Взимать — не строить
Иногда кажется, что почтенный возраст способен обезопасить человека от несправедливости и злоупотреблений, которыми пропитана современная реальность. Однако история Каро Геворкова — 85-летнего пенсионера из Успенского района — показывает обратное. Он стал жертвой аномальной принципиальности, мстительности и предвзятости, которую, по нашему мнению, продемонстрировали по отношению к нему и газовая служба, и Государственная жилищная инспекция, и судебная власть. Как так получилось? Попробуем разобраться.
Геворков живет в одной из квартир двухэтажного многоквартирного дома в селе Марьино. В этом доме всего четыре квартиры. Все они газифицированы. По рассказам пенсионера, газовая компания под угрозой отключения газоснабжения обязала жильцов малоэтажных многоквартирных домов оплачивать техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. При этом в подъезде дома, в котором проживает Каро Геворков, нет ни внутридомовых приборов, ни газовой трубы. Газ подводится в кухню каждой квартиры с улицы. Но оплачивать сумму за обслуживание «виртуальных» приборов в размере до двух тысяч рублей с подъезда с учетом транспортных расходов на поездку в Марьино жильцов обязали. По словам Геворкова, он отказался платить за то, чего, по его мнению, нет. Причем он уверен, что история со взиманием необоснованной дополнительной платы с абонентов края может быть связана с деятельностью гендиректора трех структур Газпрома Рудневым, который в ноябре 2021 года был задержан по делу о коммерческом подкупе. Пенсионер полагает, что раз требование платить за несуществующие приборы незаконно, то реализовать угрозу отключения газоснабжения в его квартире пришлось за другие нарушения, которые были якобы обнаружены впоследствии.
Предписание есть — нарушений нет
В письме от 29 августа 2016 года на имя руководителя Госжилинспекции края Шеяна АО «Успенскаярайгаз» указывает, что у Геворкова выявлена самовольная газификация и самовольное переустройство внутриквартирного газового оборудования. Самовольно установлена газовая плита, газовый котел «Нева», газовая колонка «Нева». Якобы 19 ноября 2013 года, при предыдущем техническом обслуживании, этого оборудования не было. Установленное оборудование не соответствует заявленному проекту газификации, и собственник самостоятельно заменил напольный газовый котел на настенный. В письме утверждается, что Геворков не обращался в АО «Успенскаярайгаз» за оказанием услуги по замене оборудования.
На основании этого письма девятого ноября 2016 года консультант Госжилинспекции Аксенов вынес предписание, обязывающее собственника устранить выявленные нарушения, указав, что владелец квартиры самовольно установил газовую плиту, настенный газовый котел «Нева» вместо напольного АГВ и газовой колонки.
Напрашивается вопрос: действительно ли были допущены нарушения? Констатацию Госжилинспекцией якобы выявленных фактов наголову разбивают доказательства Каро Геворкова. На деле в 2013 году, когда прежнее оборудование уже отслужило положенные ему двенадцать лет, пенсионер вызвал специалиста АО «Успенскаярайгаз», чтобы тот заменил оборудование на новое. В объяснении сотрудника АО «Успенскаярайгаз» Дмитрия Шмаля, данном Успенскому районному суду, говорится о работе, выполненной двадцатого ноября 2013 года в квартире Геворкова: «Получил задание от начальника службы эксплуатации АО „Успенскаярайгаз” Кутняшенко... заменил два старых настенных аппарата марки „Гейзер” на аналогичные настенные аппараты марки „Нева” с техобслуживанием четырехконфорочной плиты „Электролюкс”. ...Настенный котел АОГВ „Нева” мною ошибочно был записан как АГВ».
По словам газовика, оплата услуги была произведена в рамках исполнения договора о техническом обслуживании внутриквартирного оборудования, на что была выписана квитанция и о чем была сделана запись в абонентской книжке об обслуживании установленных аппаратов.
Возникает вопрос: если Геворков не обращался в АО «Успенскаярайгаз», то на основании чего сотрудник Шмаль получил задание от своего начальника заменить газовое оборудование?
Отметим, что руководитель Госжилинспекции края Шеян в своем уведомлении руководителю АО «Успенскаярайгаз» от пятого августа 2016 года четко указал на то, что «в ходе проведенной проверки фактов самовольной установки, замены или переноса инженерных сетей, в том числе газового оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, на момент проверки не установлено».
Итак, после того, как девятого ноября 2016 года было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, Каро Геворков задумался... Как его выполнить? Как вносить самовольные изменения в документацию, если этих изменений не было, а имеющееся оборудование соответствует проекту газификации квартиры? Как устранить нарушения, которых нет? Семнадцатого января 2017 года Геворков вызвал слесаря «Газкомплектсервиса» Пинского, который позднее не раз давал свои пояснения в прокуратуре и судах. Пинский провел техническое обслуживание газовых аппаратов, указал на то, что эти аппараты установлены согласно рабочему проекту 2007 года по техническим условиям, выданным АО «Успенскаярайгаз».
«Никаких нарушений установки газового оборудования при замене газового котла и газовой колонки в ноябре 2013 года не было допущено»,— поясняет Пинский. Он также отметил: информация о том, что напольный котел в нарушение был заменен навесным, не соответствует действительности, так как в рабочем проекте 2007 года указан именно навесной котел.
Забегая вперед, укажем, что 28 февраля 2019 года был составлен акт комиссионной проверки квартиры представителями администрации и газовой компании, в котором сказано, что газовое оборудование соответствует проекту.
Двадцать седьмого января 2017 года, через десять дней после проведенного специалистом Пинским техобслуживания, контролирующие органы наведались в квартиру к пенсионеру и обнаружили, что предписание не выполнено, дело было направлено на рассмотрение мировому судье Гирько, который признал Геворокова виновным в неисполнении предписания и наложил на него штраф в размере трехсот рублей. Возникает вопрос: разве обращение собственника квартиры в специализированную организацию «Газкомплектсервис», заключение с ней договора о техобслуживании и проверке установки оборудования в соответствии с проектом газификации не являются исполнением предписания?
От надзора до позора
Пятнадцатого февраля 2017 года специалисты АО «Успенскаярайгаз» отключили газ в квартире пенсионера. Пятнадцатого июня 2017 года 81-летнего ветерана труда, инвалида III группы осудили на трое суток ареста из-за неуплаты штрафа в размере трехсот рублей по предписанию Госжилинспекции края при проведенном техническом обслуживании.
Ситуация сложилась так, что ветеран труда, инвалид III группы отсидел трое суток, лишился права пользования газом на четыре года и восемь месяцев. За время проживания в неотапливаемой квартире Геворков потерял дочь, перенес пять операций, четыре раза лежал в стационаре, заработал сахарный диабет неизлечимого типа.
В течение этого времени ему не удалось доказать судам незаконность отключения газа. Даже несмотря на то, что вентиль перекрыл транспортировщик газа — АО «Успенскаярайгаз», хотя по закону такими полномочиями обладает поставщик газа — «Газпром межрегионгаз Краснодар».
В 2019 году Геворков подал иск к местным газовикам о признании незаконными их действий по отключению газа, обязании устранить допущенные нарушения и взыскании ущерба и компенсации морального вреда. Армавирский городской суд отказал в удовлетворении требований по формальным основаниям. Данное решение было обжаловано в Краснодарском краевом суде. Двадцать восьмого ноября 2019 года судейская коллегия, приняв во внимание доказательства отсутствия правонарушений со стороны истца, частично удовлетворила требования Геворкова, признав незаконными действия филиала №6 АО «Газпром газораспределение Краснодар» по отключению газа в квартире и обязав поставщика газа — АО «Газпром газораспределение Краснодар» — подключить абонента к сети.
Отметим, что газ в квартире Геворкова так и не появился, газовики два года тянули резину, пока в дело не вмешалась прокуратура.
Далее решение ответчик обжаловал в кассационной инстанции, в результате чего решение апелляции было отменено в связи с якобы неправильным определением надлежащего ответчика и направлено на новое рассмотрение в Армавирский городской суд, который переадресовал дело по месту нахождения ответчика — АО «Газпром газораспределение Краснодар» — в Ленинский районный суд краевой столицы. Каро Геворков не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляции. Суд второй инстанции отменил рассмотрение дела в Краснодаре, потому что истец защищал свои права в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей», поэтому дело должно было решаться там, где изначально заключался договор об оказании услуг.
Сделай то, не знаю что
Теперь дело рассматривал Успенский районный суд. Однако долгий путь к справедливости через неоднозначные решения судов не увенчался успехом. Решение апелляционного суда от 28 ноября 2019 года о незаконности отключения газа вообще как-то позабылось. Да и кого это волновало? Вместо того чтобы тщательно изучить имеющиеся в деле доказательства истца, суд был более расположен к стороне ответчика, представленного могущественной прогосударственной структурой. Доводы о том, что Геворков во исполнение злосчастного предписания провел техобслуживание в специализированной организации, при котором не было обнаружено никаких нарушений, а также показания свидетелей и участников события, подтверждающие правоту истца,— всё это было судом, по мнению Геворкова, проигнорировано.
Судья Успенского районного суда Пушкарский, имея на руках определения двух коллегий апелляционного суда — от 28 ноября 2019 года и пятнадцатого октября 2020 года, вынес, как нам кажется, предвзятое решение, оправдывая отключение. К тому времени газа не было уже три года, хотя максимально допустимое отключение — не более двух суток согласно п. 84 Правил эксплуатации газового оборудования. Тем более при проведенном техобслуживании, которое исключает нарушение правил.
Не удалось ветерану труда добиться правды ни в первой, ни в апелляционной, ни в кассационной инстанциях. Оставалось доказывать незаконность предписания, которое было вынесено Госжилинспекцией края в лице господина Аксенова.
Каро Геворков обратился с соответствующим иском в Успенский районный суд. Двадцать седьмого января 2022 года судья Пушкарский отказал в удовлетворении требований, опять-таки ссылаясь на неисполнение предписания инспекции, самовольную газификацию квартиры.
Дело действительно выглядит совершенно абсурдным. Существует масса документов, подтверждающих соответствие расположения газовых аппаратов рабочему проекту. Есть реальная кухня, на которой это оборудование расположено,— возьмите и сличите. Есть специалисты, которые проводили техническое обслуживание, давали пояснения в суде, под которыми подписывались. Что всем этим газовикам и инспекциям нужно от пожилого человека? Они что, не могут по-человечески разобраться в ситуации? Зачем арестовывать старика? Как можно лишать его тепла в доме чуть ли не на пять лет? Кто ответит за растоптанное право человека, который отдал шестьдесят лет своей жизни самоотверженному труду во благо стране?
Семнадцатого мая 2022 года наши журналисты присутствовали на рассмотрении апелляционной жалобы Каро Геворкова в Краснодарском краевом суде. Интересно, почему судебный процесс прошел без прений сторон? Это ведь, насколько нам известно, является нарушением норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Или то обстоятельство, что пенсионер самостоятельно защищает свою позицию и при этом является инвалидом по слуху, позволяет снисходительно отнестись к процедуре?
Удивительное дело, что каждый раз Геворкову сторона ответчика вменяет разные нарушения: то неправильный котел, то неправильная плита, то еще что-то. Но ведь непоследовательная позиция по определению предмета нарушения автоматически указывает на возможную незаконность вынесенного предписания. Иными словами, Каро Геворков находится в положении, когда он «должен выполнить», а что он должен выполнить, не указано. И правыми всегда оказываются те, кто издает такие вот, на наш взгляд, бездумные директивы. Знаете, как называют ответчики из Госжилинспекции отключение газа в квартире пенсионера на несколько лет? «Мероприятия по приостановлению подачи газа в квартиру». Спасибо, что не «праздничные» мероприятия.
В заключение отметим, что Каро Геворков намерен обжаловать решение в кассационной инстанции Верховного Суда РФ, потому что, по его словам, человек должен уметь защищать себя, а иначе кто защитит?
Наша редакция намерена посещать судебные заседания, чтобы быть очевидцами законных и обоснованных решений, когда они наконец последуют.
Продолжаем следить за ситуацией.
Данный материал является официальным запросом в правоохранительные и надзорные органы с просьбой объективно изучить изложенную информацию и принять необходимое процессуальное решение.