Аргументы Недели → Общество 13+

Для понимания сущности современного человека важно изучать неандертальцев​

, 16:09 , Журналист Источник: ng.ru

Для понимания сущности современного человека важно изучать неандертальцев​

Недавнее открытие учёных из Оксфорда вызвало определённый фурор в научном мировом сообществе. Статья об этом уже опубликована в журналах Ancient Origins и Nature Genetics.

Англичане обратились к сравнению генома наших древних предков неандертальцев и современного человека разумного. Сравнение выявило наличие области в коротком плече 3-й хромосомы 3р21, ДНК которой в 2 раза повышает риск респираторных заболеваний. Она кодирует участок усиления активности гена, связанного с синтезом белка и переписывает считывание гена. Учёные провели селективный анализ вероятности появления этого варианта и пришли к выводу о важной его роли в поражении эпителиальных клеток легочных альвеол.

По мнению оксфордских геномщиков, патологический вариант подверженности легочным заболеваниям был, вероятно, заимствован от неандертальцев. И возник он в результате замен 28 «букв» генокода. Сегодня это подтвердили на молекулярном уровне. Учёные назвали его «геном, ослабляющим устойчивость лёгких к Cov». Это может стать ещё одной надёжной точкой в геноме, которая позволит быстро вылавливать патогены. Один из этих патогенов – очень опасный вирус RSV, угрожающий детям. В Национальном институте здоровья США создали вакцину-кандидата, опробованную в ходе 1-й фазы испытаний. Она представляет собой фрагмент белка вирусной оболочки, с помощью которой осуществляется слияние с клеткой.

А для взрослых людей не менее опасной является спиральная бактерия хеликобактер. Инфицирование этим микроорганизмом прослежено у наших далёких предков, вышедших из Африки, в Европе, Сибири и вплоть до Америк. Эта бактерия может вызывать серьёзную язву и эрозию слизистой желудка. Микробиологи из КНР разработали комплексный тест на бактерию, который позволяет быстро выявлять инфекцию и подверженность её клеток действию лекарств, а заодно – читать геномы различных вариантов. Работа была опубликована в журнале Clinical Chemistry. Важность данного теста в том, что все три параметра определяются в образце слизистой желудка. Достигается это за счёт рамановской спектроскопии. Авторы исследования полагают, что им удалось достичь одноклеточного разрешения, которое позволит достаточно хорошо изучить все молекулярные механизмы.