Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Обслуживайте потребителя лучше и дешевле других…

, 13:29

Обслуживайте потребителя лучше и дешевле других…
Андрей Коршунов

Все мы немножко потребители. А с первого сентября 2022 года начали действовать поправки в ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» — значимые изменения в один из самых широко применяемых и известных законодательных актов. Предусмотренные законом изменения особенно важны в сегодняшних условиях, когда потребитель становится более уязвимым перед недобросовестными экономическими агентами и в связи с этим нуждается в дополнительной защите. Поэтому мы пригласили прокомментировать новации адвоката, председателя челябинской адвокатской коллегии адвокатов «Экономическая» Андрея Коршунова:

Потребляю, следовательно, существую

— Андрей Геннадьевич, как интересно: продавцы теперь не смогут отказать в заключении договора, если покупатель не предоставил персональные данные? А по закону персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу, по которой его можно идентифицировать. Например, имя и номер телефона…

— Владимир Васильевич, давайте все же по порядку. Да, есть у нас такой закон. И, как следует из его названия, он защищает наши с вами права. Все мы потребители — граждане, приобретающие какие-то блага: товары, работы или услуги исключительно для себя или для своей семьи или только имеющие намерение такие блага приобрести. Тут важно, что мы при этом не используем приобретаемое для предпринимательской деятельности. Не перепродаем в итоге купленное, получив прибыль, а употребляем его для себя. Примерно так определяет потребителя российский закон о защите прав потребителей.

— И как давно возникла необходимость защищать потребителей?

— Закон этот появился в далеком 1992 году, и на тот момент идея защиты прав потребителя в условиях стихийно складывающегося рынка была действительно востребована. Потому что закон значительно снижал для потребителей издержки, связанные с обращением в суд за защитой своих прав: платить госпошлину не требуется, обращаться в суд можно по месту жительства. При этом потребитель был в привилегированном положении: повышенные неустойки по сравнению с гражданским кодексом и, в случае удачного исхода дела, на продавца или производителя налагается серьезный штраф. В общем, судись не хочу.


Идем в торговый центр, а не в библиотеку

— Давайте признаем, что этот закон действительно открыл широкий простор для людей, желающих заработать и, иногда, явно злоупотребляющих правом на защиту…

— Действительно, вскоре даже заговорили о «потребительском экстремизме», «черных юристах» и несовершенствах потребительского законодательства. В основном, конечно, те компании, которым не хотелось предлагать товар надлежащего качества, выстраивать систему взаимодействия с потребителем, те, которым было жалко денег на юристов.

Закон предоставляет потребителю более широкие права, чем тем же представителям бизнеса, которые находятся на другой стороне отношений с ним, но, в общем-то, в какой-то мере это и оправдано.

Во-первых, потребитель не может обладать такой полнотой информации в отношении приобретаемого им товара, какая есть у продавца рынка. А с другой стороны, все, что делается на потребительском рынке, в итоге делается для потребителя. То есть фигура, вокруг которой все вертится, это потребитель.

Да и в своей повседневной жизни мы гораздо чаще совершаем сделки именно как потребители. Зашел подстричься, и вот, пожалуйста — ты уже потребитель. Пошел в булочную за хлебом или сел в такси и опять начинает действовать этот особый закон. Основные положения, которого конечно лучше знать.

И кстати, о «потребительском экстремизме». Из своего опыта защиты в суде предпринимателей по потребительским искам, могу сказать, что если компания производит качественный продукт и заранее готовится к тому, что рано или поздно она может оказаться в суде ответчиком по иску потребителя, то такая компания, как правило, на судьбу не жалуется.


Потребляйте, и потребляемы будете

— С этим понятно. Давайте вернемся к изменениям в законе.

— Изменения внесены в статью 16. О чем в ней говорилось и о чем говорится теперь? Из статьи ничего не пропало. Ее только дополнили новыми положениями.

Хотя сначала о том, что в ней уже было. В статье есть две очень важных идеи, о которых простые граждане часто просто не знают. А зря.

Первая — о том, что все условия договора, которые ущемляют права потребителя, при сравнении с правилами, которые устанавливаются законодательством в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

А вторая — о запрете навязывать потребителю приобретение товаров, работ, услуг без его согласия либо обуславливать приобретение одного приобретением другого, выполнять дополнительные работы без согласия потребителя. Классический пример такого впаривания, когда вам продают автомобиль в салоне только с установленными в него дополнительными устройствами.

— Андрей Геннадьевич, но условия договора могут быть сформулированы таким образом, что потребителю просто сложно понять и оценить их с позиции соответствия законодательству и соблюдения своих прав. Не все из нас являются практикующими юристами…

— Согласен. Тем более, что условий договора, которые ущемляют права потребителя, хитрые коммерсанты тоже придумали много. В качестве примера можно привести одно из дел, которое не так давно рассмотрел Верховный суд: охранное предприятие включило в договор охраны квартиры условие об ограничении ответственности в случае кражи определенной суммой. Произошла кража. Охранное предприятие выплатило указанную в договоре сумму, но это не покрыло стоимости похищенного. Клиент пошел в суд. В итоге дело дошло до Верховного суда, и высшая судебная инстанция указала на то, что условие об ограничении ответственности охраны в данном случае ущемляло права потребителя.

Потребительское общество без продуктов потребления

— Но все-таки, что добавилось в 16-ю статью с первого сентября 2022 года?

— Добавился список, в котором более конкретно расписаны условия, которые, если они будут включены в договор, будут признаны ущемляющими права потребителя и недопустимыми. В принципе, они по большей части судебной практикой таковыми уже признавались.

Но поскольку потребители у нас не отслеживают судебную практику, как вы это справедливо заметили, вполне оправданно это все указать напрямую в законе. И вот это было добавлено

В назывном порядке перечислю основное, что туда вошло. Коротко. Более точные формулировки — в тексте закона.
Недопустимыми и ущемляющими права потребителя теперь признаются:

  • условия, которые дают продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства;
  • условия, которые ограничивают право потребителя выбирать, в какой суд ему обратиться (по месту жительства или по месту нахождения ответчика);
  • условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции за отказ от договора по оказанию услуг;
  • условия, которые ограничивают ответственность продавца за ненадлежащее исполнение договора;
  • условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
  • условия, которые обязывают потребителя до обращения в суд предъявить претензию;
  • условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
  • условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав.

Это основное. Всего в списке 15 пунктов и в 15-м говорится о том, что любые иные условия, нарушающие правила установленные законодательством о защите прав потребителей, также признаются недействительными.

На мой взгляд, гражданам полезно с этим списком ознакомиться, чтобы не позволять нарушать свои права.

Еще одна поправка касается модных ныне персональных данных. Теперь продавец не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора, если потребитель отказался предоставить персональные данные, за исключением случаев, когда это требуется в соответствии с законом.

И хочу напомнить, самое главное — не только знать свои права, но и не бояться их отстаивать. В том числе и в судебном порядке.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram