В СМИ нередко появляется информация о надвигающемся расколе православного мирового сообщества, и это не просто страхи. 27 мая 2022 года состоялся синод Украинской Православной Церкви в Киеве. Позже в опубликованном УПЦ постановлении гласило, что собор рассмотрел вопросы церковной жизни, ввиду российской СВО на территории Украины. Собор выразил резкое несогласие с позицией патриарха Московского и принял изменения к Уставу, которые подтвердили независимость церкви. Иными словами, УПЦ приняла решение разорвать связи с Московским патриархатом. Впрочем, предпосылки к этому возникали ещё до событий СВО.
Но вслед за УПЦ разговоры о церковном отделении пошли по странам Прибалтики. Российскую православную общественность шокировала новость о недавнем решении властей Латвии. Рига применила доселе невиданный приём. Местный сейм проголосовал за поправки к закону о Латвийской православной церкви. Новая редакция закона объявляет данную митрополию полностью независимой от Московского патриархата. В тексте используется термин «автокефалия». Его никак нельзя отнести к компетенции законодательного органа государства. Ведь от государства, согласно Конституции, церковь отделена.
До сих пор такое решение никому не приходило. Когда в Украине создавали автокефальную церковь, решающее слово оставалась за членами организации и за Константинопольским патриархатом, признавшим её легитимность. Вскоре УПЦ ввиду обстоятельств объявила о своей независимости от Русской Православной Церкви. Но и это решение было принято на церковном соборе. Многие государства, что обрели суверенитет, часто прибегали к разным ухищрениям, чтобы повлиять на церковное руководство и верующих ради изменения статуса национально ориентированной общины.
Но в самой Латвийской Церкви на это отреагировали спокойно, без лишней нервозности. 9 сентября появилось сообщение пресс-службы организации. «Государство установило статус нашей церкви как автокефальный», - гласили строки, «Государство определило, что Латвийская Православная церковь юридически независима ни от одного церковного центра, находящегося за пределами Латвии». Эксперты заметили, что никаких формальностей, требующих обретение автокефального статуса, не было соблюдено. Не собиралось даже епископского совещания. Не было и выступления митрополита.
В СМИ отмечают, что после обретения независимости Латвийской церкви на очереди может стоять и Литовская. Причём возможно, что отделится она совершенно таким же способом. Хотя и остаётся вариант коллегиального решения самих церковников и последующих формальностей в виде обращений к верующим. По мнению некоторых аналитиков, такая череда автокефалий может привести к серьёзному расколу всего православного мира, что не грозит ничем хорошим для паствы.