> Доктора философских наук Андрей Атанов и Елена Струк в дискуссии о моде - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Доктора философских наук Андрей Атанов и Елена Струк в дискуссии о моде

№  () от 22 ноября 2022 [ «Аргументы Недели Иркутск» ]

О стильном «блефе», вечной классике и свежих трендах, которые улавливают не все — дискуссия в студии с известным иркутским журналистом Игорем Альтером. Доктора наук из разных направлений всех ВУЗов Иркутска принимают участие в дискуссиях «о самых животрепещущих проблемах нашего многоликого социума» — в этом идея регулярной авторской программы «КультПроСвет» авторитетного журналиста Игоря Альтера. Он уверенно может поддержать дискуссию и о смертной казни, и о роли института семьи несколько веков назад в сравнении с сегодняшним обществом. Темой одного из недавних выпусков стала мода. Гости студии — доктора философских наук Елена Струк и Андрей Атанов. Беседа сложилась разноплановая, на моду посмотрели и с неожиданных сторон. Цитируем участников программы. Выборочно. Детально — в видеоверсии «КультПроСвета».

Андрей Атанов, доктор философских наук, профессор, директор Института культуры, социальных коммуникаций и информационных технологий БГУ:

Я бы моду скорее связал с концептом современности. Если мы в тренде современности, в «духе времени», то мы модные, а если мы не в тренде современности, то мы не модные. Этому аспирантка меня научила.

Мода — это тема соответствия. Например, Александр Сергеевич Пушкин был человеком, точно связанным с модой. Помните, «как денди лондонский одет»? Четко создан образ через формулировку. С другой стороны, «Онегин едет на бульвар, одев широкий боливар». Что за маркер? Только о шляпе речь? Боливар же — один из деятелей, освобождавших латинскую Америку. Символ либеральных взглядов, получается.

Кроме какого-то посыла, заложенного в модный тренд, хорошая вещь должна еще и качеством соответствующим обладать. Я помню, как Бельмондо в одном из своих фильмов играет человека, который только вышел из тюрьмы. Он вернулся, надевает кашемировый пиджак и говорит, что такой пиджак никогда из моды не выйдет. Он вечный, по сути дела, этот кашемировый пиджак. И в чем-то Бельмондо определенно прав.

Ты либо вещи чувствуешь, либо нет. Если чувствуешь, то ты уже, как в том же Китае говорят, благородный муж. Одна из характеристик благородного мужа — это обладать вкусом.

Елена Струк, доктор философских наук, завкафедрой ИРНИТУ:

Если мы с вами говорим о качестве и о том самом кашемировом пиджаке, то это скорее не модно, а традиционно. Классика, она на то и классика, что она из моды не выходит. В любом обувном магазине классические сапоги стоят дороже, чем сапоги модные, потому что ты сегодня со стразами взял обувь, поносил, а в следующем сезоне это уже пошло, не модно, уже не в тренде. А классические сапоги, когда бы ты их не надел, они всегда актуальны.

Модные дизайнеры пропагандируют определённый стиль. Они — те люди, которые остро чувствуют, что необходимо в тот или иной момент. То есть они чувствуют дух времени, о котором мы уже упоминали. Говорят же, что все тренды сначала появляются в философии, потом в искусстве, а потом уже распространяются практически на всё? Философ это логически обосновывает, он посредством анализа к этому приходит, а художник интуитивно чувствует. И в точности так же проводники моды чувствуют дух времени именно интуитивно, понимают, что нужно сейчас предложить населению. Был настрой на вызов, на мини — предлагали мини, помните?

Пример из другой области. В одном из авторитетных журналов было опубликовано интересное исследование о том, как рецензируются научные статьи. Они отсылали одну и ту же научную статью разным людям, авторами были нобелевский лауреат и неизвестный писатель (то есть статья создана в соавторстве). В первом случае текст отправили от имени нобелевского лауреата, во втором — просто от малоизвестного исследователя, а третьим — от неизвестного. Так вот, когда нобелевский лауреат там фигурировал, практически все дали положительное заключение, статья виделась замечательной. Когда автором был заявлен неизвестный исследователь, то 50 на 50. И, когда вообще неизвестно кто, то положительный отзыв дали только 30% рецензентов. Вот о чем речь. Мы доверяем авторитетам.

А картину Крамского «Незнакомка» видели? Она на конфетках фабрики им. Крупской была и сейчас, по-моему, есть. Интересно, что художника обвиняли в том, что он написал портрет девушки лёгкого поведения. А как люди определили? Девушка была одета по последней парижской моде, а так одевались только девушки полусвета. Потому что высший свет не одевался по моде, у них было другое понятие, «имидж». Они одевались, не придерживаясь общих тенденций моды, они одевались в соответствии со своим собственным имиджем, со своим собственным внутренним ощущением, они показывали «кто я», свой статус.

Вспомним, что протестантским мужчинам запрещено было как-то показывать свой достаток, свое богатство. И, по мнению, того же Вебера, пошла мода: мужчины навешивали бриллианты на своих жён. Так достаток демонстрировали через супругу. Такая мода была.

Говоря о моде, не стоит обобщать — оценивать какие-то доминирующие западные или восточные тенденции. Они формируются зависимости от общего духа времени. Иногда бывает так, что инновационные центры смещаются из одного региона в другой, поэтому, конечно, мы с одной стороны, иногда видим, что ветер дует с одной стороны, а иногда с другой. Поэтому нельзя сказать, что есть какие-то тенденции Запада или Востока. Они, скорее всего, в моде как раз сходятся и перемешиваются.

Философия моды — это философия изменчивости. Все, что связано с модой, связано с развитием, связано со скоростью, с изменениями. Наверное, как говорят социологи моды, ее смысл в том, чтобы мотивировать людей на какие-то свершения. Мода всегда подталкивает людей, заставляет к чему-то стремиться, подниматься куда-то вверх. То есть её задача — людей мотивировать двигаться дальше.

Как много сегодня людей, которые придерживаются модных веяний? Или большинству не до моды? Мы в основном моду воспринимаем очень утилитарно. Мода — это фактически следование неким тенденциям, которые выделяют тебя среди других. Их сразу замечают, говорят: «Он модный». Таким образом, это способ заявить о себе, показать, насколько ты современный. А вот если ты не знаешь название какого-то гаджета, то, получается, всё — ты не модный, не современный? Дети в школе сегодня так же судят о том, кто современный, а кто нет — в зависимости от того, какая у тебя марка смартфона.

Мода, с одной стороны, нас разделяет, с другой — объединяет. Заметьте, у каждой субкультуры свои отличия, символы. И они могут быть модными или не модными, роскошными или индустриальными. Есть мода улиц — вроде широких штанов американских тинейджеров… Почему говорят, что мы мало понимаем молодёжь, к примеру? Она говорит на каком-то собственном языке, чтобы как-то от нас отделиться. И самовыражается через одежду, ещё через что-то оригинальное.

Теперь посмотрим, как мода объединяет. Мы живем в эпоху всеобщего потребления. Ни для кого не секрет, что различные социальные слои очень сильно отделены друг от друга. Между самым высоким и низшим статусом — пропасть. И при этом наблюдается парадокс. Мода, вроде как, объединяет эти слои: кажется, что самые нижние слои символически одинаково выглядят с теми же высшими слоями. Вы же не будете различать, например, чистая шерсть надета на человеке или там полиэстер, её аналог. А выглядит примерно одинаково. Или — сумочки возьмем. Может, только какой-нибудь Зверев сможет определить, сумочка действительно произведена Louis Vuitton или подделка. Выглядят они одинаково, и, соответственно, люди, вроде бы, объединяются. Но только в символической системе. Не в реальности, совершенно не в реальности.

Вебер говорил о том, что низшее подражает высшему. Но не совсем, не всегда так. И высшие, случается, подражают низшим. Приведу пример королевы Великобритании. Она, выступая перед населением своей страны, вводила в свою речь просторечные выражения, чтобы её понимали и те люди, которые её слушают, обычные люди.

Получается мода многое виртуализирует. На самом деле такого процесса нет, чтобы высшие с низшими объединялись. Если только в порядке какого-то блефа. Образ становится некой ширмочкой, за которой много что скрывается.

Андрей Атанов:

Часто мода связана с какой-то темой эксклюзива, а потом кто-то начинает этому подражать. Но ты же, зараза, сам знаешь, что ты не в Louis Vuitton одет.

Полная видеоверсия программы доступна на онлайн-каналах Байкальского государственного университета.

Справка АН

Игорь Альтер

Иркутский журналист Игорь Альтер — давний друг и автор газеты «Аргументы неделi». Несколько лет на страницах «Аргументов недели» он вёл свой проект «Экспертный совет», где ведущие учёные, врачи, экономисты, руководители крупнейших предприятий Приангарья за круглым столом газеты обсуждали самые злободневные проблемы и пытались найти эффективные пути их решения.

За 60 лет своей журналистской работы Игорь Альтер награждён «Золотой запятой» на городском конкурсе журналистов. Он завоевал «Золотое перо» на фестивале «Байкальской прессы», получил почётный знак Союза журналистов России «Честь Достоинство Профессионализм», а также в этом году стал обладателем Золотого пера СЖ РФ в номинации «Легенда Российской журналистики».

АХ


Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте