Аргументы Недели → Общество № 29(824) от 27 июля - 2 августа 13+

Путин заявил о поддержке авиаотрасли России

, 19:01 , Обозреватель отдела Промышленность

В понедельник на заранее анонсированном совещании президента В. Путина с членами правительства и руководителями промышленности, посвящённом состоянию авиационной отрасли, про авиацию есть только несколько цитат собственно президента. Сначала вице-премьер и министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал про мировой рынок инертных газов неона и ксенона и долю России в нём; потом отчитался Минздрав о своём, наболевшем; потом Минприроды – про 9 леопардов, выпущенных в заповедник на Кавказе; МЧС – тоже про заповедники и борьбу с пожарами; Минкульт – про цирк и гастроли театров. И вот наконец Владимир Путин огласил вопросы, ради которых сотни и тысячи людей смотрели трансляцию, – о поддержке авиационного сообщения после 31 октября, то есть в «низкий сезон», про график поставки авиатехники, её характеристики, и передал слово министру транспорта Виталию Савельеву. И тут трансляцию прервали...

Что сказал президент

«В условиях санкций, неадекватных решений бывших наших западных партнёров – именно бывших, потому что они отказываются с нами работать, – откровенного политического давления на коммерческие компании сфера воздушных перевозок оказалась под ударом», – заявил президент.

Что партнёры наконец стали «бывшими», уже радует. Значит, рассчитывать стоит только на свои силы. Правительством уже были приняты меры поддержки отрасли, подчеркнул В. Путин: «Было принято решение по компенсации авиакомпаниям части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах. Сделали это, чтобы прежде всего поддержать наших людей, чтобы объективно возникающие трудности компаниям не пришлось перекладывать на плечи пассажиров, решать свои проблемы за их счёт».

«Авиационная отрасль имеет стратегическое значение для страны, стимулирует развитие высокотехнологичной промышленности, даёт загрузку и, соответственно, рабочие места во всём комплексе смежных производств, играет важнейшую роль в обеспечении транспортной доступности, связанности регионов, особенно это важно для такой огромной по территории страны, как Россия», – подчеркнул он.

Об этом президент говорит регулярно, но скорость исполнения решений хромает. Элементарный пример – в 2014 г. он дал команду делать региональный турбовинтовой Ил-114-300, на дворе 2022-й, и ни одной, даже предсерийной, машины нет, а двигатели ТВ7-117-СТ не готовы к испытательным и сертификационным полётам.

«Сложившаяся ситуация... даёт нам уникальную возможность для выхода на принципиально новый уровень развития, для того чтобы в полной мере реализовать собственный научный, технологический, промышленный потенциал... Нужно обеспечить устойчивую траекторию экономического роста на годы вперёд... Среднесрочные ориентиры, безусловно, должны быть тесно увязаны с более отдалённым горизонтом планирования, отвечать как вызовам сегодняшнего дня, так и тем масштабным, значимым задачам по укреплению экономического и технологического суверенитета, которые мы перед собой ставим».

Полностью поддерживаем слова президента страны. Вот здесь надо абсолютно точно обозначить ответственных, время на исполнение решений и что будет с исполнителями в случае провала планов развития.

А пока три российских авиаперевозчика – Red Wings, «Волга-Днепр» и «Авиастар-Ту» – готовы и надеются взять в лизинг три грузовых и восемь пассажирских самолётов, которые планирует восстановить Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК). Это один Ан‑124 «Руслан», два Ил-96-400Т (грузовая версия дальнемагистрального лайнера) и восемь Ту-204/214. На восстановление этих судов Минпромторг предложил выделить 15, 4 млрд рублей. Работы планируется завершить к 2024 году.

Red Wings начала предварительное обсуждение условий лизинга Ту-204/214, рассказал изданию «Ведомости» представитель компании. Количество интересующих перевозчика самолётов он не назвал, но отметил, что компания может в кратчайшие сроки увеличить лётный отряд Ту‑204 на 8–10 экипажей.

Но вообще-то восстановление стоящих у стенки бортов говорит о критической ситуации в стане авиаперевозчиков.

А что говорил министр транспорта Савельев в закрытой части совещания, очень скоро станет известно, по делам видно будет.

Бег впереди паровоза

Минтранс на прошлой неделе правительственной телеграммой от имени министра Виталия Савельева поздравил сотрудников и ветеранов Росавиации и Ространснадзора с Днём воздушного флота России. «Искренне поздравляю сотрудников и ветеранов федерального агентства воздушного транспорта и госавианадзора с профессиональным праздником – Днём воздушного флота России!» Далее ещё хорошие, добрые слова. Но вот незадача – этот праздник на самом деле отмечается 21 августа, а не 21 июля. Такое преждевременное поздравление говорит только о том, что в аппарате министра транспорта «прописались» случайные, очень далёкие от авиации люди.

ПД-35 – двигатель есть, самолёта нет

Странная ситуация складывается по двигателю большой мощности ПД-35, работы над которым идут в Перми. В него уже вложены колоссальные средства. Проект этой силовой установки был запущен в работу ради перспективы оснастить отечественным двигателем российско-китайский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт CR-929. Но китайские авиастроители, получив от нас необходимые технологии, плавно перетянули одеяло на себя и предпочитают действовать по уже отработанной схеме – конструкция собственная, но комплектующие от ведущих зарубежных производителей. Та самая международная кооперация, которая сегодня вынудила создателей «Суперджета» и МС-21 в авральном режиме заниматься импортозамещением и метаться по стране в поисках надёжных поставщиков деталей и агрегатов. Естественно, никакой ПД-35 на самолёт китайцы ставить не собираются – им проблемы с западными партнёрами не нужны. Изначально проект CR-929 на 280 мест стоимостью 50 млрд долларов должен был составить конкуренцию на международной арене гигантам авиастроения из США и Европы – «Боингу» и «Эрбасу».

Делать ради Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) ограниченную серию для эксплуатации в России на российских и китайских комплектующих, в том числе и двигателях, им неинтересно – объёмы не те. Для сравнения: с завода уже вышел первый серийный экземпляр среднемагистрального CR-919 (китайский аналог МС-21 и «Боинг‑737»), и он уже имеет под тысячу заказов от 28 авиакомпаний, в основном, естественно, китайских.

Следовательно, ПД-35 надо прописать под крылом отечественного самолёта. Но какого? Единственный живой вариант – Ил-96. С двумя двигателями вместо четырёх самолёт приобретёт современный облик и окажется в тренде – в коммерческой эксплуатации обслуживать два двигателя действительно дешевле. Но тогда надо начинать работу уже сейчас, конструкторам самолёта будет над чем поработать.

Второй вариант для этого двигателя – создание сверхтяжёлого, или, как иногда говорят, стратегического военно-транспортного самолёта на замену Ан-124 «Руслан». У ильюшинцев есть давний проект Ил-106, но он проектировался под двигатели НК-93 с тягой 18–20 тонн, но никак не 35 тонн и более. В ЦАГИ говорят, что этот двигатель пойдёт на сверхтяжёлый самолёт «Слон». Но, кроме картинок, моделей для выставок и продувок, об этом транспортнике ничего не слышно. Совершенно точно известно, что к реальному проектированию ещё никто не приступал.

Как вариант – сделать двухдвигательный Ил-76 для коммерческой эксплуатации. Верхнее расположение крыла вполне позволяет разместить силовую установку диаметром три метра.

Сказочные перспективы

По прогнозу выбытия авиатехники из флота российских авиакомпаний, представленному в приложении к утверждённой комплексной программе развития авиаотрасли России до 2030 г., в следующем году из 686 воздушных судов иностранного производства наши авиаперевозчики теряют всего два самолёта зарубежного производства – один дальнемагистральный лайнер и один среднемагистральный.

Для кого нарисована эта идиллическая картина? Для президента страны В. Путина, который озабочен состоянием дел в отрасли? Уже сейчас из-за санкций около двух сотен бортов давят бетон у стенки по причине отсутствия необходимого технического сопровождения. По факту, конечно, самолёты в штуках есть, но выполнять свою главную функцию – перевозку пассажиров – они не в состоянии.

«Боинг», например, исключил Россию из числа покупателей своих самолётов на два десятка лет, до 2041 года. Недвусмысленно намекают – хватит бездельничать! Вам нужно летать через свои 11 часовых поясов? Вот сами себе самолёты и делайте...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram