> Есть ли проблема с малой авиацией в России - Аргументы Недели. Балтия

//Общество 13+

Есть ли проблема с малой авиацией в России

3 сентября 2022, 19:21 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]

России, с ее гигантскими просторами особая роль отводится авиации. Она имеет огромное значение для развития экономики, для обеспечения регионального единства. Авиация охватывает такие виды деятельности, как медицина, грузоперевозки, аварийно-спасательные службы и многие другие отрасли. Сегодня большое значение РФ уделяет малой авиации, и это прекрасно. Но проблемы есть, что же скрывать… Своим мнением с читателями «АН» делится европейский эксперт в вопросах авиации Викторс Зариньш.

«Малая авиация России, как один из сегментов рынка гражданской авиации, должна обеспечивать гарантированную Конституцией РФ транспортную мобильность населения многих отдаленных регионов страны.

 В своем выступлении на девятой ежегодной «Прямой линии» с россиянами 16 декабря 2010 г. председатель правительства РФ Владимир Владимирович Путин затронул наболевшую проблему возрождения малой авиации. Это действительно острейшая и благодатная тема для страны в целом.

В октябре 2021 года, на заседании президиума Госсовета, президент России Владимир Путин дал поручение: «Нужно расширять сеть внутрирегиональных авиационных маршрутов, модернизировать малые аэропорты, обновлять парк воздушных судов на этих рейсах. В целом перелеты малой авиации должны стать более доступными для граждан России».

 Существует и законопроект «О развитии малой авиации в Российской Федерации», который содержит следующее определение: «Малая авиация Российской Федерации - самостоятельный вид авиации (отрасль), предназначенный для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации в авиационных работах, развития промышленности и инфраструктуры в регионах, удовлетворения интересов и решения задач физических и юридических лиц, выполнения региональных и межрегиональных перевозок на территориях субъектов Российской Федерации, первоначальной подготовки и переподготовки авиационного персонала». Однако в данном законопроекте к судам малой авиации относят летательные аппараты весом до 21 тонны.

Немного истории, или «расшифровка»…

Малая авиация является основой авиации общего назначения (АОН) и существует сегодня практически во всех странах мира. В состав Международного совета ассоциации владельцев воздушных судов и частных пилотов, на протяжении более 30 лет, представляющих АОН во всем мире (ИАОПА), входят более 470 000 пилотов АОН из 46 стран. По данным ИАОПА, 89% всех воздушных судов в мире работают в рамках АОН, 87% всех полетов классифицируются, как полеты АОН и 80% всех пилотов летают на воздушных судах АОН4.

Не маловажной проблемой остается и сертификация серийного производства новых моделей по российским стандартам - стоимость сертификации ВС в России в два-три раза больше по сравнению с аналогичными затратами в Европе, а в отдельных случаях выше на порядок. Например, расходы на сертификацию легкого самолета МАИ-223М оцениваются 20 млн руб. По состоянию на май 2013 года сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета (МАК) имеют только 14 воздушных судов малой авиации.

Как это выражается в финансах?

На развитие малой авиации в РФ также выделяются регулярные инвестиции, в рамках долгосрочных социально-экономических национальных проектов по освоению труднодоступных районов. Под этим подразумевается не только развертывание производства авиационной техники, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями об обеспечении конкурентоспособности авиационной техники, но и создание двигателей нового поколения.

Давайте обратимся к фактам прошлого года! 24 мая 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о закрытии для обслуживания воздушных судов 44 гражданских аэродромов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2090 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 1603".

В марте Минтранс оценивал модернизацию одной посадочной площадки в соответствии с новыми требованиями в сумму от 13 млн до 50 млн руб. В министерстве уточнили, что общая стоимость дооборудования всех транспортных площадок в России может составить от 28,6 млрд до 110 млрд руб. «Одним из обстоятельств, затрудняющих выполнение требований постановления, является снижение пассажиропотока и предпринимательской активности.

Гендиректор Камчатского авиационного предприятия Алексей Храбров ранее сообщал, что в труднодоступных местах дооборудование одной посадочной площадки обойдется в полтора-два раза дороже средней цены в 20–25 млн руб.

9 октября авиакомпания «Сибирская легкая авиация» и ее «дочка» «Аэросервис» — единственные перевозчики, осуществляющие рейсы между малыми аэропортами на Алтае, в Забайкальском крае и Томской области, — были вынуждены приостановить полеты. Причина в том, что малые аэропорты не могут выполнить новые требования по безопасности. Как видим, все упирается в деньги…

Какая основная проблема малой авиации в России?

 На мой взгляд, малая авиация может столкнуться с нехваткой самолетов. Речь об основной российской машине ТВС-2МС. Минпромторг отложил вопрос о финансировании замены американского двигателя и винта на нем на российский аналог до момента сертификации самолета, которую нужно пройти заново. В мае его производитель «Русавиапром» просил выделить на эти работы 9 млрд рублей из госбюджета. ТВС-2МС — единственный российский самолет для малой авиации, эксплуатация и производство которого продолжаются до сих пор. Разработчик борта — новосибирский институт «СибНИА им. Чаплыгина» — уже подал заявку на получение сертификата, но эта процедура дорогостоящая и может затянуться на годы.

Между тем, министерство транспорта РФ заверило, что малая авиация России не остается без самолетов, и сертификация «Байкала» и «Ладоги» запланирована на 2023-й и 2024 год соответственно. Это означает, что массовое производство этих самолетов начнется раньше, чем ТВС-2МС.

Все эти проблемы обсуждались на самом высоком уровне правительства РФ еще в декабре 2019-го. В итоге президент страны Владимир Путин утвердил перечень поручений, среди которых — создание специализированной авиакомпании для обслуживания Дальнего Востока и других труднодоступных районов, восстановление аэродромной сети по всей стране, ускоренная разработка перспективных легких летательных аппаратов и снижение цен на керосин для местных авиалиний.

Первые шаги по выполнению программы уже сделаны — ЛМС-901 "Байкал", ближнемагистральный Ил-114-300, ремонт и модернизация аэродромов. Это внушает оптимизм. Ведь совершенно ясно, что страна с территорией в 17 миллионов квадратных километров никак не может обойтись без надежных и комфортных "воздушных маршруток".

А что мы имеем сегодня?

Возьмем Let 410 - прекрасный Чешский самолет компании Aircraft Industries, который зарекомендовал себя только с положительной стороны, сейчас налажено его производство в России.

 Например, у нового самолета Л-410 УВП-Э20 и капитально отремонтированного самолета Л-410 УВП-Э совершенно одинаковые ресурсы – 4800 часов, и та и другая модификация ВС эксплуатируется по состоянию (без ограничения по календарю). По сути, это один и тот же планер (выпускаемый раньше и сейчас), единственное, новая модель имеет другую, более совершенную авионику. С конца 2013 года самолеты комплектуются новыми двигателями H80, которые также можно установить на Л-410 прежних годов выпуска начиная с 1986 года. Есть официальный бюллетень завода-изготовителя, которые позволяют в полном объеме модифицировать самолеты прежних годов выпуска до современных требований, с него достаточно просто переучиваться на региональные самолеты других типов. Он безопасен и прост в эксплуатации.

На огромнейших просторах России, на аэродромах стоят большое количество этих самолетов… Возможно, стоит собрать эти самолеты, перегнать на завод, поставить на «крыло», и они еще долго будут трудиться во благо...

У меня имелся подобный опыт. Расскажу на своем примере…

Я занимался перегоном таких самолетов, которые по 20 лет простояли в поле, и не было ни одного серьезного происшествия.

Был самолет Як-40, как-то все про него забыли, а он был полностью отечественного производства; тоже собрать, на завод, поставить современную авионику, поставить два двигателя вместо трех, например НК-93. И мы получим современный самолет, к тому же с хвостовым трапом, что очень удобно для спецработ, например в медицине.

Я думаю, что сперва лучше поставить «на крыло», то, что имеем… А Россия имеет многое!»



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте