Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Олег Матвейчев предложил ограничить работу продуктовых гипермаркетов в выходной день, в воскресенье, для создания стимула развития фермерских рынков. Люди, как отметил Матвейчев, потянутся в магазины шаговой доступности и на ярмарки выходного дня, что будет способствовать созданию и развитию данных торговых локаций, стимулировать развитие подсобных фермерских хозяйств, считает законодатель. Нас несколько насторожила инициатива народного избранника, и мы попросили прокомментировать ее адвоката, председателя Челябинской коллегии адвокатов Андрея Коршунова:
— Андрей Геннадьевич, свобода — это и есть право выбора. Ее требуют на каждом углу, даже не задумываясь, что это такое, по сути. Хочешь, делай — хочешь, не делай. Если решил делать и что́ делать, то выбери сам, как ты это будешь делать. Не так ли?
Хотели как лучше…
— Да это так. У экономиста, историка, философа и социолога Людвига фон Мизеса есть интересная книга — «Всемогущее правительство», и она начинается с таких слов: «При обсуждении проблем социально-экономической политики общественные науки рассматривают только один вопрос: способны ли предлагаемые меры достичь результатов, к которым стремятся их авторы, или они ведут к такому положению дел, которое — с точки зрения сторонников этих мер — даже более нежелательно, чем та ситуация, которую намеревались изменить».
И эти слова очень полезно примерять к мерам, предлагаемым для улучшения жизни общества. Давайте попробуем рассмотреть предлагаемые меры именно с такой точки зрения.
— Давайте, только я все равно удивлен. Многие ведь ходят и в гипермаркеты, и в магазины шаговой доступности, и на рынки-ярмарки. Здесь одно не противоречит другому: что-то покупают там, а что-то сям… И здесь еще надо смотреть по расположению: где-то нет (или есть, но в недостаточной степени) магазинов шаговой доступности, а где-то нет гипермаркетов, ярмарок.
— Решайте сами. Смотрите, какая автором предлагается проблема для решения? Небольшие торговые точки, так называемые магазины у дома в шаговой доступности, а также небольшие ярмарки имеют слишком ограниченную и локальную аудиторию, и хотелось бы предпринять какие-то меры по их поддержке, как малого бизнеса.
И что им предлагается? Сделать так, чтобы продуктовые гипермаркеты не работали в выходные дни или работали в ограниченном режиме. Но пойдет ли тот покупатель, который обычно приезжал в воскресенье в гипермаркеты, набирал продуктов на целую неделю, собирать эту же корзину по небольшим магазинам у дома или по фермерскому рынку, когда он уже привык к своему гипермаркету?
Самое первое решение, которое, как представляется, лежит на поверхности, — день приобретения покупок будет перенесен с выходных на рабочий. И вечером, вместо того чтобы отдыхать после трудового дня, гражданин будет толкаться в очереди и приезжать домой раздраженный, усталый. Он будет счастлив от этого или производительность труда его на следующий день необычайно от этого повысится? Но от гипермаркета покупатель уже вряд ли откажется просто потому, что его издержки — затраты времени и денег — при этом меньше. Даже если придется сместить день покупок.
Второй момент. Допустим, чудо свершилось и поток покупателей гипермаркетов перенаправлен в магазины у дома. Понятно, что ни один маленький магазин у дома не сможет собрать внутри себя такой же ассортимент, как гипермаркет, а это значит, что покупателю придется посетить несколько таких магазинов, и на все это придется потратить гораздо больше времени. Денег, кстати, скорее всего, тоже придется потратить больше, потому что маленькие магазины не могут закупать товары в большом количестве и диктовать свои цены производителям, как это делают сети. Догадайтесь, кто оплатит из своего кармана эту разницу в цене.
Стоит ли таким образом поддерживать малый бизнес? За счет и так не особо богатых в массе своей граждан…
Мы выбираем, нас выбирают…
— Согласитесь, что есть же у людей какие-то привычки, расписаны планы, у многих в традиции на выходных закупаться по-крупному. И вдруг им объявят, что теперь все там закрыто будет, потому как депутаты решили, что так им будет удобнее покупать в магазинах шаговой доступности или на ярмарках выходного дня.
— Главное все же, на мой взгляд, то, что в свое время так называемые маленькие магазины, стихийно возникшие то там, то тут, очень сильно поддержали граждан и наполнили рынок товарами, но появились сети, они предложили более широкий ассортимент, более низкую цену. И в сетях много своих минусов, поэтому многие магазины небольшого формата так до сих пор и существуют и на сети не жалуются.
Жизнь, Владимир Васильевич, идет вперед, у нее свои законы, и социальные, и экономические, и изменить, конечно, ее течение законами юридическими можно попытаться, но, скорее всего, вряд ли что-то получится. Можно попытаться запретить законодательно восход солнца, но фактически это вряд ли удастся сделать.
Любое ограничение конкуренции, любая монополизация в большом или в малом оплачивается в итоге из кармана конечного потребителя.
Кстати, те маленькие магазины, которые поняли, как нужно вести себя в изменившихся условиях, сумели даже на этом заработать. Сети создают поток покупателей. А те магазины, которые встали по соседству, иногда сразу же в том же торговом комплексе, около касс гипермаркета, и предлагают при этом товар, которого в гипермаркете нет, на существование гипермаркетов не жалуются.
И есть еще такой момент у сторонников этой идеи: они говорят о необходимости поддержки малого бизнеса, при этом, конечно, подразумевают, что малый бизнес создает таким образом рабочие места. Но тут, я думаю, нужно сравнить, опять же, сколько рабочих мест создают небольшие магазины у дома и сколько рабочих мест создают гипермаркеты. Полагаю, что сравнение будет не в пользу первых, скорее всего.
Монополия — это спрут с миллионом щупальцев
— Депутат, наверное, забыл, что ответ на вопрос, зачем нужна антимонопольная политика, очень прост —чтобы по возможности сохранить в экономике выигрыши от конкуренции. Это и более низкие, чем в условиях монополии, цены (даже при неизменных издержках). Это и более низкие издержки — в силу того, что конкуренция создает стимулы прилагать усилия по экономии затрат. Это и более высокие стимулы к инновациям…
— Есть одно красивое китайское изречение, которое кто-то приписывает Конфуцию, кто-то — Мао Цзэдуну. Оно гласит: пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто учений. Думаю, что этим все сказано…
Так и в этом случае. Пусть будут разные форматы магазинов, пусть в них будут разные товары по совершенно разным ценам. А вот уже покупатели выбирают и голосуют трудовым рублем за тот или иной формат, тот или иной товар.