Да, российские звезды потянулись в заморские страны на гастроли! Их, конечно, особо там никто не ждет, но по принципу – «дайте хоть где-то показать себя». Пример? Пожалуйста! Совсем недавно в Риге прошло выступление в стиле кабаре некой Людмилы Петрушевской, которую знает очень небольшой кружочек зрителей. Понятно, что г-жа Петрушевская была на первых «ролях», а сбежавшие в Латвию Чулпан Хаматова и Анатолий Белый, как водится, на «подпевках».
Впрочем, речь о другом – в тот момент, когда шла подготовка к сносу памятника Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков, Хаматова и Белый со сцены «патриотично» выступили со словами – «Слава Украине». Вполне серьезно. И ни одного слова о сносе памятника, поруганную честь ветеранов ВОВ латвийцы не услышали от «хаматовых, белых, галкиных». Я даже извиняться не буду – шкурки они на продажу. Впрочем, Канада ожидает на гастроли вот этих «звезд». Театральный критик Елена Фрумин-Ситникова высказалась, как всегда, великолепно!
«Канада ожидает серьёзного наплыва испуганных «звёзд».
Самая крупная среди них, понятно, Галкин.
Остальные помельче, но тоже кушать хотят. Сюда едут такие «властители дум» как Невзоров, Леонидов, Шендерович, Шевчук. Да, чуть не забыла Хаматову. Уверена, что ещё какие-то подтянутся.
Гляда на всех этих гастролёров, смеха ради посчитала, сколько стран может принять такие гастроли и какое количество зрителей может эти представления посетить. То есть, сколько есть на свете мест с более-менее многочисленной русско-понимающей диаспорой, способной как минимум покрыть расходы устроителей.
Считаем: Израиль, Америка, Канада, Германия, Австралия. Всего пять стран. Именно эти страны начали в 90-е массово принимать эмиграцию из бывшего СССР. Кажется, никого не забыла.
Дальше. Считаем примерное количество предполагаемых зрителей.
В Израиле живёт примерно 1 миллион русско-понимающих. Хотя старшее поколение уже вымирает, а молодое не всегда говорит по-русски и вряд ли будет заинтересовано в лицезрении этих «моно-спектаклей», исполненных в стиле минимализма, без декораций и прочих зрелищных фишек.
В общем, в Израиле я бы ожидала максимум 10 тысяч зрителей, жаждущих послушать Галкина. А прочим всем достанется не более 5. Больших залов там примерно три, остальное — клубы и кибуцы. 200 мест максимум.
Америка. Там можно «закрыть» примерно 10 площадок, причём крупных, наверное, не больше трёх — Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анжелес. Это те города, где можно рассчитывать заполнить залы вместимостью более тысячи человек. Остальное — школы и синагоги, вместимостью 200-250 мест.
Канада. Здесь можно везти русско-язычные гастроли только в один город — в Торонто. И дать только одно представление. Зал примерно 1200 мест. Даже на театральные гастроли больше одного зала заполнить нельзя.
Про Германию и Австралию не знаю, но подозреваю, что в Германии дела обстоят похуже, чем в Израиле, а в Австралии примерно как в Канаде или чуть похуже.
Итого. На всё про всё при самом лучшем, фантастическом раскладе, все эти «мировые» гастроли могут «обслужить» тысяч 40-50. И то, если не частить, а делать между визитами «звёзд» приличный интервал.
Эти же поперли кучно. Расходы на каждую такую «гастроль» огромные, особенно в странах с большими расстояниями. Каждую «звезду» надо накормить, напоить, спать положить, из города в город перевезти, часто на самолете. Да ещё небось и райдер какой-нибудь выкатят.
А доходы у предполагаемых зрителей, как правило, скромные. Особенно в условиях инфляции. Народ буквально выживает.
В общем, понимаю, что перепуганным «звёздам» очень кушать хочется, устроители тоже мечтают «по-лёгкому» срубить бабла.
Но как человек, профессионально занимавшийся театральными гастролями в Израиле и Канаде, в финансовый успех этих попыток накормить «перепуганных» не верю.
Жизнь показала, что только необъятная Россия-матушка может прокормить любого артиста. Для каждого найдётся зал и зритель. Зал может быть большим или маленьким, но зритель всегда будет самым искренним и благодарным.
Как говорил один почти забытый теперь эстрадный певец, по российским городам и весям можно циркулировать практически непрерывно. Она, родимая, всегда накормит.
А на эмигрантском рынке такой фокус не пройдёт. Здесь можно появляться не чаще, чем раз в пять лет. И то, если ты очень-очень большая и популярная звезда.
В общем, как ни крути, а без российского рынка российскому артисту не выжить.
Вариантов два. Или возвращаться, извиняться и пытаться опять встроиться в российский гастрольный график. Или менять работу.
Научиться чему-то полезному, например, уборке помещений. Там язык особо не нужен. Если работать много и хорошо, то на оплату комнаты или даже квартиры может хватить. Хотя, пожалуй, с квартирой я погорячилась. Не хочу плодить напрасные надежды.
Впрочем, комната и скромное питание такому специалисту обеспечены. Если повезёт. Потому что и в этой индустрии порядочная конкуренция. И если выбранная страна проживания тебя примет и даст статус, позволяющий работать.
В общем, пожелаем бедовым гастролёрам творческих успехов и крепости духа. Она им очень понадобится в самое ближайшее время. Ибо кормовая база иссякает на глазах и ребром встают жгучие русские вопросы: «Кто виноват и что делать?». Кто виноват — ясно. Сами виноваты. А вот что делать — это большой вопрос...»