> Российский театр: реалии сегодняшнего дня - Аргументы Недели

//Общество 13+

Российский театр: реалии сегодняшнего дня

23 сентября 2022, 19:57 [«Аргументы Недели», Антон Дубровский ]

Фото: pixabay.com

Многие театры в настоящее время переживают трудности. Это происходит и из-за отъезда  из страны некоторых драматургов и режиссеров, отмены международных фестивалей и совместных проектов, смены художественных руководителей. Каким же видится на сегодняшний день настоящее и будущее театрального мира?

  • История.
  • Международные связи.
  • Фестивали.
  • Новые формы.
  • Будущее.

История

Театр в России издавна был больше, чем театр. Это озвучил еще Мейерхольд в начале 20 века, когда использовал зрителей в массовке для спектакля «Зори». В одной из сцен спектакля он сообщил всем о Взятии крепости Перекоп. После этого на каждом следующем спектакле актеры озвучивали на сцене последние фронтовые сводки.

Театр - это тот вид искусства, который оперативно отражает все исторические и социальные перемены и различными методами рассказывает о наболевших проблемах методом диалогов со зрителями, в том числе и на мировом уровне. Пример тому - система Станиславского, по которой учат артистов во всем мире, а, в свое время выехавший из России, Михаил Чехов не только успешно занимался педагогикой за границей, но и создал собственную систему, а в 1946 году был номинирован на «Оскар».

Международные связи

Сегодня политические конфликты между странами рикошетом бьют и по культуре. В российских театрах больше не работают многие зарубежные деятели искусства, которые много лет работали на нашей сцене,  а также не работают и  некоторые соотечественники.

Наш театр всегда был немаловажной частью международных фестивалей. Когда они проходили в нашей стране, то на сценах России в этот период работали многие известные мастера с мировым именем. И сегодня сложно не ощущать, как рвутся те давние связи, которые крепли в течение многих лет.

Редактор журнала «Театр» Марина Давыдова считает, что сегодня театру мешает и экономика: «Театры из Европы в Москву сейчас невозможно довезти даже логистически: фура с оборудованием и декорациями будет ехать вечность, стоимость билетов одного коллектива убьёт половину всего бюджета».

Фестивали

Но театральная жизнь не перестает бурлить. С 1 по 10 октября 2022 года в Москве пройдет Международный фестиваль моноспектаклей SOLO. В 14-й раз Союз театральных деятелей России и Театральный центр СТД РФ «На Страстном» соберут лучшие спектакли в моножанре. Фестиваль SOLO 2022 – это: 2 площадки: Театральный центр СТД РФ «На Страстном» и Боярские палаты СТД РФ - 19 спектаклей за 10 дней. Кроме него, с 1 по 10 октября в Театральном центре на Страстном и в Боярских палатах, где проходит фестиваль, можно будет увидеть спектакли из Москвы, Санкт-Петербурга, Лесосибирска, Петропавловска-Камчатского, Тюмени, Вологды, Владимира, Нижневартовска и Великих Лук.

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» существует с 2006 года. Он объединяет в своей программе проекты вне жанровых границ, созданные признанными художниками со всего мира, и открывает новые имена. Фестиваль познакомил публику с работами главных героев мирового театра, танца и совриска (компания Rimini Protokoll, Боб Уилсон, Эймунтас Някрошюс, Саймон Стоун, Ян Фабр, танцевальная компания Peeping Tom, хореографы Анна Тереза де Кеерсмакер, Мэг Стюарт), а также проводил мастер-классы для работников театрального дела. После спектакля проходило обсуждение со зрителями. В этом году не будет основной программы. Но с 21 по 30 октября этого года пройдет фестиваль «Территория. KIDS». Среди участников программы — Кирилл Люкевич, Галина Зальцман, Полина Кардымон, Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова. Игнатов и Литвинова, а также Люкевич, знакомы зрителю «Территории», Зальцман и Кардымон становились номинантами «Золотой Маски». А уличный спектакль Люкевича «4elovek v maske» получил российскую национальную театральную премию в номинации «Эксперимент» в 2021 году.

Сложно переформатировать большой фестиваль 17-летнего возраста за короткое время. Это творческий процесс. Необходимы исследования среди новых зарубежных культурных рынков и организация диалогов с другими культурными институтами и бизнесом. На все это нужны средства и время.

Поэтому в этом году проводится именно фестиваль «Территория. KIDS» (2-й ежегодный фестиваль современного искусства для детей).

