> Над латвийской авиакомпанией AirBaltic нависла угроза - Аргументы Недели. Балтия

//Общество 13+

Над латвийской авиакомпанией AirBaltic нависла угроза

15 октября 2022, 17:40 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]

«Не все коту масленица» - прекрасная пословица! Видимо, скоро и для латвийской авиакомпании AirBaltic настанет «великий пост» - политики страны хотят устроить расследование «с пристрастием» - куда уходят миллионы, которые выделяются данному предприятию?

Вопрос, конечно, серьезный и тема наболела по самые не могу – за последние четыре года Латвия вложила в AirBaltic 340 миллионов евро! Однако! Да, у авиакомпании есть современные самолеты, которые она купила, но вот только пассажиры AirBaltic вынуждены летать на «секонд хенде». Почему? Да потому как сдают они в аренду современные самолеты!

Да и претензий, путешествующих к латвийской авиакомпании более, чем достаточно – задержка рейсов, стоимость билетов, сервис только за приличные деньги, потеря багажа, отказ выплачивать компенсацию, если потребуется… Одним словом, просто жесть!

Но глава авиакомпании Мартин Гаусс весь «мрак» преподносит, как достижение! Более того, он получает астрономическую зарплату - за прошлый год председатель правления и исполнительный директор авиакомпании получил 829 018 евро!

Если в других авиакомпаниях значительная часть денег уходит на топливо, как водится, то в AirBaltic – на зарплату. Нет, не рядовым сотрудникам, а руководству…

Совершенно понятно, что такие «вкусные подношения» и постоянные вложения в убыточно-прачечное, как многие латвийцы называют авиакомпанию, предприятие, не могла оставить равнодушными ни простой люд, ни политиков…

Намедни, латвийские СМИ опубликовали выступление депутата нового Сейма Айнарса Шлесерса, который «выдал в эфир» следующие:

"В течение многих лет государство инвестировало сотни миллионов, чтобы сохранить компанию. Во время пандемии многие страны так поступали. Но в действительности большая часть денег уплыла не на покупку самолетов, а на их аренду у посредников - в результате в пандемию те, кто предоставил самолеты, те и заработали", - заявил депутат.

Он обещает создать парламентскую комиссию по расследованию, чтобы допросить всех виновных. Шлесерс уверен, что ему удастся получить 43 голоса для создания такой комиссии, и заявляет: "Пусть Кариньш и Линкайтс не думают прикрываться тем, что никто за это не проголосует!"

Шлесерс предлагает выяснить, как это произошло - что за компании, куда ушли деньги, понять, что в конце концов у нас нет новых самолетов, что большинство из того, что сегодня летает у нас - старые самолеты, а новые летают в других странах.

Повторяю, что именно такая информация появилась в латвийских СМИ!

Иными словами, г-н Шлесерс «предупреждает» премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша и министра сообщения страны Талиса Линкайтса, что их ждет «судный день»!

То, что выяснить «инсинуации» AirBaltic обязательно нужно – сомнений нет, но!

Я понимаю, что г-н Шлесерс получил голоса некоторых избирателей и с удовольствием «засядет» в Сейме, и начнет воплощать в жизнь свои амбиции, потому как зол депутат на нынешних своих коллег в парламенте за все судебные дела и «неудобства», которые ему причинили!

И «отправился» глава партии «Латвия на первом месте» Айнарс Шлесерс «вершить справедливость»!

Вона как! Если честно, то я никогда не была ярой поклонницей премьера Кариньша и министра Линкайтса, но должна же быть социальная справедливость!

Практически г-н Шлесер обвиняет господ в «махинациях», не так ли? Это вопрос! А если так, предположение, то давайте обратимся к некоторым историческим «фактам» и порассуждаем… Благое дело – проанализировать и пошевелить мозгами в пасмурный субботний вечерок!

Ныне депутат 14-го Сейма Айнарс Шлесерс был и сам министром сообщения Латвии – с 2006 по 2009 гг. Понятно, что сам г-н Шлесерс считает, что он круто-круто поднял авиационную отрасль в Латвии… Пусть история помнит, но есть и другая история… Вот о ней я и хочу порассуждать!

Я очень давно собираю информацию о латвийской компании AirBaltic – люблю авиацию! Разговариваю с людьми, сотрудниками авиакомпании, с политиками, экс-министрами сообщения, собираю документы…

Обратимся к открытым источникам на просторах интернета, и к рассуждениям некоторых сотрудников (личных источников Балтийского бюро «АН»), которые работали в бытность министра сообщения г-на Шлесерса…

« Весной 2008 года два дальнемагистральных самолета Boeing 757s пополнили парк AirBaltic». Это информация из открытых источников.

Отметим сперва, что даже начинающий пилот знает, что Boeing757 не относится к дальнемагистральным, потому как его дальность полета составляет примерно 5, 500 тысяч км.

Информация из открытых источников:

По дальности полета

• дальнемагистральные — свыше 6000 км;

• среднемагистральные — от 2500[5] до 6000 км;

• ближнемагистральные — от 1000 до 2500 км;

• самолёты местных воздушных линий — менее 1000 км.

Если обратиться к латвийским СМИ 2006-2009 года, и послушать некоторых сотрудников авиакомпании, которые работали в те годы, то г-н Шлесерс желал, чтобы из аэропорта Рига самолеты AirBaltic летали в Нью-Йорк (США)! Только глухой не знал об этом! Вот и решили «тогдашний» министр сообщения Шлесерс приобрести самолеты Boeing 757! Только вот «оказия» - на этом типе самолета до США точно не долетишь, потому как до аэропорта Кеннеди – 7, 5 тысяч км.

И еще главная информация – по требованию безопасности ICAO есть перечень типов самолетов, которые имеют допуск летать через океан с двумя двигателями – данного типа самолета в этом списке нет!

Теперь рассуждаем, зачем латвийской авиакомпании нужны были эти самолеты? Если обратиться к открытым источникам в интернете, то стоимость в те годы одного самолета этого типа составляла от 65 до 80 миллионов долл. Если я правильно понимаю, то эти деньги налогоплательщиков Латвии?

Более того, обратимся вновь к открытым источникам:

«10 марта 2008 года было объявлено, что в ближайшие три года авиакомпания приобретет новые самолеты, что приведет к крупнейшему расширению флота в истории компании. Новинкой станут самолеты следующего поколения De Havilland Dash 8-400».

А теперь объясните мне, дорогие читатели, зачем покупать не новые самолеты Boeing 757, если «на пороге» у авиакомпании самолеты нового поколения?

В чем интерес министра Шлесерса был?

На этот вопрос г-н Шлесерс не отвечает мне! Не отвечает и его помощница, которая была несколько месяцев обратно Лига Крапане! Что им скрывать от налогоплательщиков?

Идем дальше… Выяснили, что купленные самолеты Boeing 757 имеют небольшую дальность полета, а жажда увидеть «берега Нью-Йорка», видимо, велика! Чтобы увеличить дальность самолета, была проведена дорогостоящая, как понимаете, процедура изменения «законцовок крыльев» - дальность увеличилась, но не очень значительно! Нью-Йорк «уплывал» во сне…

Что стало с этими двумя самолетами?

История печальная и не совсем понятная – точно известно, что авиакомпания не могла найти работу для данного типа самолета, чтобы окупалась его эксплуатация. Но, кто ищет долго, тот найдет – применение этим самолетам нашли в Камбодже… Проработав в этой чудной стране пришли к итогу – за работу латвийской авиакомпании не заплатили и один самолет «друзья» из Камбоджи арестовали! А вот второй самолет, слава Богу, вернулся на планово-регламентные работы домой! Насколько можно было понять, со слов некоторых сотрудников авиакомпании, AirBaltic стоило огромных сил и денег, чтобы вызволить арестованный самолет!

 После этой истории, многострадальные самолеты были проданы по принципу – лишь бы продать!

Так зачем же нужны были эти самолеты г-ну министру Шлесерсу?

Кстати, когда совершалась покупка Boeing 757, авиакомпании Латвии предлагали купить дальнемагистральный Boeing 767, который стоит дороже, конечно, более 150 миллионов долл, но и прибыль бы была крутой для государства!

Я рассуждаю, прошу это учесть, министр Шлесерс не знал, что Boeing 757 «убыточный» и просто ненужный латвийской авиакомпании, потому как не сможет выполнить «задачу с Нью-Йорком»? Я не думаю, потому как латвийцам очень хорошо известна предприимчивость Айнарса Шлесерса, иначе, он бы не был богатейшим человеком Латвии…. Его сложно назвать «худым хозяйственником» - тогда в чем интерес? А главное – деньги налогоплательщиков, о которых он беспокоился на выборах в нынешний Сейм… На какие добрые дела ушли деньги налогоплательщиков? Я так предполагаю, что в Камбоджу…

Еще один момент для этой статьи, который я не могу пройти!

Нет секрета, что государственную авиакомпанию с ее основания (1995г), позиционировали, как ведущую компанию Балтии, а затем Европы, но не как лоукостер… Понятно, что государство было заинтересовано в развитии AirBaltic, и конкуренты, более дешевые авиакомпании, были не нужны… Но вот в чем парадокс – министр Шлесерс «Он привлёк в аэропорт авиаперевозчиков-лоукостеров, которые сделали авиаперелёты доступными широким массам». Это Ryanair – ирландский низкобюджетный перевозчик.

Зачем нужно было «втыкать палки в колеса» AirBaltic? Ведь латвийская национальная компания заработала бы на билетах и прочее, прочее, прочее гораздо больше, чем «вместе с ирландской»…. Это вопрос, пожалуй?

Я думаю, что если проводить расследования, то стоит учесть все факторы! С чего все начиналось-то?

Насколько я знаю из латвийских СМИ, то такая партия как Нацблок выступила с предложением устроить в авиакомпании аудит… Это хорошо! Но может быть, Нацблок и их партнеры «Новое Единство» обратят внимание и на вышеупомянутую историю?

Я так разумею, что ежели кто-то решил вывести кого-то на свет Божий, то и сам должен быть идеален, а иначе – незачем пустыми словами популиста морочит голову людям…

Но самое интересное впереди – странные схемы авиакомпании AirBaltic с Кипром времен министра Шлесерса – кстати, этим делом даже занималась латвийское Бюро по предотвращении коррупции…

Вот тут журналистское расследование мое будет с документами, потому как я терпеть не могу, кого людей используют в темную, а партия г-на Шлесерса это умеет – наобещать и кинуть латвийцев, которые им поверили… Двойные «морды» я обнаружила у этой «партейки»… Мое четкое мнение, которое основано на наблюдении и определенных фактах – нет веры таким п@м!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ….



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте