Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Наша история во многом белое пятно

, 07:02

Наша история во многом белое пятно
Гаяз Самигулов

Территория, на которой мы с вами живем, обычно называется Южный Урал. А вот географически, основная часть Челябинской области находится в Зауралье. Есть Уральский хребет, и то, что расположено к востоку от него это - Зауралье. Сюда же входит нынешняя Курганская область и часть Свердловской.

Находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих миграционный потоков. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов. И именно о народах, населявших ее, мы решили поговорить с челябинским историком Гаязом Самигуловым.

- Гаяз Хамитович, насколько изучена тема коренного населения Зауралья в период до похода Ермака, положившего начало массовому переселению в Сибирь крестьян из России? 

- Тюрки — это не один народ, как вы знаете. А много народов. Это целая этническая общность, объединённая не столько генами и культурой, сколько языком общения. И так уж сложилось, что целевых исследований по истории местного тюрского населения вы не найдете. Потому, что эта территория находилась в последнее время за пределами национальных республик. И соответственно основные силы были направлены на изучение истории народов проживающих именно там. И тут этнографы действительно поработали очень плотно. И в Советское время и до сих пор. И из Уфы, и из Казани. Для примера, есть замечательная книга Раиля Кузеева «Происхождение башкирского народа». Основательная, фундаментальная. Но все-таки подходы этногрофов имеют свою специфику, и их исторические реконструкции, местами очень действительно хороши и даже замечательны по своей прозорливости. Но при этом у них есть определенные сбои с датировками, определением времени. Особенно, когда речь заходит непосредственно об истории зауральской территории и местных исторических процессов….
Зачастую в работах коллег из Уфы прослеживаются стереотипы, выработанные ими при изучении истории приуральской территории. И они их просто транслируют и на нашу территорию. И даже, я бы сказал, создаются какие-то мифические конструкции…

- И что, этим грешат все ученые поголовно?

- Да нет, конечно. Вот смотрите, если анализировать исторические процессы в хозяйственно-культурном плане, то, как не вспомнить великого Сергея Руденко, этнографа профессора, действительного члена Русского географического общества, члена Парижского антропологического общества, работавшего в начале 20 века. Первый том его исследований вышел 1916 году, второй уже в Советское время. И назывался он «Башкиры». Знаменитая монография по истории и этнографии башкир. Сергей Иванович, отмечал отличия зауральских башкир от их приуральских сородичей. И это важно.
Ну, а если брать, как говорится исторически, то я могу сказать, что фактически уже традиционно все уводят формирование башкир, зауральских и сибирских татар в эпоху скажем еще до сибирского хана Кучума потомка Чингис-хана. И в период сибирского и тюменского ханства уже существовали раздельные этнические и неэтнические группы – башкиры и татары сибирские. И они в таком виде перешли в период, когда эти территории вошли в состав Российского государства.

Наша история во многом белое пятно

 

- И все-таки, башкиры и татары это один народ, или два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Ведь и те и другие – мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. 

- Занимаясь архивными материалами, опубликованными источниками я чем дальше, тем больше приходил к выводу, что к моменту вхождения этих территорий в состав Российского государства тюрки от Уральского хребта и дальше на восток, до рек Тура, Тобол в среднем течении и ниже, Пышма, Исеть, Выца представляли собой единую культурно-хозяйственную общность.

Это, конечно же, не единый этнос, народность, нация. Скорее скажем так - просто тюркское население, которое взаимодействовало друг с другом. И у них были между собой распределены общие угодья: пастбищные, летние, зимние, охотничьи…. Это действительно гигантская территория по рекам Тобол, Уй, Алабуга, Ишим. Нам сейчас странным это может показаться, но в 17 веке на реку Уй ездили охотиться. И не редко добывали там лося. А в верхнем течении реки Миасс, тогда был достаточно большой Иковский бор. Огромный лес, который тянулся по рекам Ику и Исети, притоку Тобола, в пределах Ишимской степи. В старину Иковский бор славился своими необъятными размерами и простирался между pеками Исетью, Миассом, Черным Иком и Тоболом, но в настоящее время, с усилением колонизации, лес истребляется беспощадно. В ту пору облесенность была другой, чем мы сейчас представляем и видим.

Или вот еще интересный факт, сибирские татары платили до второй половины 17 века исак-дань русскому царю частично иковскими белками. Это были белки добытые ими из Иковского бора.

А плательщики ясака назывались ясачными татарами. С древних времен за ними были закреплены зверовые угодья.

Зауралье - это была территория населенная тюркскими родовыми группами, племенами, которые взаимодействовали друг с другом, и зачастую зимние хозяйственные участки у них были в предгорьях, либо в горах уральских, а летние, где нибудь в низовьях реки Исеть, на реке Тура, на реке Пышма. И они перемещались летом на луговые пастбища в долине рек. А зимой возвращались в горы. Какая-то часть населения вполне могла оставаться на равнине и зимой, потому, что им удобнее так было. Сено было заготовлено впрок. Рыбу можно было ловить…. Кто-то тогда еще рыбу не ел….

- И тут большую роль сыграли их близкие контакты между собой, приведшие к тому, что во многих местах невозможно обозначить не только границы расселения двух народов, но и специфические черты их культуры и быта….

- Тем более, что, когда эти территории вошли в состав Российского государства то они были поделены между уездами. Уезд – это административно- территориальная единица в то время. И уезды были крупными. Их можно сопоставить с нынешними областями, и зачастую они были даже крупнее. И часть зауральского тюркского населения оказалась на территории Уфимского уезда, а другая часть в составе Тюменского, в составе Тувинского, в составе Верхотурского, в составе Тобольского….

Так вот, так называемое - ясачное население, платившее дань русскому царю, в разных уездах Зауралья, для него были приняты разные обозначения. Ну, скажем в Уфимском уезде, ясачное население преимущественно обозначалось как башкиры, а потом и исключительно, как башкиры. А в Верхотурском уезде основное обозначение ясачного населения было вогулы. Мы сейчас воспринимаем слово вогулы, как синоним слову манси, но в реальности вогулами вполне могли обозначать и тюркское население, просто ясачные вогулы это скорее социальная группа. Это не языковая, не этническая группа. И поэтому, зачастую можно было встретить такое - ясачный вогул «лучший человек Бейтарек Ишманов». Откровенное тюркское имя, мусульманская фамилии. Но он вогул. И точно так же так называемые ясачные татары Тюменского уезда могли, включать в себя представителей разныхэтносов… Что подтверждает, в действительности, что это чаще всего социальные группы, а не какие-то там языковые, например татарин Тюменского уезда Терентий Мокшин. Судя по всему он был из мордвы. Крещеный татарин по своему социальному статусу. Или скажем 1673 году в ясачных книгах по Сызгиновской волости Башкирии, проживали на реке Чусовой, преимущественно в деревне - немцы, которые числились башкирами. В Тюменском, Туринском уездах обозначение тоже было жестким - ясачные татары. В Верхотурском - ясачные вогулы. В уфимском - башкиры. В тобольском - ясачные татары и остеки в северной части. Хотя часть из них хантами тоже называлась. И вот это обозначение оно оказало огромное влияние на формирование названий. Потому, что, к примеру, далеко не все тюрки, жившие на территории тюменского уезда себя считали татарами. Но к концу 17 века к началу 18 они все писались в реестрах как татары. Когда тебя в течение века называют татарином….

Аналогичная ситуация была и с Зауральской частью Уфимского уезда, где не все мягко выражаясь, считали себя башкирами в конце 16, в начале 17 века. Но к концу 17 века все они уже были башкирами, потому, что все назывались только ясачными башкирами, башкирами, и еще раз башкирами…

То есть обозначение официальное оно очень четко сформировало определенные группы, которые сейчас стали этническими.
И соответствующий вывод. Исходные зауральские башкиры и сибирские татары это фактически одно и то же население, которое просто было разделено границей уездов. И дальше уже формировалось исторически в рамках разных объективных образований.

- Или, к примеру, военное сословие тептяри, обладавшие особыми чертами характера и приверженностью к военному делу. Они, насколько мне известно, даже получили возможность избавиться от уплаты ясака, однако им было велено отправляться на военную службу в случае первой необходимости….

- Да, так было. Или возьмите тех же наших нагайбаков. Или тептярей еще лучше для сравнения, которые как сословная группа была сфорирована в 1730-1740 годах. Они начали платить ясак. А потом начали формироваться тептярские полки. Сначала один, потом второй…. И существует то это образование чуть больше века. И до сих пор те, кто себя себя считали тептярями, так себя и называют. Хотя это не этническое обозначение. Это обозначение социальное. И сейчас в переписных листах есть в этом убедиться. Исходно это была сословная группа тептярей и бобылей. И к национальности она никакого отношения не имела. Туда входили: татары, чуваши, марийцы, удмурты мордва... А когда история тептярей прекратила свое существование, до сих пор есть люди, которые себя считают тептерями. То есть сословно-социальная группа, которая сформировала у людей этническое самосознание.

Сейчас, к сожалению, история зауральского тюркского населения в основном в виде мифов существует. Зачастую под влиянием общебашкирской мифологии, оказались забыты совершенно знаковые персонажи. Надо неизвестные но реальные события происходившие в прошлом изучать…

Мой взгляд - именно из Зауралья. Не из Уфы, не из Казани. Я вырос как специалист вне влияния стереотипов, которые со всей неизбежностью есть и в Уфе и в Казани. Достаточно мощные. Они не имеют ничего общего с той историей, которая реконструируется на основании документов. Но которая транслируется из книги в книгу.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram