Бесконечная бюрократическая «круговерть» вокруг земель в поселке Маркова
№ () от 17 января 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]
Уже больше четырех лет инициативная группа собственников обращается в администрацию Марковского муниципального образования с просьбой рассмотреть вопрос о включении земельных участков Поля Черепанова в границы населенного пункта — рабочего поселка Маркова. С чем возникла проблема, если масса подобных земель в округе прошли похожие процедуры? Обо что споткнулись семьи «черепановцев», ранее получавшие обнадеживающие заверения местных властей и обустраивающихся на территории, где планировали растить детей, вести хозяйство? «Аргументы недели» освещали ситуацию в материале «Почему близлежащие участки передумали включать в границы посёлка Марково в Иркутском районе». Новое обращение в редакцию еженедельника рассказывает об очередном круге хождений от министерства к всевозможным ведомствам, от администрации муниципалитета к областному минсельхозу и обратно. Приложение дел прокомментировал юрист. Излагаем позицию.
«Проблема собственников земельных участков, расположенных на Поле Черепанова в Марковском МО, не является чем-то неординарным, — считает Сергей Бутаков, специалист по гражданскому и земельному праву. — Эта проблема, как и многие подобные, следствие сложившейся на протяжении многих лет земельной и градостроительной политики, которая не отличается системностью и последовательностью.
Насколько мне известно, территория населенного пункта р.п. Маркова вплоть до недавнего времени активно расширялась за счет земель сельскохозяйственного назначения, принадлежавших ранее АОЗТ «Кайское», которые, по сведениям администрации Марковского МО, также относились к сельскохозяйственным угодьям.
По имеющейся у меня информации, в состав р.п. Маркова были включены расположенные по соседству поле Анисимова, поле Барок, поле Хлебное.
А вот черепановцам в этом плане крупно не повезло.
Смена власти в Марковском МО, как это часто бывает в России, повлекла за собой коренной пересмотр политики и решений прежнего руководства. Новый глава, по российской традиции, считает своим первым долгом отречься от политического наследия предшественников и строить новую политику на противопоставлении старой, безоглядно сворачивая проекты прежней администрации.
Власть не должна ассоциироваться с конкретной личностью и рассматриваться как личный ресурс. Власть — это прежде всего ответственность, основанная на предсказуемости, которую обеспечивает закон и политическая преемственность.
Администрация Марковского МО во главе с прежней главой Галиной Шумихиной в течение нескольких лет открыто выдавали черепановцам обещания о возможности смены категории земель их участков и включении их в границы населенного пункта, для чего им надо было соблюсти ряд условий.
Так, по предложению администрации Марковского МО, собственники участков заказали для этого за свой счет подготовку Проекта планировки с Проектом межевания, что стоило им немалых денег. Также за счет черепановцев, по предложению чиновников, проведены исследования агрохимического состава почвы на принадлежащих им земельных участках.
В ответе от 02.11.2021 за №7456 администрация Марковского МО признала, что подготовленные черепановцами документы отвечают требованиям законодательства и признаны достаточными для рассмотрения вопроса о включении территории в состав населенного пункта.
В 2022 году, по заявке старого состава администрации Марковского МО, Марковскому МО была выделена субсидия, в рамках реализации Программы обеспечения субсидирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на проведение работ, в том числе на актуализацию документов территориального планирования и актуализацию документов градостроительного зонирования.
9.03.22 года начальник архитектурного отдела администрации Марковского МО Рой Кирилл Геннадьевич разместил на официальном аккаунте в сети Instagram по адресу: markova_online официальное заявление о том, что получение субсидии позволит включить территорию Поля Черепанова в границы р.п. Маркова при внесении изменений в градостроительную документацию Марковского МО. Видео впоследствии было удалено, но скрин страницы и копия видеозаписи сохранилась.
В ответе от 01.04.2022 г. №1881 администрация Марковского МО информирует активистов о том, что вопрос о включении территории Поля Черепанова, по предложению активистов, будет включен в Техническое задание на внесение изменений в Генеральный план Марковского МО.
В сентябре 2022 году в рамках процедуры подготовки проекта о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ Марковского МО активисты обращаются в Комиссию о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ Марковского МО с очередным обращением о включении территории Поля Черепанова в границы населенного пункта.
30.09.22 года активистам направлен ответ с приложением Протокола заседаний Комиссии о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ Марковского МО от 30.09.2022 года, где содержится рекомендация самостоятельного получения согласования в Министерстве сельского хозяйства Иркутской области вопроса о включении территории в границы населенного пункта.
При этом министерство сельского хозяйства Иркутской области дает жителям ответ (11.11.2022 г.) о том, что согласование градостроительной документации осуществляется им исключительно в рамках установленной законодательством процедуры.
Так, вместо решения проблемы, чиновники технично направляют жителей двигаться по замкнутому кругу инстанций.
И прежний и нынешний состав администрации Марковского МО в качестве основания для отказа включения территории в состав населенного пункта называет позицию министерства сельского хозяйства Иркутской области о необходимости сохранения целевого использования и категории земель сельскохозяйственных угодий.
По неподтвержденным пока данным, субсидия на проведение работ по актуализации документов территориального планирования и актуализации документов градостроительного зонирования, полученная с таким трудом, не будет использована.
В июне прошлого года на встрече с черепановцами глава Марковского МО Татьяна Макаревич заявила, что если Поле Черепанова будет включено в состав населенного пункта, то черепановцы будут периодически писать такие же обращения об отсутствии социальной инфраструктуры, как и собственники участков на территории поля Анисимова и поля Борок, территории которых включили в состав населенного пункта. Таким образом, действительные причины отказа администрации Марковского МО включать Поле Черепанова в границы населенного пункта могут лежать за границами декларируемой заботы о сохранении целевого использования сельскохозяйственных угодий.
При этом само министерство сельского хозяйства Иркутской области в ответе от 01.12.2020 г. признает, что подавляющее число земельных участков, находящихся на территории Поля Черепанова, имеют размеры меньше минимального размера земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, установленного ст. 2 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения» (эти участки меньше 1,9 га), что является препятствием для их эффективного использования по целевому назначению. В распоряжении собственников земельных участков имеются Заключения ФГБУ «Центр агрохимической службы «Иркутский«» о нецелесообразности использования принадлежащих им участков в качестве сельскохозяйственных угодий.
Земельные участки Поля Черепанова не входят в перечень земельных участков отнесенных к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории Иркутской области, утвержденный Распоряжением Минсельхоза ИО от 18.06.2021 №167-мр «Об утверждении Перечня земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Иркутской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается».
Необходимо также отметить, что основная часть земельных участков, находящихся на территории Поле Черепанова, имеют разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», недопустимое для земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодиям. Таким образом текущие собственники земельных участков, приобретая их, не могли знать, что приобретают земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий.
Использование земельных участков в качестве сельскохозяйственных угодий затруднено нахождением значительной их части в составе шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск, где запрещено размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Министерство сельского хозяйства Иркутской области не обладает актуальными данными о ценности земельных участков, находящихся на территории Поле Черепанова. Мероприятия по земельному мониторингу, по всей видимости, последние годы не проводились. Сведения Министерства сельского хозяйства Иркутской области о принадлежности всех земель бывшего АОЗТ «Кайское» к землям сельскохозяйственных угодий основано исключительно на сведениях Генерального плана и ПЗЗ Марковского МО, в то время как не все земли «Кайского» являлись сельскохозяйственными угодьями.
Приватизация земельных участков АОЗТ «Кайское», образование земельных участков, установление разрешенного использования, последующие сделки и застройка, с образованными участками, происходили при активном участии и попустительстве администрации Марковского МО.
Фундаментальные причины возникновения проблемы, на мой взгляд, повторюсь, это отсутствие стратегического планирования и контроля в области градостроительных отношений и использовании земель сельскохозяйственного назначения.
Решения принимаются в ручном режиме, исходя из текущей конъюнктуры, субъективных предпочтений действующего состава администрации. Или проблема попросту игнорируется, откладывается на потом. В обоих случаях это зачастую влечет за собой негативные последствия.
Причины, по которым люди вынуждены приобретать для застройки земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, вполне очевидны. Это дефицит доступного жилья в Иркутске и низкий уровень жизни. Стоимость квадратного метра в городе Иркутске сопоставима со стоимостью квадратного метра в теплом Краснодаре, городе-миллионнике, где постоянный спрос стимулируют мигранты, стекающиеся со всей России. Фактически отсутствуют доступные разумные альтернативы и на рынке пригородного жилья, тем более, что многие в последнее время предпочитают пригород. Получается, что приобретение земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения и постройка на нем своими силами дома — это самый дешевый способ обрести жилье для граждан с невысокими доходами».
От редакции. Изложено, может быть, слишком по юридически дотошно, но вполне аргументированно. У чиновников, разумеется, свой взгляд, контраргументы и оправдания. Редакция направила официальные запросы в муниципалитет и правительство региона. Получим разъяснения — опубликуем и эту позицию. Надеемся, представители власти имеют возможность, соблюдая законодательные процедуры, все же проявить понимание и искреннюю заинтересованность в решении проблем, от исхода которых зависит обустроенное будущее десятков семей.