«Мастерская Брусникина», «Большой Фестиваль мультфильмов», «Винзавод», «ГЭС-2», музей современного искусства Garage, ММОМА, Театр Наций, РАМТ, Электротеатр, Московская филармония и многие другие объединятся, чтобы в Москве, в дни школьных каникул, продолжился масштабный проект «Территории» — нового взгляда на современное искусство для семейного просмотра.

 На фестивале будут присутствовать молодые режиссёры, кураторы, актеры, арт-менеджеры, художники - все, кто хочет делать современные и интересные детские программы, в том числе и в регионах.

Дмитрий Волкострелов — российский актёр, режиссёр, создатель и руководитель «театра Post», экс - художественный руководитель Центра имени Вс. Мейерхольда считает: «Творческий диалог между людьми по-прежнему важен, это рабочая штука. И, наверное, мы все делали правильно прошлые годы, и нужно просто продолжать это делать».

Новые формы

Алексей Киселев,  директор Мобильного художественного театра, драматург, театральный критик, рассказывает: «Мобильный художественный театр (художественный руководитель — Михаил Зыгарь) появился в 2019 году и за время своего существования МХТ выпустил множество аудио-спектаклей променадов, в озвучивании которых участвовали, например, Леонид Парфенов, Елизавета Боярская, Михаил Козырев, Ингеборга Дапкунайте, Ян Гэ, Муся Тотибадзе и  многие другие. В репертуаре МХТ — как интерпретации классики, например, «Толстой. Война и мир» с Варварой Шмыковой и Максимом Матвеевым, так и променады по специально созданным пьесам — например «Рок-Тверская».

Мобильный Художественный театр продолжает существовать. В апреле мы выпустили спектакль «Москва по кругу» (это спектакль, который можно слушать в поезде МЦК, в котором, например, можно узнать, о чем пишет Бродский в психиатрической клинике на Площади Гагарина, что думает Маяковский о ЗИЛе, и как Брюсов относится к небоскребам Москвы-сити). Мы долго совещались внутри команды, и решили, что всё-таки это уместно. Это история России глазами поэтов. Вы самостоятельно в любое время проезжаете круг по Московскому центральному кольцу. Причем с любой станции и в любом направлении. Спектакль собирается для вас как конструктор, исходя из тех станций, которые у вас на пути. Вы выходите на любой станции, нажав на кнопку «мне пора», и слушаете финал уже на платформе, глядя вслед уходящему поезду. Сейчас мы перестраиваем экономическую модель. Потому что МХТ — это театр, который существует внутри приложения. Мы существуем в AppStore и в Google Play. Как известно, для тех, кто в России, эти магазины теперь работают с ограничениями. Невозможно ничего в них приобретать. Соответственно, мы теперь не можем продавать билеты. Но есть и другие способы зарабатывать. Например, выпуская спектакли в партнерстве с теми или иными компаниями или институциями. Разумеется, мы готовы принимать участие только в тех проектах, которые считаем уместными в сложившемся контексте. Оказалось таких проектов не то чтобы много. Так что, возможно, спектакли мы будем выпускать несколько реже, чем прежде. Мобильный художественный театр будет существовать до тех пор, пока существуют мобильные телефоны и интернет. В крайнем случае, он просто перестанет быть основным местом работы для всех, кто принимает участие в этом проекте».

Будущее

Можно еще долго рассказывать о том, как видят театральную жизнь в 2022 году артисты и режиссеры российских театров, и что они делают для того, чтобы развиваться дальше. Потому что театральная жизнь не останавливается. Так, только этой осенью, состоятся премьерные показы спектаклей: в «Ленкоме» уже идет «Поминальная молитва»,  театр «Школа драматического искусства» представляет «Историю одной комнаты», премьеру «Мастер и Маргарита» можно будет увидеть в «Театре Наций», театр «Модернъ» готовит масштабный спектакль «Леонардо», в театре им. Вахтангова  - премьера «Генерал и его семья» - список можно продолжать долго.

Главное – никто не опускает руки, театры продолжают творить, иногда при помощи новых спонсоров и инвесторов, а иногда только собственными силами. И, если необходимо, видоизменяют планы на будущее в сложной ситуации в стране и мире. Нарастающая изоляция России на театральной жизни страны в это тревожное время, конечно, сказывается, но большинство театров достойно справляются с вызовами, которые поставил перед ними 2022 год.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте