирургии. Когда в улитку вставляется имплант для улучшения слуха — и в первую, наверное, очередь, у детей с глухотой.

Совсем немножко не хватило времени, Ростовцев достиг пенсионного возраста, поэтому отдал заведование другому, более молодому, человеку. Говорят, что Москва не дала добро на производство крайне дорогостоящей операции челябинцам… Вполне возможно, что тут главным оказался все же их финансовый интерес.

Хирурга Виктора Ростовцева хорошо знают в Москве, Санкт-Петербурге, Израиле, Хорватии, Австралии, где он проходил специализации в лучших мировых клиниках, общался с ведущими специалистами. Для этого пришлось ему даже совершенствовать английский язык…

Возможно, Ростовцев мог бы стать неплохим офтальмологом или кардиологом. Но Виктору Николаевичу по-прежнему нравится оториноларингология. Она, наверное, как ничто другое объемная и интересная медицинская дисциплина. И самое главное, ты каждый день тут видишь результат своей работы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram