Заместитель губернатора по «социалке» и региональный министр здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов в своем Телеграм-канале вдруг решил затронуть давно уже наболевший в нашей медицине вопрос дефектов коммуникации: «Новый формат – тренинг по коммуникациям.
Изолировать или вовлекать?
После работы попробовали впервые провести тренинг для наших главных врачей. Тренировали навыки коммуникации. Получилось интересно.
Раз в месяц будем встречаться и отрабатывать разные навыки. В учебниках часто нет того, что является важным элементом в здравоохранении. А в жизни – дефекты коммуникации сплошь и рядом. На реальных примерах и в игровой форме разобрали типичные ситуации.
С радостью выступил в качестве модератора мероприятия. Представил свое видение эффективной модели коммуникации и честно поговорили о наших проблемах».
То есть в региональном здравоохранении наконец-то решили заняться коммуникациями – основой основ в отношениях медиков и пациентов еще со времен Гиппократа, с его основным этическим принципом «Не навреди» и современной важностью лечения не болезни, а самого больного. Это ж надо, выходит, как всё запущено. То же самое можно сказать и о внутренней атмосфере в самих медколлективах. Видимо, раньше до коммуникаций в здравоохранении руки не доходили.
Так уж совпало, что сихронно с министром тему коммуникаций в медицине поднял еще один «гуру» в этой области, шеф-повар коммуникационной кухни, как он сам себя иронично называет, Роман Скудняков. В настоящее время он главный в Росатоме по организации коммуникационных семинаров и тренингов. На своей страничке ВКонтакте Роман поделился опытом проведения такого мероприятия, в котором принимали участие директора больниц в «атомных» городах.
Вот несколько примеров их диалога с модератором о важности коммуникаций:
«– Коммуникации для меня очень важны, но нет времени. – Нет, значит, вам это не важно. На важное время всегда находится. – Сказать-то легко. А как потом это сделать? – Говорите только то, что планируете делать. Это, кстати, ещё и отличный мотиватор. Сказав, больше энергии и сил вложишь, чтобы получилось. – Вот вы говорите, что с негативом нужно работать. А зачем, если можно его изолировать? – А вы сами в соцсетях? – Что? … Нет!» Сам Роман считает, что «в современных условиях эффективнее людей не изолировать, а вовлекать. Искренно и по-настоящему». Трудно с ним не согласиться, как, впрочем, и с региональным министром. Однако наивно думать, что после таких начальственных тренингов руководители более низкого ранга сразу кинутся выстраивать конструктивный диалог в своих коллективах. Хотя и без тренингов многие нынешние руководители наверняка играли в детстве в поучительную коммуникационную игру «Испорченный телефон».
Я начальник, ты дурак
Сегодня, к сожалению, в большинстве коллективов пока преобладает старый проверенный формат коммуникаций: я начальник, ты дурак. И от такого формата надо побыстрее избавляться. Но пока руководители избавляются от тех самостоятельно мыслящих специалистов, которые не желают общаться с начальством в таком формате.
Как видно из тренинга Романа Скуднякова, немало таких руководителей и среди главных врачей, особенно в глубинке. Интересно там устроены многие бюджетные коллективы, в том числе и медицинские. Сегодня в них значительное расслоение по зарплатам между руководством с кучкой придворных приближенных и теми, кто пашет в «поле». Не любят там самостоятельно мыслящих опытных профессионалов и молодых специалистов, которые при поступлении на работу начинают качать свои законные права. Таких возмутителей спокойствия начальство традиционно воспринимает, как негатив и всеми силами старается от них избавиться или хотя бы изолировать, несмотря на профессионализм. В итоге этих «вольнодумцев» и «бунтарей» с удовольствием привечают руководители частных клиник, неплохо на них зарабатывая.
Недавно тот же региональный министр поздравлял очередной выпуск Нижегородского медицинского колледжа. Однако в комментариях к его посту на эту тему самих медиков, большей частью бюджетных, особого оптимизма не наблюдалось:
«Только бы пришли работать в бюджетные медучреждения, а не только в частные».
«Не приходят они в государственные бюджетные учреждения, к сожалению».
«Согласна, отправьте работать в бюджетные организации!!! Караул! Остаемся без персонала!».
«Надо персонал беречь и создавать хорошие условия. А то «отправьте» прозвучало как будто речь о стульях идëт, а не о людях. С таким отношением к сотрудникам, и правда, не пойдут выпускники в бюджетные организации работать».
«Ещё бы в бюджете были нормальные условия труда и оплата, тогда бы все без проблем там работали».
«На такую зарплату молодежь не пойдёт».
«Так и оставшиеся «старички» скоро разбегутся из государственных больниц и поликлиник. С такими-то зарплатами, и таким отношением пациентов и руководства.
«А ответ на наши жалобы от руководства – «не нравится, увольняйтесь».
«Именно, эти слова мы и слышим»
«Уже начались массовые увольнения. Что же будет дальше?».
«Вот и посмотрим, что будет дальше! Вернее, как они будут дальше без нас!»
Ответ руководства – «не нравится, увольняйтесь» сегодня достаточно распространенный. И дефект коммуникаций в нем налицо.
Такая дефективная коммуникационная картина наблюдается не только в здравоохранении, но и в образовании, да и во всей бюджетной сфере.
«Проведите, пожалуйста, подобный тренинг для министерства образования. Проблемы с коммуникациями действительно есть, особенно с трехсторонними. Политики, родители и дирекция известной Вам Школы», – обращаются нижегородцы к министру, который является еще и заместителем губернатора по «социалке».
И уж вовсе грустный комментарий:
«Сейчас никакого общения с народом… Печально».
Разделяй и властвуй
Встречается еще в бюджетных коллективах и такая «зараза», как обирание верхушкой своих коллективов. Вот недавно произошел резонансный случай в Дзержинске, где в одном из детсадов произошло массовое увольнение воспитателей из-за резкого снижения стимулирующих выплат. Они не стали молчать и «вынесли сор из избы» – вывели это неприятное для городского руководства происшествие в региональное информационное поле. В итоге конкретная ситуация была разрешена на городском уровне, стимулирующие были увеличены, и часть воспитателей вернулась на рабочие места.
Но это не значит, что подобные случаи не повторятся. Ни для кого не секрет, что стимулирующие выплаты в отдельных педколлективах делятся по принципу: администрации и кучке приближенных к ней педагогов по максимуму, остальным оставшиеся крохи. Да и сам механизм распределение фонда зарплаты в образовании и здравоохранении, когда директор, ректор и главврач получают в разы больше рядовых специалистов, не способствует позитивному внутреннему климату в коллективах.
Регулярно появляется в криминальной хронике прокуратуры и следственного комитета информация о том, что руководители, причем самого высокого уровня, забирают у подчиненных выписанные на них премии, фиктивно трудоустраивают своих друзей и родственников. Нижегородская губерния здесь не исключение. Например, в июне в Нижнем Новгороде был осужден бывший начальник регионального главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУ ФСИН) Николай Теущаков. Он организовал незаконный сбор денег из разовых премий, выписываемых сотрудникам управления. По данным следствия, в нижегородском управлении ФСИН в течение четырех лет начальники управлений и отделов вместе с подчиненными сдали руководству в общей сложности более 3 млн руб. через первого заместителя и главного экономиста. В результате Николая Теущакова приговорили к трем годам лишения свободы. Все подчиненные, сознавшиеся в сборах и передаче премиальных, ранее получили условные сроки.
Если уж у высокопоставленных правоохранителей выявляются такие многолетние традиции внутренних коммуникаций, то что же говорить о низовых коллективах.
Где вы, мастера коммуникаций? И с кем?
Не отличаются высоким коммуникативным мастерством и представители региональной и муниципальной власти. Несмотря на то, что у чиновников сегодня в тренде ведение собственных страничек в популярных соцсетях и мессенджерах, профессионалов, способных наладить эффективный конструктивный диалог с населением, аргументированно дискутировать с острыми на язык оппонентами, можно по пальцам пересчитать. Такой высокой планке сегодня соответствуют, пожалуй, только губернатор Глеб Никитин, глава Арзамаса Александр Щелоков и бывший руководитель Кстовского округа Андрей Чертков.
Остальные, несмотря на формальную информационную активность, предпочитают рассказывать о своих достижениях в режиме монолога, на острые вопросы стараются не отвечать, а то и вовсе удаляют неудобные для себя комментарии. К таковым можно причислить самого Давида Мелик-Гусейнова и нижегородского городничего Юрия Шалабаева. Последний даже еженедельные прямые эфиры с населением проводит с ответами на вопросы жителей. Однако, как подмечают нижегородцы в комментариях, выбор мэра почему-то падает на удобные для него вопросы, где он снимает с себя всякую ответственность. Такой уровень чиновничьих коммуникаций население, естественно, не удовлетворяет, что в итоге не лучшим образом сказывается на его доверии к власти.
Казалось бы, по логике, если сам не способен эффективно коммуницировать, найми на это дело грамотного специалиста. Однако и в этой сфере нынче полно дефектов. Кто только не готовит в Нижнем Новгороде так называемых «пиарщиков» – даже политех с инязом, однако желаемого «выхлопа» от них пока не наблюдается. И дело тут не только в отсутствии именитых авторитетных учителей. Теоретическими азами профессии выпускники вполне владеют, но в реальной жизни коммуникации выстраиваются не по учебникам. Наряду с основным коммуникационным форматом главный KPI пиарщика у нас в реальной жизни только один – уровень раздражения начальства. В таких условиях пиарщик всегда будет крайним в ответе за все коммуникационные «косяки» и дефекты. Правда, и здесь бывают приятные исключения, когда очаровательная пиарщица нанимается для коммуникаций только непосредственно с боссом. Даже само слово «пиарщик» приобрело сегодня негативное значение – типа, беспринципный циничный лгун и мошенник.
В итоге все эти коммуникационные дефекты не лучшим образом сказываются на взаимоотношениях населения и власти, начальства и подчиненных в трудовых коллективах, бизнеса с его клиентами, родителей и детей в семьях. Да и в материальном плане они обходятся очень дорого – и для семьи, и для предприятия, и для региона в целом. И чтобы эти дефекты исправить, начиная с бытового уровня, совсем не обязательно изучать соответствующие специализированные труды и посещать модные семинары и тренинги. Основной коммуникационный, да и моральный принцип в делах и по жизни для всех добропорядочных граждан сформулирован еще в библейских текстах: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». С него и надо начинать. Ну и с глубинным народом встречаться почаще, чтобы из реальной повестки не выпадать.