> Российский авиапарк пополнят отечественными самолётами - Аргументы Недели

//Общество 13+

Российский авиапарк пополнят отечественными самолётами

№  () от 29 ноября 2022 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

В авиастроительной отрасли аврал – срочно надо пересаживать пассажиров на отечественную авиатехнику. Санкции делают своё дело. Принято совершенно верное решение – до появления новых российских авиалайнеров привести в порядок и передать авиакомпаниям самолёты, способные заменить на сегодняшнем этапе «иномарки». Пассажиры могут не переживать – авиахлам в небо не выпустят, это будут вполне современные лайнеры с огромным ресурсом.

Red Wings – возврат к истокам

Авиакомпания Red Wings («Ред Вингз») готовится вновь пересесть на туполевские самолёты. До 2013 г. этот заметный игрок на рынке авиаперевозок принципиально, по словам бывшего владельца банкира и бизнесмена Александра Лебедева, летал на лайнерах Ту-204. И тогда же, после авиакатастрофы в аэропорту Внуково в декабре 2012-го, Лебедев с авиакомпанией расстался – у Red Wings Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта. Расследование показало очевидную вину экипажа, из 8 человек на борту погибли пятеро (рейс был техническим, без пассажиров), но к тому времени Национальная резервная корпорация (НРК) Лебедева продала авиакомпанию за символический рубль. С тех пор в парке авиаперевозчика началась чехарда. Было множество заявлений о планах закупки отечественной авиатехники (нет смысла перечислять), начали эксплуатацию «Суперджетов», потом остановили эксплуатацию этих лайнеров, но в 2020 г. вернулись к ним. Параллельно в парке авиакомпании появились три «Боинг-777-200», восемь «Эрбас-320/321». Летают 17 «Суперджетов», а все Ту-204 в ноябре 2018 г. вывели из эксплуатации.

И вот новость, которую публикует «Российская газета»: первые самолёты типа Ту-204/214 после капитального ремонта поступят в эксплуатацию авиакомпании Red Wings весной 2023 г., сообщил «РГ» источник в отрасли. Также авиапарк будут пополнять отечественными Superjet 100. В результате перевозчик рассчитывает полностью отказаться от эксплуатации зарубежных Boeing и Airbus. Два самолёта авиакомпания получит весной следующего года, ещё два – осенью. Источник «РГ» отметил, что после модернизации самолёты «Ту» будут соответствовать всем современным требованиям по комфорту и безопасности. Таким образом, Red Wings может стать первой авиакомпанией в России, которая вновь начнёт эксплуатировать самолёты «Ту» на регулярных рейсах. Переобу- чение пилотов уже начали. Начинают не на пустом месте, грузовые версии самолётов этого семейства Ту-204С есть у «Почты России», в госавиации летают Ту-214, есть самолёты, переоборудованные в VIP-версии.

Что тут сказать? Негусто, конечно, но начинать с чего-то надо. Новые Ту-214 заказал «Аэрофлот», но в 2023 г. они, скорее всего, не полетят.

На «Соколе» праздник?

Основной производитель самолётов Як-42 Саратовский авиазавод почил в бозе в 2003 году. На месте уничтоженного реформаторами завода теперь городская застройка. Но остался один цех, наследник предприятия – ООО «Завод «Сокол». Сегодня там есть все технологии, сертификаты, допуски и лицензии на ремонт, в том числе и на «тяжёлые» формы, авиалайнеров Як-42. Немного о самолёте – их сейчас на хранении около 60 бортов, ещё пара десятков летает. Самолёты не юные, но вполне работоспособные. Пассажировместимость 120 человек, то есть берёт на борт больше, чем «Суперджет», дальность – 4 тыс. километров в версии Як-42Д, то есть это крепкий и надёжный среднемагистральный лайнер. Из минусов присутствует относительно высокий расход топлива (конструкция и двигатели из 1970-х годов), в экипаже не два, а три человека, пилоты плюс бортмеханик. К тому же лайнер трёхдвигательный, что сегодня на самолётах такого класса выглядит архаично. То, что двигатели Д-36 украинского завода «Мотор Сич», это не проблема – их ремонт и обслуживание давно освоены на российских авиапредприятиях.

Можно ожидать, что не порезанные на металл и оставшиеся «в живых» самолёты будут снова востребованы в авиакомпаниях. На них можно летать куда угодно, в том числе выполнять международные рейсы, уровень шума двигателей соответствует нормам ИКАО. Восстанавливать производство этой машины никто не будет, но послужить людям Як-42 ещё вполне способен. Что для саратовского завода «Сокол» настоящий праздник – предприятие получит загрузку ремонтных мощностей.

Так, стало известно, что авиакомпания «ИрАэро» запустила процедуру набора экипажей для этого типа самолётов. «Авиакомпания получила от одного из лизингодателей предложение взять Як-42 и в настоящее время ведёт подготовительные работы по эксплуатации этого типа. Это подтвердил FrequentFlyers.ru Николай Бессонов, пресс-секретарь «ИрАэро»; он также подчеркнул, что пока контракт не подписан и набираемые сотрудники будут находиться в резерве до начала полётов, если оно состоится». Як‑42 рассматривают в «ИрАэро» в качестве альтернативы Airbus A319: единственный борт, полученный в конце 2021 г., не летает с начала марта, а второй авиакомпания должна была получить в марте, но не успела.

A319 в редкой компоновке на 150 кресел экономкласса с восемью аварийными выходами использовался преимущественно на международных рейсах из Москвы и Санкт-Петербурга в Ереван, Фергану, Карши, Ургенч, Навои и другие города, однако с 3 марта не летает из-за рисков ареста.

Сейчас в России летают 18 самолётов Як-42, 7 из них – в авиакомпании «Красавиа».

Б/у двигатели для новых «Суперджетов»

Ещё одно довольно необычное решение для снятия дефицита гражданских самолётов в авиакомпаниях – использование двигателей SaM-146 из так называемого подменного фонда на новеньких самолётах «Сухой Суперджет – 100». Пока это единственный «Суперджет», который выйдет из цехов завода в 2022 г. с двигателями, уже имеющими какой-то налёт. Да, скорее всего, небольшой, но осадочек остаётся. Как бы это не превратилось в систему. Если подменные двигатели будут устанавливать на новые самолёты, что придётся делать авиакомпаниям, которым потребуется замена двигателей? Заниматься каннибализмом, разбирать один самолёт, чтобы обеспечить лётную годность другого, как это уже происходит в ряде авиакомпаний?

Двигатель SaM-146 имеет французские корни, в связи с санкциями наши европейские партнёры прекратили поставку самой ответственной, горячей части агрегата. Единственная надежда на как можно более быстрый выход на финишную прямую, на лётные испытания и сертификацию двигателя ПД-8, который призван заменить под крылом «Суперджета» капризного «француза». Да и самолёт-амфибию Бе-200 тоже предстоит ремоторизировать на этот двигатель, сейчас там установлены украинские силовые установки.

Так что авиакомпании «Азимут», которая получит новый самолёт, но с двигателями «второй категории», придётся смириться и летать на том, что дают.

К вопросу об одном пилоте в кабине самолёта

Дискуссия о возможности на регулярных рейсах использовать одного-единственного пилота возникла не на пустом месте – высокая степень автоматизации современных самолётов в принципе это позволяет. Авиакомпании, естественно, сэкономят на зарплатах пилотам. Но случись что с умной техникой или одиноким пилотом в кабине, как быть? Например, вот совсем свежее происшествие. 19 ноября капитан Патрик Форд авиакомпании American Eagle потерял сознание за штурвалом самолёта Embraer 175, вскоре после того как самолёт взлетел в аэропорту Чикаго. Об этом сообщает ИА «Красная Весна» со ссылкой на сайт BNO News.

На публично доступной аудиозаписи переговоров борта с диспетчерской слышно, как капитан Форд разговаривает с авиадиспетчером, а затем его голос внезапно оборвался. Через несколько секунд молчания первого пилота диспетчер с тревогой спросил: «Могу ли я вам помочь?» «3556, нам нужно возвращаться, капитан недееспособен», – сообщил авиадиспетчеру второй пилот самолёта Брэндон Хендриксон примерно через 30 минут после взлёта из аэропорта. Хендриксон взял на себя управление самолётом и благополучно приземлился в Чикаго. Форда доставили в больницу, где констатировали его смерть. Причина его смерти пока не обнародована.

Напомним, что перед вылетом пилоты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, и если что-то не так со здоровьем, их не допускают к полёту. Понятно, что подавляющая часть инцидентов с потерявшими сознание в самолёте людьми относится к пассажирам, а не к пилотам. Но чем бы всё закончилось, если бы в кабине лайнера был в полном одиночестве несчастный Патрик Форд с толпой пассажиров в салоне за спиной?



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте