Во время спецоперации на Украине Госдума РФ приняла закон о специальных экономических мерах в России
№ () от 12 июля 2022 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Госдума 6 июля приняла в третьем, окончательном чтении Закон о праве правительства РФ вводить специальные меры в сфере экономики в целях обеспечения проведения Вооружёнными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ. Важнейший законодательный акт принят удивительно оперативно, всего за два дня. Но общественного резонанса почему-то не получил.
Что бы это значило?
В Трудовом кодексе возник прецедент, по которому правительство при введении «специальных мер в сфере экономики» сможет устанавливать в «отдельных организациях» порядок привлечения сотрудников к работе сверхурочно, ночью, в выходные и праздники, а также менять порядок предоставления отпусков. В пояснительной записке правительства к документу уточняется, что имеются в виду «в первую очередь организации оборонно-промышленного комплекса».
Правительство для обеспечения «контртеррористических и иных операций» Вооружённых сил России за рубежом теперь имеет право расконсервировать мобилизационные мощности и объекты, разбронировать ценности из государственного резерва. При введении специальных мер в экономике любые компании, юридические лица, в том числе частные, не смогут отвертеться от заключения и выполнения контрактов для обеспечения операций. Кроме того, заказчик от силовых структур, а это Минобороны, Росгвардия, ФСБ или МЧС, сможет менять условия контракта по объёму поставок и цене. Для исполнителя это означает одно – крутись как хочешь, но изволь всё сделать.
В пояснительной записке указывается, что в условиях спецоперации России на Украине возникла краткосрочная повышенная потребность в ремонте вооружений, военной техники и обеспечении материально-техническими средствами. Поэтому требуется «временно сосредоточить усилия в отдельных отраслях экономики» и «дозагрузить» оборонные производства. Закон, по мнению правительственных экспертов, «не повлечёт социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности». Но по меньшей мере странно, что дополнительных ассигнований из федерального бюджета и региональных бюджетов субъектов Федерации на реализацию законопроекта выделяться не будет. То есть на обувную фабрику, к примеру, приходит директива «сделать для нужд вооружённых сил за месяц 100 тысяч пар берцев». А фабрика давно резиновые шлёпанцы отливает. Теоретически наладить производство тактической обуви можно – набрать людей, организовать обучение профессии, наладить трёхсменку, купить необходимое оборудование, заключить контракты с поставщиками сырья. Но это время и деньги! Кто будет компенсировать затраты? Работать и генерировать убытки, свернув коммерческую деятельность? Для частника это разорение, ликвидация и потеря бизнеса.
Как будут считать?
Многие помнят рассказы, что в военное время макаронные фабрики могут быть перепрофилированы в пороховые заводы – когда-то все предприятия имели мобилизационные предписания и законсервированные мощности. Как это будет организовано сегодня, не совсем понятно. На месте многих заводов – жилые кварталы и торговые центры. Промышленные предприятия «оптимизированы» и «реформированы» – там, где работали 10–20 тыс. человек, сегодня может оказаться всего несколько сотен. Правда, курирующий ВПК вице-премьер Юрий Борисов 5 июля заявил, что поправки не потребуют принудительного перепрофилирования мощностей предприятий гражданского сектора. Но в промышленности очень часто трудно отделить гражданский сектор от оборонного. Тут и продукция двойного назначения, те же авиационные двигатели, приборостроение, оптика, элементная база. Да много чего... И почти везде есть собственники, пусть даже в составе госкорпораций. В любом случае производство должно получить нормальную компенсацию затрат и сохранить рентабельность, пусть и на минимальном уровне. Как это будет сделано без выделения дополнительных средств из бюджета, не очень понятно. К тому же встаёт вопрос ценообразования. Допустим, предприятию директивно выдают оборонный заказ на 10 тыс. оптических прицелов и выделяют на их закупку 100 млн рублей, то есть по 10 тыс. за прицел. А себестоимость одного изделия, например, 25 тысяч. И отказаться от такого заказа нельзя – закон! Что делать собственникам? При этом экономисты утверждают, что в стране накоплена огромная денежная масса, которую придерживают Центробанк и Минфин.
Но можно констатировать факт – правительство получило чрезвычайные полномочия. Это ещё не мобилизация промышленности, но явное движение к тому, чтобы эффективно и оперативно обеспечить всем необходимым вооружённые силы и спецслужбы России. Странные, пусть и патриотические, кампании по сбору средств на бронежилеты, квадрокоптеры, тепловизоры для армии России, народной милиции ДНР и ЛНР должны быть поставлены на государственную основу.
Хорошо бы и для гражданского авиастроения были приняты законы, по которым исполнители любого уровня несли ответственность вплоть до уголовной. Ну очень медленно раскачиваются Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК). Вот где срочно требуется мобилизация!
«Гандвик-1»
Водоизмещение судна составляет 2, 2 тыс. тонн, длина – 59 м, ширина – 13 м, скорость – 13 узлов, автономность – 45 суток. Экипаж насчитывает 30 человек. Судно имеет ледовый класс ICE-3, характеризуется высоким классом автоматизации – AUT1-ICS. Это означает, что автоматизация выполнена с применением компьютерной интегрированной системы управления и контроля, что позволяет сократить влияние человеческого фактора. В частности, отсутствует необходимость постоянного нахождения персонала в машинном отделении и на центральном посту. Компания Wartsila является поставщиком главных двигателей и винторулевых колонок.
День рыбака
Накануне праздника, в этом году он выпал на 10 июля, Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в церемонии поднятия российского флага на трёх новых рыбопромысловых судах, построенных с государственной поддержкой на отечественных верфях по программе обновления производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса. Три новых траулера – это событие! Государственный флаг поднят на больших морозильных рыболовных траулерах «Капитан Вдовиченко» и «Капитан Соколов», а также на рыбопромысловом судне ярусного лова «Гандвик-1». Отечественный рыболовецкий флот действительно требует серьёзного обновления и роста численности. Президент России поздравил всех рыбаков с приближающимся праздником. «Его, конечно, отмечают миллионы людей, для кого рыбалка – это любимое увлечение, но, конечно, в первую очередь это профессиональный праздник. В России всегда пользовался уважением ваш нелёгкий труд. Это профессия, которая требует не только знаний, компетенций, но и особых человеческих качеств».
Ярусолов «Гандвик-1» соответствует жёстким международным требованиям по защите окружающей среды: ярусный способ лова, наиболее щадящий для водной экосистемы, поскольку минимизирует воздействие на морское дно и позволяет ловить строго определённые виды рыб, не нанося ущерба остальным, сохраняя кормовую базу и молодь рыбы. Всего «Северная верфь» строит четыре ярусолова проекта MT1112XL. Все они предназначены для лова трески, пикши, зубатки, палтуса и других видов рыб в Северном, Норвежском и Баренцевом морях.
Но возникают неприятные вопросы. Владимиру Путину ярусолов «Гандвик-1» выдали за отечественный проект, созданный за три года (не слишком быстро, надо сказать) в Санкт-Петербурге на «Северной верфи». Только название у ярусолова какое-то странное – «Гандвик»... Оказалось, это древнескандинавское название Белого моря! А на самом деле проект норвежский, начинали его там же, в Норвегии, оттуда и основные комплектующие. Наша судостроительная корпорация пошла по стопам автосборочных производств. Проект MT1112XL разработан норвежским бюро Marin Teknikk AS. Вернее, концепт-проект, поскольку судно строится на класс российского регистра, рабочую конструкторскую документацию разрабатывали отечественные специалисты.
Чем в условиях санкций будут комплектовать ещё трёх братьев-близнецов «Гандвика-1», которых должны построить «Северные верфи», непонятно. Импортозамещение здесь не получится. «Параллельный» импорт? Выходит, и тут требуется мобилизация.