Состояние (нередко удручающее) автобусов и автостанций, отсутствие регулярного транспортного сообщения с некоторыми населенными пунктами, сложности с организацией техосмотров, подготовка профессионального и адекватного водительского состава, контроль за соблюдением правил дорожного движения, соответствие перевозок расписанию… Столько всего переплелось в клубке транспортных проблем Иркутской области. Как распутать и упорядочить дела в столь непростой, но социально значимой сфере, как пассажирские межмуниципальные автоперевозки? Злободневный, многоаспектный вопрос вынесли на заседание Общественного совета в областном Законодательном Собрании.
Автовокзал в областном центре — место показательное. Казалось бы Иркутск для всех остальных муниципалитетов региона должен быть передовым ориентиром. И, не будем отрицать, руководство автовокзала, услугами которого ежедневно пользуется около тысячи человек, предпринимает определённые шаги для того, чтобы осовременить его помещения, более продуманно обустроить посадочные площадки. Директор предприятия Павел Титов провел для депутатов Законодательного Собрания Иркутской области экскурсию, рассказав, каким образом в последнее время автовокзал адаптировался к потребностям маломобильных пассажиров. В частности, чтобы обеспечить комфортную среду для людей с ограниченными возможностями здоровья оборудованы пандусы, появилась касса с окном на уровне, удобном для общения сотрудника с человеком в инвалидной коляске.
Постепенно повышает иркутский автовокзал и уровень комфорта в целом. Есть возможность разместиться в новом более просторном зале ожидания. Актуальное расписание отображается на электронном табло. Автоматизирован с помощью современных гаджетов контроль и пропуск пассажиров на посадку. Приобрети билеты удалённо можно через систему «Автовокзал-Онлайн». Но…
Не все перевозчики проявили заинтересованность в единой онлайн-системе продаж. Кто-то развивает собственную, держится особняком. Другие и вовсе дистанцировались не только от сотрудничества с автовокзалом, а от законодательных норм РФ в принципе: деятельность свою официально не оформляют, пассажиров забирают в непредусмотренных для этого местах (на Центральном рынке, например), стандарты безопасности и комфорта их не особо заботят. Конкуренция с нелегалами официальным перевозчикам, несомненно, осложняет работу, сдерживает развитие отрасли. До «высокой цивилизации» в этом смысле нам пока еще далеко. А инвестировать в хаос государство — через специализированные программы, и ответственные перевозчики вряд ли готовы. Давно пора навести порядок.
«Система пассажирских автоперевозок не поспевает за реалиями нашей действительности, — резюмировал общие впечатления председатель Общественного Совета при Законодательном собрании Иркутской области Алексей Соболь. — Проблем много. Будем разбираться. Иначе не получится перейти к реализации масштабных проектов в транспортной сфере».
Под председательством Алексея Соболя 10 октября состоялось заседание Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области, где на обсуждение вынесли как раз главные проблемные вопросы организации пассажирских перевозок автотранспортом, фокус — на межмуниципальные маршруты. Участие в работе приняли депутаты областного парламента, представители регионального правительства и надзорных ведомств, сотрудники правоохранительных органов и общественных организаций.
«Тема актуальнейшая. В условиях сокращения пригородного железнодорожного транспорта, высоких цен на авиасообщение, труднодоступности населенных пунктов в нашем большом по площади регионе, пассажир часто выбирает автотранспорт — не всегда комфортный и безопасный, но доступный по цене способ добраться до нужного ему населённого пункта», — констатировал глава Общественного Совета. Алексей Соболь признал, что говорить о «прорывных решениях» и изменениях в сфере пассажирских автобусных перевозок пока не приходится. Да, что-то модернизируется, приводятся в порядок дороги, где-то обновляется подвижной состав, появляются современные цифровые сервисы. Однако нужны не эпизодические, а системные преобразования.
Фактически регион сегодня имеет во многом ту систему междугородных и пригородных автобусных маршрутов, которую унаследовал еще со времен СССР. Хорошо, не разрушили всё. Однако в нынешних условиях явно есть что пересмотреть и перестроить. Меняются потоки и технологии.
«Задача — сделать всё необходимое, чтобы в Иркутской области как в образцовых в этом смысле регионах, были внедрены высокие стандарты пассажирских перевозок, — заявил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. — Работа предстоит непростая, но наши соседи с ней справляются, значит, и мы, шаг за шагом, этот путь осилим. На первом месте — безопасность и комфорт. Необходимо уходить от хаоса в перевозках к единой понятной и прозрачной схеме».
Для иркутской агломерации необходимо разработать комплексную схему перевозок, убежден спикер ЗС. На площадке областного парламента это напоминание областному правительству звучит не впервые. Этим летом депутаты ЗакСобрания, после визита на автотранспортные предприятия Иркутска и Ангарска, уже поднимали тему обновления автобусных парков, модернизации автовокзалов и автостанций, организации продуманных маршрутов. В октябре к решению обозначенных задач подключили и Общественный Совет при ЗС Иркутской области.
Наличие комплексной схемы организации дорожного движения позволит региону участвовать в федеральных программах, объясняет Александр Ведерников. То есть затраты на ту же покупку новых автобусов возьмет на себя государство, а, значит, перевозчик не станет перекладывать их на пассажиров, повышая тарифы. Сейчас же сами муниципалитеты не способны решить проблему обновления подвижного состава. «Это непосильная нагрузка на городской бюджет. Решением вопроса может стать разработка транспортной схемы агломерации, в которую входит Иркутск, Ангарск, Шелехов и Иркутский район», — согласен первый заместитель мэра Иркутска Андрей Южаков. Он также упомянул, что имеет место дублирование внутригородских маршрутов межмуниципальными. В итоге, возникают пробки, а иркутские перевозчики лишаются части прибыли.
Несколько раз представители интересов самых разных территорий во время заседания Общественного Совета поднимали тему борьбы с нелегальными перевозчиками, которые, очевидно, забирают часть прибыли у официальных перевозчиков, не позволяя улучшать качество транспортных услуг. Нередко нелегалы маскируются под разрешенные законом «перевозки по заказу», а на самом деле осуществляют регулярные перевозки. Необходимо продумать механизм противодействия таким серым схемам.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов обозначил свое видение факторов, сдерживающих развитие пассажирских перевозок в регионе. В этом перечне в числе прочего — состояние дорог (в нормативном состоянии находится порядка 35%) и серьезный износ подвижного состава.
При сегодняшнем положении дел на межмуниципальных маршрутах автобусы, удобные для людей с ограниченными возможностями, похоже, мечта с весьма дальним сроком воплощения. О таком транспорте спросил Председатель Иркутской организации Всероссийского общества инвалидов Константин Шумков. Описал ситуацию: общество проводит много мероприятий для людей с ограниченными возможностями, но как большой группе, команде участников Парасибириады, например, добраться к месту соревнований, как передвигаться по области с их колясками, если автобусы «вообще не приспособлены». В Иркутске в этом смысле проще, но Приангарье — это не только Иркутск. Константин Шумаков попросил областной минтранс принять во внимание эту потребность. Максим Лобанов в ответ рассказал, что есть программа, предусматривающая покупку транспорта для маломобильных граждан, но финансирование по ней, конечно, ограничено. А перевозчики, которые выходят на конкурс, не обязаны соблюдать критерий, касающийся транспорта для маломобильных граждан. Его наличие — всего лишь дополнительный балл. В общем, рекомендовано, а там как получится.
Говоря о рассмотрении претензий в адрес перевозчиков, министр сообщил, что в ближайшее время в регионе начнется реализация пилотного проекта по навигационному контролю. В автобусных перевозках можно будет отслеживать весь путь следования, соответствие заявленному маршруту, время остановок и простоев. Это, как рассчитывают в ведомстве, поможет вести аргументированный диалог с перевозчиками при проверках и в случае поступления жалоб от пассажиров.
Кстати, часть жалоб, поступивших от жителей региона, озвучили на заседании парламентарии и активные общественники — они с людьми на местах общаются регулярно.
Так, внимания требует транспортный «коллапс» в микрорайоне Березовом, где маршрутки перегружены. Порой пассажирам приходится по несколько часов ждать своей очереди, чтобы уехать на работу. «В маршрутках едут по 40–50 человек. Перевозчик не реагирует на запросы. Сколько так будет продолжаться?» — вице-спикер областного парламента Ольга Носенко готовит депутатский запрос по этой ситуации. О перегруженных автобусах, следующих по маршруту «Иркутск-Ангарск», сообщила и Светлана Шевченко.
А депутат Галина Кудрявцева задала вопрос о перевозках из деревень Горохово и Сайгуты. Транспортное сообщение с населенными пунктами Гороховского муниципального образования отсутствует. Минтранс заверил, что вопрос решается совместно с районной администрацией. Планируется организовать подвоз пассажиров до остановки межмуниципальных маршрутов. Надо сказать, что проблема нерентабельных автобусных маршрутов, в которых перевозчики не заинтересованы, актуальна для многих сельских поселений Иркутской области. Региону пока не по силам везде организовать перевозки по регулируемому тарифу. Ищут варианты. Подвоз к остановочным пунктам на более оживленных трактах — одно из таких компромиссных решений.
Парламентарии также обратили внимание на несколько фактов, когда жители области лишены возможности пользоваться правом льготного проезда. Оказалось, не во всех автобусах установлены необходимые валидаторы. Наталья Дикусарова даже лично приобретала и передавала такое устройство перевозчику, но это решение по частному случаю. А он, как выяснилось, не единичный. Александр Ведерников предложил посмотреть опыт других регионов. Какие системы, карты для льготников успешно внедряются? Что нужно для этого законодательно предусмотреть на уровне региона? Участники заседания предложили ввести на территории региона единую универсальную социальную карту для льготных категорий.
Также Наталья Дикусарова обозначила проблему с техосмотрами, пройти которые можно не во всех населенных пунктах, а иногда водители вынуждены ехать для этого в соседний район. В Госавтоинспекции об этих сложностях знают. У инспекторов к перевозчикам есть вопросы как по состоянию транспорта, так и по квалификации и дисциплине водителей. Врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергей Глызин рассказал, что с начала этого года произошло 68 ДТП с участием автобусов. Более половины из них — по вине водителей автобусов.
Высказался на заседании совета и председатель Правления секции Ассоциации «Дорожное хозяйство и транспорт» некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» Евгений Липатов. Обозначенные им проблемные вопросы во многом совпадают с озвученными депутатами. И по решению схожая позиция: нужна единая стратегия развития автотранспорта в целом по области.
По итогам обстоятельного обсуждения на площадке Законодательного Собрания Иркутской области принято решение об усилении парламентского и общественного контроля за организацией регулярных автобусных перевозок. Также необходимо совместно с надзорными органами реализовать комплекс мер по борьбе с нелегальными перевозчиками. И, безусловно, не откладывать и рассмотреть вопрос о разработке и утверждении комплексной схемы организации дорожного движения. Во многом это — основа порядка.