В России каждый восьмой подросток имеет или ограниченные возможности здоровья, или подтверждённую инвалидность
№ () от 19 июля 2022 [«Аргументы Недели », Татьяна ЛЮБИНА ]
Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), давно уже приобрела масштаб задачи общегосударственной. Неудивительно, ведь статистика по стране удручающая: на сегодняшний день каждый 8-й подросток имеет или ограниченные возможности, или подтверждённую инвалидность. Как помочь ребятам с ограниченными возможностями адаптироваться к нормальной жизни? О том, как происходит социально-психологическая адаптация людей с ОВЗ, беседуем с человеком, который стоял у истоков формирования нынешних хорошо себя зарекомендовавших и работающих методов. Это Ирина ДРОЗДЕНКО. В числе её многочисленных должностей и статусов особое место занимает должность директора Мультицентра социальной и трудовой интеграции (ГАНПОУ ЛО «МЦ СиТИ»). «Клиенты» мультицентра – это подростки и молодые люди с ОВЗ, здесь им помогают получить профессию, социально адаптироваться, трудоустроиться, получить собственное жильё.
Ириной Григорьевной и её подопечными познакомились во Всеволожске на презентации «Приглянувшихся» – документального фильма Ашота Джазояна (режиссёр, секретарь Союза журналистов России) о жителях Ленинградской области. В фильме, отснятом в 2021 г., приняли участие 30 тележурналистов, режиссёров, операторов, фотографов и блогеров из России и из девяти стран. Они приехали в Россию, чтобы увидеть нас, россиян, такими, какие мы есть, – через наши истории. Поэтому «Приглянувшиеся» – фильм о простых людях, которые живут в Ленинградской области.
Выпускники мультицентра – одни из героев фильма: помощник зоотехника, формовщик керамических изделий. После презентации мы и поговорили с Ириной Григорьевной.
– Проектами социализации людей с особенностями развития я занимаюсь 10‑й год, – как учредитель и руководитель благотворительного фонда «Место под солнцем». По инициативе и при непосредственном участии нашего фонда семь лет назад и был создан мультицентр – учреждение профессионального обучения для молодёжи с инвалидностью и ОВЗ.
– Почему упор сделан на профессиональное обучение?
– Потому что наша с вами независимость и самодостаточность формируются на основе финансовой обеспеченности и уровня нашей профессиональной зрелости. Каждый из нас хочет состояться в этой жизни. Без профессии это невозможно. И кто бы мне ни говорил, что «инвалиду это не нужно», я этого не приемлю. Потому что если ты любишь этих молодых людей, то ты должен относиться к ним так же, как к своим собственным родным детям. А своим собственным родным детям мы желаем хорошего образования, чтобы они нашли себя и состоялись в профессиональном плане.
В качестве пояснения хочу обратить внимание на слова, которые мы используем, когда говорим о людях с инвалидностью. Мы говорим: «Эти дети, эти люди». Моя хорошая знакомая – супруга губернатора провинции Нурланн в Норвегии – семь лет назад поразила меня очень мудрой и ёмкой фразой: «Некоторые из нас». Некоторые из нас! Понимаете? Не там, где-то за каким-то барьером, не где-то в закулисье, не разделённые каким-то расстоянием, а именно тут – среди нас.
В этом подходе отражается вся философия отношения к людям со стойкими нарушениями здоровья. Если мы научимся так думать, то в обществе не будет препятствий в плане коммуникации и восприятия людей с особенностями развития. К счастью, эти особенности не мешают им испытывать яркие добрые эмоции. Внешне всё при них: симпатичны, сильны, молоды. И сюжеты фильма, эти новеллы как раз и запечатлели их человеческую уникальность, достижения и потенциал.
– Выходит, что есть два барьера, которые необходимо преодолевать? Первый – преодоление комплексов неполноценности самих ребят, прививаемых им дома и в их первоначальном окружении; второй – преодоление сопротивления общества, которое должно их принять и считать своими, некоторыми из нас…
- Такие проблемы имеют место, но лишь отчасти. Видите ли, все мы представляем мир с высоты своего понимания, нажитого опыта. Всё больше и чаще я общаюсь с людьми, которые не проводят таких разграничений. Мы видим, как в нашем обществе растут толерантность, сопереживание и соучастие к людям с «ментальной инвалидностью». В итоге каждый ищет своё определение, своё восприятие и отношение.
– Думали ли когда-нибудь сами ребята – сироты из психоневрологических интернатов, что они не просто получат профессию и постоянную работу, но и собственное жильё? Создадут нормальные семьи?
– Да, таких выпускников уже несколько сотен, в том числе приехавших из других регионов Российской Федерации, потому что профессиональное образование – всеобщее конституционно гарантированное право, не имеющее барьеров и границ.
Большинство наших обучающихся, поступающих из системы ПНИ, по прошествии нескольких месяцев нахождения у нас выглядят довольными жизнью, свободными людьми. Они заявляют о своём желании «быть как все».
– Но эти преобразования не одномоментны. Ребята понимают, что для достижения результата им предстоит сделать определённые шаги?
– Конечно, и на это нацелен весь образовательный и воспитательный процесс. Помимо того как надо ухаживать за сельскохозяйственными животными, убирать территорию, шить или упаковывать товары, обучающиеся изучают социальные дисциплины, которые помогают им компенсировать имеющиеся у них социальные дефициты и «провалы общения». «Провалы», потому что у них не было нужного жизненного опыта: возможности выбирать, что больше нравится – мясо или рыба. Ели то, что им готовили. Носили одежду, которую покупали сотрудники детских домов на государственные средства, жили по распорядку дня. Поэтому самое сложное в нашей работе, а скорее в миссии – это научить ребят выбирать и принимать решения, за которые они в состоянии нести ответственность.
Логично, что процесс продолжается и после выпуска. Все наши выпускники имеют постоянный, неограниченный по времени доступ к общению со мной. Тут нечем хвастаться, такова реальность: они пишут, звонят, общаются, получают советы, помощь. И не только от меня: сегодня в мультицентре сложилась команда, в которой специалисты дополняют друг друга. У нас в режиме 24х7 работают два психолога и два врача, в том числе психиатр, очно и дистанционно осуществляющие психолого-педагогическое и медицинское сопровождение.
Уникальность мультицентра заключается в системе сопровождения выпускников: им предоставляются услуги сопровождаемого трудоустройства и сопровождаемого проживания. Документально она регламентирована годом после выпуска, а по факту, как у Экзюпери: «мы навсегда в ответе за тех, кого мы приручили». Поэтому вся наша команда, весь педагогический коллектив помогает и сопровождает ребят, которые выпустились три, четыре, пять лет назад.
Это важно, и хочу сказать: ещё неизвестно, кто от этого больше выигрывает. С моей точки зрения, для нас это некое духовное восхождение. Когда для тебя благодарность от ребят, зачастую скромное «спасибо», стоит дороже самого роскошного букета цветов. Лично мне их любовь помогает физически жить и работать.
Приведу пример. Когда только началась пандемия, в преддверии первого локдауна, меня поразила искренность наших ребят. Они все позвонили мне с вопросом: «Ирина Григорьевна, что нам нужно делать? Где мы должны быть? Мы сделаем всё, как вы нам скажете!» И все они были на своих рабочих местах, все работали.
Откуда я это знаю? Я попросила их снимать на телефон коротенькие сюжеты о себе, из которых было видно, что они делали в эти дни. Сюжеты были потрясающие: пустой город, никого, и вот идёт один из наших ребят, убирает, складывает мусор. При этом видно, что человек осознаёт серьёзность происходящего. Они понимают, что об этом никто не узнает, никто не оценит, но они делают, потому что у них есть такая потребность.
Сегодня мы даём нашим ребятам установку: «труд» равно «свобода», «твой собственный выбор» равно «достоинство». И каждый из них, даже тот, у кого очевидные физические ограничения или тяжёлая группа инвалидности, даёт клятву воспитанника мультицентра: говорит о своём намерении трудиться и жить достойно. Полагаю, и в этом тоже залог их востребованности на рынке труда.
– Есть ли квота на трудоустройство? Как подбираете воспитанникам место работы?
– Квоты выделяются в соответствии с требованиями законодательства. Мы обязаны трудоустроить воспитанника, и нам утверждаются в госзадании количественный и качественный показатели. Количественный – это не менее определённого процента от общего числа выпущенных и обученных воспитанников, а качественный – продолжительность трудоустройства на одном месте.
Когда к нам приезжал заместитель министра труда и социальной защиты РФ, мы на эту тему с ним дискутировали. При этом я испытывала чувство полного удовлетворения, потому что Министерство труда установило, что «устойчивое трудоустройство» – это три месяца и более, а у нас – это три года и более. И самый высокий процент трудоустройств людей с инвалидностью – тоже у нас.
- Но ведь вы одни такие в стране…
– У нас уже есть «сынок и дочка». Это два мультицентра: один организуется в Уфе, второй – в Якутске. Подобные учреждения совершенно необходимы нашему обществу и государству. Как человек с государственным мышлением, чётко понимаю, что мы не можем сегодня позволить себе в нынешних экономических, внешнеполитических условиях огромное количество иждивенцев, которые находятся на содержании государства.
Вы были правы, когда упомянули общероссийскую статистику. А она, к сожалению, негативная: общество инвалидизируется. Это и приобретённая инвалидность, и врождённая, которые усилились в постковидный период.
Поэтому сегодня государству как воздух необходимы инструменты: учреждения, которые будут обучать, переподготавливать людей с инвалидностью, чтобы они могли найти себя в своей новой реальности, реализовать себя. Иначе они добавят нагрузку на социальные службы, а ведь есть ещё и пожилые люди, которые всю свою жизнь отдали труду и заслужили достойную старость.
Ребята никогда не обижаются на меня, когда во время наших встреч я им говорю: «Поздравляю! Наконец-то вы стали на путь гражданственности и можете считать себя гражданами России». Те, кто пошустрее, тут же спрашивают. Мол, почему? Мы и так были гражданами. На что я им отвечаю: «Нет. У вас были только права. И вы в этом плане не были полноценными гражданами. А сейчас у вас появляются и обязанности».
И когда они выходят в «большой мир», начинают работать, жить самостоятельно: сначала в съёмном жилье, потом в собственном, то они понимают это. Главное – чтобы норма жизни у них была та, которая есть у нас с вами. Потому что они – это некоторые из нас.