У «Лицея сервиса и индустриальных технологий» (ЛСИТ) сорвался тендер на организацию питания для детей-сирот. Причиной стали грубые нарушения в оформлении конкурсной документации. Один из потенциальных участников торгов заметил, что по документам детей требуется кормить запрещенными продуктами и с нарушением норм СанПиН. Вся документация прошла согласование в Управлении социального питания и была одобрена руководителем ведомства Аленой Мироненко.
Несуществующие продукты для сирот.
В конце августа руководство ЛСИТ опубликовало в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) тендер на организацию соцпитания в 2022/2023 году. Предыдущий контракт с частным комбинатом «Фирма Флоридан» заканчивается 30 сентября, и новый поставщик должен приступить к работе уже 1 октября.
Торги планировалось завершить 12 сентября, что позволяло организовать бесперебойное питание воспитанников. Но 6 сентября тендер был отменен, что может привести к срыву питания детей из детского дома, работающего на базе лицея. Аукцион будет проведен после доработки конкурсной документации.
Основанием для отмены стал запрос от одного из потенциальных участников, опубликованный в ЕИС. Заявитель указывает, что по условиям конкурсной документации победитель торгов должен кормить детей в соответствии с нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и «Нормами полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Нормы обеспечения продуктами питания детей-сирот в возрасте от 12 месяцев до 23 лет и старше». Однако приложенное к документации меню питания не соответствует указанным нормативам.
Так, для организации питания детей различных возрастов установлены четкие показатели энергетической ценности пищи, дневной норматив может отклоняться от нормы на 5% как в большую, так и в меньшую сторону. Но при обязательном условии – в течение недели отклонение должно быть компенсировано. Таким образом средний показатель за неделю всегда должен оставаться стабилен. В тендерном меню ежедневно имеются отклонения в границах допустимых 5%. Но только в меньшую сторону, и в течение недели отклонение это не компенсируется. Особенно важно, что отклонение имеется и по составу пищи – углеводы заменены жирами.
«Средний процент пищевой ценности за неделю (1-ую и 2-ую) не соответствует нормам, указанным в Приложении к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2018 № 365 – значительное превышение по белкам и жирам и значительно меньше нормы по углеводам и калорийности», - указано в заявлении.
В перечень необходимых продуктов заказчик включил те, которые не разрешено использовать в организации питания воспитанников детских домов. Соответствующий обновленный ассортиментный перечень был разработан Управлением социального питания Петербурга и вступил в силу 24 августа. В этом перечне отсутствуют такие продукты, как свиной окорок и бекон столичный, но в тендерной документации они указаны.
Одной из причин нестыковок могут являться неверные расчеты пищевой энергетической ценности продуктов. Заявитель приводит конкретные примеры.
«Неверно сделан расчет пищевой и энергетической ценности хлеба обогащенного (выход 40 г., 70 г., 80 г.): при содержании на 100 г продукта белка до 10 г., жиров до 2 г., углеводов до 50 г., калорийности до 250 ккал – не может быть в 40 г хлеба белка – 12,6 г. жиров – 8,27 г., углеводов – 13,68 и т.д.; в соках нет белков и жиров; неверно сделан расчет пищевой и энергетической кисломолочных продуктов», - указано в документе.
Потенциальный участник попросил разъяснить, на каком основании указанные данные были внесены в конкурсную документацию и как предлагается победителю исполнять контракт, противоречащий требованиям СанПиН.
«Просим разъяснить обоснованность внесения противоречащих требований и извещение о закупке и порядок исполнения контракта в части исполнения меню, противоречащего требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20», - пишет заявитель.
Согласно данным ЕИС, проблемная конкурсная документация разрабатывалась заместителем директора по закупкам ЛСИТ Людмилой Морозовой, утверждена директором ЛСИТ Юлией Богдановой, а главное - согласована начальником Управления социального питания Аленой Мироненко. В опубликованной на портале ЕИС документации отсутствуют подписи ответственных лиц. Однако согласование этого документа в УСП обязательно, а факт прохождения контроля свидетельствует о том, что бумажные оригиналы документов действительно были утверждены и согласованы.
Неслучайные ошибки в петербургском соцпите.
Можно допустить, что Богданова и Морозова не являются экспертами в нормативах соцпитания, именно в связи с этим документация проходит согласование в Управлении социального питания. Но, как показывает произошедшее, начальник управления Алена Мироненко также не оказалась специалистом в соцпитании. Что вполне предсказуемо, она заняла должность в начале текущего года по распоряжению губернатора Александра Беглова. До этого Мироненко была заместителем председателя Комитета по госзаказу.
По какой причине были допущены нарушения пока не ясно. Могла иметь место банальная случайность и непрофессионализм, но нельзя исключать и целенаправленного внесения заведомо невыполнимых условий в документацию. Ведь любая компания, попытавшаяся бы подать заявку в четком соответствии с конкурсными требованиями, автоматически попала бы под дисквалификацию. Победить смог бы тот участник, который бы заведомо знал об ошибках. Похожий прецедент произошел совсем недавно.
На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба отменила 60 тендеров на организацию питания в детских садах и школах Василеостровского района. По требованиям конкурса участники должны были предоставить копии лабораторных исследований своей продукции. Такие исследования комбинаты проводят регулярно, но ранее к конкурсам их прилагать не требовали. Дело в том, что в документах указывается название компании, а по российскому закону заявки участников должны быть анонимны. Выполнение таких требований автоматически ведет к дисквалификации.
ФАС обязала районных чиновников провести конкурс по противозаконной документации до конца и выяснилось, что готовой к нестандартным требованиям оказалась лишь одна компания – частный комбинат соцпита «Фирма Флоридан», а ее конкурент «Городской комбинат социального питания Красносельского района» был дисквалифицирован как раз за предоставление документов в соответствии с заявкой. До этого, в 2020 году, «КСП Красносельского района» на торгах забрал у «Фирмы Флоридан» десятки школьных контрактов в районе, который компания обслуживала единолично последние несколько лет. Если бы ФАС торги не отменила, «Фирма Флоридан» вернула бы все свои позиции в районе.
Что интересно, как минимум с 2018 года ЛСИТ обслуживает все та же «Фирма Флоридан», а в 2020 году конкурентом компании на торгах выступил «КСП Красносельского района». Не исключено, что в этот раз городской комбинат также мог принять участие в торгах.
«Фирма Флоридан» уже трижды за последние три года была уличена ФАС в картельных сговорах. Ее связывают с отставкой экс-главы Управления соцпитания Алексея Барабанщикова, предшественника Алены Мироненко. Барабанщиков возглавил управление в 2020 году и сразу предложил реформировать систему закупок для борьбы с картелями и коррупцией. Первые же шаги в этом направлении привели к ослаблению позиций частных комбинатов, укреплению государственных и повышению конкуренции в целом. «Фирма Флоридан» потеряла значительную часть своих контрактов, которые ранее держала годами единолично.
Вскоре после начала реформы она была остановлена из-за бездействия чиновников Смольного. После серии резонансных интервью о картелях и коррупции в Петербурге Барабанщиков был арестован и уволен. По версии следствия он якобы помог «КСП Красносельского района» выиграть крупный тендер в Пушкинском районе, что якобы нанесло ущерб городскому бюджету. Каким образом получение государственным комбинатом государственного же контракта могло нанести ущерб бюджету следователи не уточнили. Как и то, каким образом чиновник УСП мог повлиять на торги, проводившиеся Комитетом по госзаказу. На момент проведения торгов и ареста Барабанщикова в КГЗ работала Алена Мироненко.
О возможностях «Фирмы Флоридан» влиять на городскую политику можно судить по двум факторам. Во-первых, на комбинате длительное время работала невестка Александра Захватова, спецпредставителя и близкого друга губернатора Александра Беглова. А во-вторых, матерью владелицы комбината Екатерины Чернышовой называют Наталью Петрову, возглавлявшую Управление соцпитания с 90-х годов. Должность она покинула в конце 2019 года, в разгар проверки Контрольно-счетной палаты, выявившей массовые грубые нарушения.
Учитывая приведенные факты нельзя исключать, что грубые ошибки в конкурсной документации для ЛСИТ могли быть допущены намеренно. Для прояснения ситуации и степени ответственности начальника Управления социального питания Алены Мироненко, согласовавшей такую документацию, в надзорные органы направлены соответствующие запросы.