Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Общество № 28 (823) 20-26 июля 2022 13+

На площадке бывшего БЦБК началась работа по ликвидации экологического ущерба

, 10:47

На площадке бывшего БЦБК началась работа по ликвидации экологического ущерба
В подобных сооружениях на площадке БЦБК сейчас хранится щелокосодержащая жидкость

В Байкальске на огромной площадке бывшего целлюлозно-бумажного комбината началась реальная работа по ликвидации накопленного экологического ущерба. Первые действия ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО), ответственного за ликвидацию, пока сложно назвать впечатляющими, но это лучше многолетного топтания на месте его предшественников в вопросе обращения с отходами. На данном этапе ФЭО занято понижением надшламовых вод в картах-накопителях и подготовкой к утилизации щелокосодержащей жидкости с территории центральных очистных сооружений БЦБК. К сожалению, все еще остается не проясненным вопрос ликвидации опасного для окружающей среды шлам-лигнина. Технологию его обезвреживания обещают объявить только в конце года.

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) был закрыт почти десять лет назад, в 2013 году. К тому моменту, за полувековую историю его работы, на территории предприятия скопилось почти 6,5 млн тонн опасных для окружающей среды отходов, которые хранятся в так называемых картах-накопителях и в емкостях центральных очистных сооружений (ЦОС) комбината. С 2013 года вопросом ликвидации отходов последовательно занимались «ВЭБ-инжиниринг», «Росгеология», ООО»Газэнергострой» — какого-либо продвижения в утилизации по разным причинам они не достигли. В 2020 году подрядчик в очередной раз сменился: им стало ФГУП «Федеральный экологический оператор» (структура Росатома — «АН»).

Проделанную за предыдущие годы, а точнее, проваленную работу не так давно на одной из пресс-конференций охарактеризовал экс-губернатор региона, а ныне депутат Госдумы РФ Сергей Левченко. Он отметил, что программа по охране озера Байкал, подразумевающая финансирование природоохранных мероприятий в размере 56 млрд рублей в период с 2012 по 2018 год, выполнена лишь на 15%.

Резонно заметить, что позиция критика из госдумовского кресла довольно удобна. Между тем в тот период Сергей Левченко был губернатором Приангарья, а регион имел полномочия оператора по вопросам ликвидации экологического вреда БЦБК. Впрочем, экс-губернатор настаивает на том, что реальные полномочия Иркутская область так и не получила. По его словам, министерства бойкотировали передачу полномочий. А в 2020 году их снова «вернули» на федеральный уровень.

«В этом году президент РФ Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме отдельно коснулся вопроса развития Байкальска, казалось бы, есть надежда. Но ранее по теме БЦБК Владимир Путин давал уже шесть поручений, и ни одно из них правительством РФ исполнено не было», — резюмировал экс-губернатор.

Тем не менее, сегодня ФЭО отчитывается, что работа ведется. В прошлом году оператором из-за угрозы переполнения карт-накопителей и утечки надшламовых вод откачано около 90 тыс. куб. м воды — это была первоочередная мера, пока не началась рекультивация накопителей. Правительство РФ выделило региону в 2022 году 120,5 млн рублей на мероприятия по дальнейшему понижению уровня надшламовых вод на полигонах с отходами БЦБК. В связи с угрозой схода селей в районе комбината, с которыми в Байкал могут попасть отходы, планируется также в 2023 году начать строительство и реконструкцию селезащитных сооружений.

В этом году ФЭО откачает из карт-накопителей отходов бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбинатав Иркутской области 70 тыс. куб. метров надшламовой воды.

Для очистки откачиваемой воды на площадке БЦБК с прошлого года работают мобильные очистные сооружения. Аналогичный объект в следующем году должен появиться вблизи бывших ЦОС комбината.

Как рассказывает начальник производственно-технического отдела ЛНЭУ (ликвидации накопленного экологического вреда) ФГУП «Федеральный экологический оператор» Алексей Огневой, в настоящее время и до 27 июля проводятся общественные слушания по новому проекту, после чего необходимая документация отправится на этап прохождения экспертиз. (И вот здесь ситуация начинает напоминать многолетние топтания на месте, в которых проблемный БЦБК давно завяз как муха в меду — АН).

На ЦОС в настоящее время около 228 тыс. кубометров щелокосодержащей жидкости и порядка 60 тыс. кубометров щелокосодержащего осадка. Щелок — отработанный раствор, образующийся после завершения варки целлюлозы, и представляющий собой сложную смесь органических и неорганических веществ (сульфиды, смолы, фенолы).

По словам Алексея Огневого, с каждым годом объем щелокосодержащей жидкости увеличивается за счет выпадающих на территории ЦОС осадков. Ввиду ограниченных объемов емкостей, существует опасность их переполнения, и излива щелокосодержащих стоков на поверхность, что грозит попаданием их в озеро Байкал.

В ФЭО планируют не только построить новые очистные сооружения для утилизации щелокосодержащей жидкости, но и демонтировать все здания и сооружения на площадке ЦОС. Завершающим этапом является рекультивация нарушенных земель в ходе ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде. Работы начнутся в следующем году.

Планы, новые старые оптимистичные сценарии и перспективы. Искренне хочется верить в их реализацию. Увы, по-прежнему совсем мало ясности по планам утилизации отходов шлам-лигнина (твердые нерастворимые остатки волокон, остающиеся при варке целлюлозы), складированного в картах-накопителях на Солзанском и Бабхинском полигонах. «В 2021 году были проведены инженерные изыскания, результаты которых показали значительное количество шлам-лигнина в картах полигонов. Важно, что отходы, накопленные на площадке ОАО «БЦБК», не типичны для целлюлозно-бумажных предприятий и представляют уникальную неоднородную смесь отходов различной природы, образованных при производстве целлюлозы, золошлаков от функционирования ТЭЦ и строительного мусора. В связи с отсутствием готовых технологических решений для обезвреживания подобных отходов был организован отбор оптимальных вариантов технологических решений», — отмечают в пресс-службе ФЭО.

Однако в этом году планы пришлось изменить. Правительство РФ и Федеральный экологический оператор заявили о смене метода ликвидации отходов БЦБК. Официальная причина — необходимость импортозамещения технологий. Ранее предполагалось, что отходы будут извлекаться из накопителей и затем компостироваться. В мае вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко заявила, что вместо компостирования шлам-лингина началась проработка альтернативного варианта — литификации.

«Эта технология «позволяет при внесении добавок производить естественную глубинную сушку отходов с помощью уникального индивидуального состава, что дает возможность осуществить обеззараживание и инкапсуляцию без извлечения из карт-накопителей и без высвобождения летучих веществ с дальнейшим возвратом рекультивированной территории в хозяйственный оборот», — заявляли в ФЭО.

Правда, экспертное и научное сообщество крайне скептически отнеслось к инициативе. По мнению ученых, технология литификации малоизучена в практическом применении для центральной экологической зоны Байкала. В частности, ученый секретарь научного совета Сибирского отделения (СО) РАН по проблемам озера Байкал доктор экономических наук Ирина Орлова в интервью газете «Коммерсантъ» сообщала, что замечания столь существенны, что не позволяют дать положительные заключения об их использовании. «Риски, как экологические, так и техногенные, применения данного направления ликвидации накопленных отходов чрезвычайно велики. Технологии литификации требуют серьезных доработок и дальнейшей правовой, научной и экологической экспертизы», — давала свое заключение Ирина Орлова.

Два месяца спустя в ФЭО уже не спешат однозначно заявлять о применении новой технологии, говоря о том, что она может быть использована «частично». «В настоящее время с учетом решения задач по импортозамещению, а также принципиальным решением, связанным с необходимостью рекультивации карт-накопителей без перемещения отходов на другие площадки, ФГУП «ФЭО» осуществляет допроектирование ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте», — размыто формулируют представители оператора.

Время, обозначенное правительством РФ на ликвидацию накопленного вреда ОАО «БЦБК», уже поджимает — приступить к наиболее сложным работам ФЭО должны с 2023 года. Это значит, что до конца этого года общественности все же будет представлена выбранная технология утилизации наиболее сложного «наследия» комбината. Смогут ли ее на этот раз оценить по достоинству эксперты, узнаем уже в ближайшие месяцы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram