21 сентября в РФ была объявлена частичная мобилизация. И буквально сразу же на этом фоне возникла серьёзная паника. Её масштаб очень хорошо показывают 500 комментариев под последним постом в Telegram-канале Зарины Догузовой, главы Ростуризма. Ключевая проблема для бизнеса и для путешественников состоит в решении вопрос на тему того, что же делать с уже купленными турами до 21 сентября? Опрошенные представителями СМИ участники туррынка пояснили, что ждут рекомендаций от регулятора. Но госпожа Догузова сама «запросила разъяснения».
Эксперт Александра Мерцалова рассказала обо всей сложившейся ситуации, написав об этом целый материал. «Решение ещё не принято, но можно предположить, что оно окажется не в пользу турбизнеса», - отметила корреспондент, «В «Аэрофлоте» уже признали отказ мобилизованных пассажиров от перевозки вынужденным и пообещали вернуть средства не только им, но и попутчикам из числа родственников». Госпожа Мерцалова упомянула, что у далеко не крупных частных компаний нет ресурсов государственного авиаперевозчика и одна мысль взять на себя эти риски, вызывает у них ужас. Природу этого понять легко, если вспомнить о сохранившихся долгах ещё за «пандемийные» (проданные до марта 2020 года) и «военные» (проданные до 24.02.22) туры. В общей сложности речь идёт о более 23 млрд рублей.
«Не стоит сомневаться, что появление в этой копилке проблемных долгов «мобилизированных» туров заметно увеличит сумма», - отмечает Александра Мерцалова, «Сейчас речь пойдёт не только о кратно подорожавших в этом году пакетах за рубеж, но также и о путешествиях по России. Активность последних поддержала акция 10 сентября «туристического кэшбэка». По подсчётам Ростуризма, им воспользовались 600 тысяч человек, забронировавшие туры и размещения в гостиницах на 14.3 млрд рублей». По мнению эксперта, главная интрига состоит в том, существует ли адекватный ответ на вопрос: кто, когда и в каком объёме должен возвращать деньги туристам?