Пропаганда во время военных действий присутствовала практически всегда. Та или иная страна стремилась всячески подчеркнуть важность и необходимость поддержки государства, важность защиты собственной родины. Особенно популярно это было в 20-м столетии, когда Землю охватили сразу две Мировых войны. Но чтобы привлечь людей и заставить их реагировать – надо было использовать определённую тактику. Изображения плакатов с женщинами, особенно привлекательными и красивыми, начали появляться ещё во время Первой Мировой. Поначалу они были рассчитаны для того, чтобы вдохновлять мужчин на подвиги.
В США изображения женщин в качестве жертв должны были побудить мужское население взяться за оружие и помочь фронту. А, например, на многих плакатах американского Красного Креста призывавших записываться добровольцами или делать пожертвования, изображались сильные и мужественные медсёстры в разгар боя, несущие носилки с ранеными. В США были плакаты и сексуальным подтекстом. К примеру, на постере ВМС Соединённых Штатов была изображена привлекательная блондинка, одетая в морскую форму, с подписью: «Я хочу тебя на флоте». Один из известных плакатов, привлекающих домохозяек на производство во время Второй Мировой, изображал женщину в рабочей одежде. Вверху обычно были слова – We can do it (Мы это сделаем!).
В Англии в Первую Мировую на плакатах можно было увидеть элегантных леди, смотрящих в окно, с подписью: «Женщины Британии говорят: «Иди!» А в 1917 году в стране был сформирован Женский вспомогательный армейский корпус, комплектовавшийся добровольцами, секретарями, поварами, официантками и телефонистками. В него тоже призывали специальные постеры, изображающие леди. Наиболее распространёнными военными плакатами с изображениями женщин были те, с помощью которых английских домохозяек предостерегали от лишних трат. Надписи были такими: «Кухня – ключ к победе, ешьте меньше хлеб!», или «Пересмотри свой гардероб! Делай, создавай, ремонтируй!». Конечно, стоит упомянуть ещё и китайскую пропаганду. В Китае женщины часто появлялись на постерах, особенно те, кто служили в армии.
Но пожалуй, главную роль сыграла именно Советская пропаганда с изображениями представительниц прекрасного пола. В СССР одним из наиболее известных военных плакатов было произведение художника Ираклия Тоидзе. Его знают все: «Родина-мать зовёт!». Позднее он рассказывал, что идея нарисовать мать, призывающую своих сыновей идти защищать родные земли, пришла ему в голову в первый день войны. Его супруга Тамара утром 22 июня стремительно вбежала в мастерскую художника и показав на радиоприёмник сказала лишь одно слово – «Война!». Именно это и вдохновило Тоидзе на его бесценную работу.
Образ пожилой матери не раз использовался в советских военных плакатах. Поздним летом 1941 года московские ополченцы шли защищать родину мимо плакатов Виктора Корецкого, «Будь героем!», изображавших новобранца, прощающегося с матерью. Среди самых известных картин войны есть ещё один рисунок того же художника. На нём изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребёнка, на которого был направлен штык со свастикой. Рисунок был подписан словами: «Воин Красной Армии, спаси!». Так что советская женщина с плаката – это прежде всего мать.
По мере освобождения оккупированных нацистами территорий менялась тональность плакатов. Изображённые на них матери, прижимая к себе убитых детей, призывали солдат, шедших по сожжённым дотла деревням: «Отомсти!». Как подчеркнула историк Виктория Петракова в беседе с представителями СМИ, «В нашей стране в период 1941-1945 годов плакаты – это были не только образы для побуждения к лучшим чувствам и действиям. За каждым из них был самый настоящий подвиг советских женщин». Речь идёт о рисунках с лозунгами – «Всё для фронта! Всё для победы!». На них женщины стояли у станка на заводе, сидели за рулём комбайна или трактора. Один из самых известных плакатов изображал женщину с изготовленным ею снарядом и подписью: «Фронту от женщин СССР».