И делу время, и потехе час
№ () от 7 июня 2022 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Петр АВДЕНТОВ ]
Празднование 800-летия Нижнего Новгорода убедительно доказало, что городские юбилеи – дело для их организаторов весьма выгодное. Естественно, при условии мощного лоббистского ресурса для привлечения федеральных бюджетных средств. А такой ресурс в регионе сегодня имеется.
В тренде красивая картинка и быстрый доход
Поэтому юбилейные успехи, особенно в части зрелищ, отмеченных на федеральном уровне, логично было продолжить и развлекательное направление приоритетно развивать. Стартом новой стратегической зрелищной кампании стала майская презентация в пресс-центре ТАСС нижегородских летних развлечений. Их представили заместитель губернатора, министр культуры региона Олег Беркович и режиссер-постановщик масштабных шоу Илья Авербух.
Беркович заявил о продолжении летом фестиваля «Столица закатов», который пройдет теперь на нескольких площадках в разных форматах. На каждые летние выходные в Нижнем Новгороде намечена своя музыкальная программа. Фестиваль пройдет с 11 июня до конца августа.
Особый статус в этом году будет у улиц Рождественской и Кожевенной, которые станут центрами гастрономических акций. Каждую субботу Рождественская будет становиться пешеходной. Кроме того, совместно с известным ресторатором и автором телеграм-канала «Сысоев FM» Александром Сысоевым и местными рестораторами разработана концепция развития гастрономической привлекательности Нижнего Новгорода. На базе самого масштабного ресторанного фестиваля страны (Российского ресторанного фестиваля), проходящего ежегодно в более чем 30 городах нашей страны, в Нижнем Новгороде будут запущены гастрономические выходные, где туристам и жителям города будут представлены блюда, сделанные из местных продуктов. Также здесь организуют гастроли в формате воскресных бранчей от лучших ресторанов из разных городов России.
Еще одним масштабным развлекательным событием лета станет празднование 200-летия Нижегородской ярмарки, нынче благополучно похеренной. Об этом небывалом празднике доложил Илья Авербух. Он его и откроет 15 июля грандиозным гала-шоу, в ходе которого зрители-участники перенесутся в XIX век, в атмосферу ярмарочного города с его героями и развлечениями. По словам Ильи Авербуха, после 15 июля отдельные части гала-шоу будут пять раз повторяться. Завершится праздничная программа 25 августа световым шоу от Dreamlaser.
«В Нижнем Новгороде хотят, чтобы каждое мероприятие становилось лучшим в России. Я надеюсь, что 200-летие ярмарки так же порадует горожан, как 800-летие города. Идея шоу в том, чтобы люди почувствовали связь времен, с тем, как все начиналось, и с большим будущим. Я не буду рассказывать сценарий, но скажу, что ведутся переговоры с Сергеем Безруковым», – рассказал Илья Авербух.
Кроме этих двух главных праздников все лето будет проходить масса разных фестивалей, от музыкальных до спортивных.
«Наша цель – продолжать превращать Нижний в желанный город для туризма. Все эти масштабные проекты развивают экономику, делают город инвестиционно привлекательным», – подытожил Илья Авербух.
О масштабах инвестиций и бюджетных трат на все эти развлечения оба спикера благоразумно умолчали.
Идея нынешнего лета в Нижнем Новгороде как сплошного зрелищного праздника сама по себе неплоха, особенно после пандемийных ограничений и тем более после введения против нашей страны небывалых западных санкций.
Как показывают соцопросы, и федеральный, и наш региональный, большинство россиян этим летом будет отдыхать дома – у себя в стране и в своем регионе. Доля поклонников зарубежного отдыха сократилась втрое. А вот число вынужденных провести отпуск в домашнем регионе выросло до 70%. Причем летний внутренний туризм смещается от курортного отдыха в сторону экскурсионного.
Подтверждает этот тренд и недавний соцопрос нижегородского Института проблем социального управления. По его итогам, каждый шестой нижегородец проведет летний отпуск в путешествии по российским городам. Самое большое количество нижегородцев – 32,5% – собирается отдыхать дома или на даче. Все они могли бы тоже составить потенциальную целевую аудиторию летних зрелищ вместе с иногородними туристами.
Мы чужие на этом празднике жизни
Однако стратегия «Нижний Новгород – город для туризма» устраивает далеко не всех нижегородцев. Вот одно из подобных типичных мнений на этот счет.
«Руководству города надо вспомнить про социальную ответственность. Привлекать специалистов к решению хозяйственных проблем, если сами в них мало понимают. А то складывается впечатление, что все мероприятия в городе носят косметический характер и направлены на получение красивой картинки или быстрого дохода. Город превращается в город для туристов. Вроде бы и неплохо. Но есть явный перекос. Проблемы жителей, которые не встраиваются в красивую картинку, не решаются. Видимо, затраты на их решение не приносят никаких дивидендов».
Подтверждением подобного впечатления стал недавно провалившийся в дорожную яму в самом центре города туристический автобус. Этот неприятный случай не лучшим образом сказался на туристическом имидже нашей «столицы закатов», да еще вызвал шквал жесткой критики городской власти в соцсетях. Надо отметить, что резонансная яма была заделана очень оперативно. Однако последствия, мягко сказать, не совсем качественного юбилейного благоустройства нижегородцы ощущают на себе до сих пор.
Прослеживаются в зрелищной стратегии с акцентом на заезжих туристов и другие негативные нюансы. Среди них режет глаз ограниченность целевой аудитории. Масштабный праздничный разгул второй год идет на фоне резкого обнищания основной массы населения из-за повальных санкций и резкого роста цен на товары первой необходимости. По информации в газете «Коммерсантъ-Приволжье», посещаемость торговых центров Нижнего Новгорода в первой половине мая упала на 24%, а по сравнению с допандемийным 2019 годом посетителей было меньше на треть. В немалой степени повлияло на это снижение покупательной способности населения.
С одной стороны, люди стосковались по массовым уличным праздникам, а с другой – погулять-то им особенно не на что. Гастрономические ресторанные акции уж точно не для них, а скорее для столичных туристов и небольшой прослойки зажиточных «аборигенов».
Вне зависимости от платежеспособности побывать на гала-шоу удастся тоже далеко не всем. Так было и юбилейным летом, так будет и нынешним. Ну сколько народу может вместить та же ярмарочная площадь! Остальным придется довольствоваться телевизионной картинкой. Площадь Минина тоже не назовешь комфортной для массового зрителя площадкой. Почему бы стадион не задействовать для подобных масштабных представлений, с доступной для всех слоев населения ценой на билеты.
С кем вы, мастера культуры?
Еще тяжелее на душе от того, что мы сегодня находимся в параллельных реальностях. В одной – каждый день гибнут в боях за Родину лучшие сыны Отечества. В другой – продолжается безудержное веселье с неплохим наваром для его организаторов. Ничего личного – только бизнес. Конечно, без праздников людям жить тоже нельзя, даже в такую лихую пору. Но здесь важно найти нужную тональность организации и подачи зрелищ и увеселений, их гармоничную связь с реальностью. В качестве примера можно привести уровень произведений времен Великой Отечественной, будь то кинематограф или музыкальное искусство. Сегодня ситуация не проще той, а может быть, даже и сложнее, однако весомых побед на культурном фронте не наблюдается. Чего только стоит значительное число его «бойцов», сбежавших за рубеж после начала спецоперации. А ведь еще недавно они сытно кормились с руки государства. Можно ли было представить подобное бегство во время Великой Отечественной?
В условиях гибридной войны культура тоже боевое оружие. Она должна не только развлекать и веселить, а в первую очередь сплачивать людей для противостояния общей беде и угрозе. Для нашего атомизированного и расслоившегося общества сегодня это как никогда актуально.
В этих непростых условиях нашим учреждениям культуры тоже надо перестраиваться. От работы на отчет перед вышестоящим начальством и освоения выделенных бюджетных средств, от междусобойчиков с прикормленным «партхозактивом» надо переходить к работе на результат в головах основной массы населения. А для этого нужен другой уровень наполнения мозгов и профессионализма самих мастеров культуры. Локальных культурных и патриотических проектов в регионе полно, а реального влияния на общее состояние умов от них пока не наблюдается.