> Что такое «безумная десятка» Принцхорна - Аргументы Недели

//Общество 13+

Что такое «безумная десятка» Принцхорна

17 января 2022, 10:19 [«Аргументы Недели», Александр Крохмаль ]

«Имеющиеся у человека художественные способности необязательно должны быть уничтожены в процессе заболевания шизофренией, но фактически могут оставаться неизменными на протяжении долгого времени», - это слова известного немецкого психиатра. Имя ему – Ханс Принцхорн.

И именно он в ранние годы Веймарской республики посвящал своё время исследованию творчества душевнобольных и даже писал про них книги. Это был человек, для которого не существовало понятия «больное искусство». К искусству он относил творчество своих подопечных и даже восхищался им. Если бы не Принцхорн, мир едва ли узнал бы про множество неординарных произведений. Но кто же были те самые художники из «безумной десятки Принцхорна»? И какова была их жизненная история? Всем десяти пациентам, работы которых использовались в книге Ханса Принцхорна, были присвоены псевдонимы. Но все описываемые истории вполне реальны. Позднее, всё это сыграло огромную роль в становлении нового течения искусства, известного под именем сюрреализм.

1. Карл Генцель (в книге – Карл Брендель) – 1871-1925.

Это единственный автор-скульптор, работы которого представлены в «Искусстве душевнобольных» Принцхорна. Одна из его представленных работ была – «Пьета осла», довольно безумная скульптура, чётко говорящая о душевном состоянии Генцеля. Работал он в основном каменщиком и штукатурщиком. В 1895 году женился на вдове с тремя детьми, родившей ему ещё двоих. Был 12 раз судим за оскорбления и повреждения чужого имущества. Перед очередным тюремным сроком его брак был расторгнут. В 1902 году Генцелю ампутировали ногу. Уже в 1906 году тюремный врач обратил внимание на душевную болезнь Карла, который называл себя Иисусом Христом. Спустя год, его поместили в психиатрическую лечебницу. В 1912-м он начал лепить разные непристойные фигурки из мякиша, а затем занялся резьбой по дереву. Всё его творчество содержит в себе в основном непристойные мотивы. Очень часто превалирует обнажённые человеческие тела.

2. Август Клетт (в книге – Август Клотц) – 1864-1928.

Первые дни его жизни прошли вполне успешно. Он был сыном крупного предпринимателя, занимался экспортом спиртного. Но к 30-ти годам у него началась психическая болезнь. После инфлюэнце он впал в депрессию, злоупотреблял спиртными напитками, а потом дело дошло до галлюцинаций. После попытки самоубийства Клетт был помещён в специальную лечебницу. Вначале Август много плакал, погрузился в себя, а затем у него возникла мания величия. Он так же, как и Генцель, называл себя Христом. Причём, рану, которую он нанёс себе во время попытки суицида, он называл «божественной», и говорил, что это сделал римский легионер. В 1903 году Клетт начал рисовать различные изображения в своей палате, называя это «масонскими знаками». Творчество Августа – это сплошной сюрреализм. Как говорил Принцхорн, он рисовал, благодаря подчинению своим подсознательным побуждениям.

3. Питер Мейер (в книге – Питер Мугг) – 1871-1930.

Этот человек, в отличие от вышеупомянутых лиц, обладал наследственным заболеванием. У его отца часто проявлялись признаки душевной болезни. В дни своей молодости Мейер работал официантом и метрдотелем, а в 1902-м стал хозяином таверны. Как сообщал Питер, его жена пропила все его сбережения и богатства, а в 1907 году умерла. В тот же год предприятие рухнуло, и Мейер стал банкротом. Испытания, связанные с бизнесом и уходом жены, окончательно подорвали его психику. Он стал злоупотреблять спиртным, и в 1908 году превратился в шизофреника. Фирмы у Питера уже не было, и он устроился работать в отель управляющим. Его первый приступ шизофрении случился после испития нескольких бутылок Burgeff. Он возомнил себя великим человеком, достойным самого Гёте. Потом начал рисовать. Всё творчество Мейера пропитано его безумием и желанием вернуть утраченное. У него также имелась особая фобия, страх пустоты. Поэтому все листы бумаги он заполнял «под ноль». Многие его работы напоминают древние витражи.

4. Август Наттерер (в книге – Август Нетер) – 1868-1933.

Насколько известно из хроник, этот человек не проявлял признаки болезни вплоть до 39-летия. До этого он жил активной жизнью, работал механиком, много путешествовал. В возрасте 39 лет он потерял интерес к жизни и впал в депрессию. 1 апреля 1907 года у Августа Нетера произошёл первый приступ шизофрении. Он пережил видение Страшного суда. Перед его глазами предстали сразу 10 000 картин. После попытки суицида, был помещён в психлечебницу. На протяжении последующих 26 лет он не вылезал из больниц, сменил сразу несколько учреждений. Называл себя бастардом Наполеона и спасителем вселенной. Его картины вызывают странные чувства. Они совершенно непонятны человеческому разуму. Разнообразные шифры, иероглифы, неизвестные знаки. Создаётся впечатление, что он был даже не болен, а одержим «демоном». Но всё же Принцхорн счёл за честь поместить его работы в свою книгу.

5. Иоганн Нопф (в книге – Иоганн Нопфер) – 1866-1910

В ранние годы жизни у него не было никаких странностей. Известно только то, что его тётя страдала от неких религиозных видений. До 40 лет у Нопфа было всё в полном порядке. Он работал в пекарне, кузнице и на цементном заводе, получал хорошие деньги. Но когда ему исполнилось 40, у него умерла мать. После этого он стал часто менять работу и предпочитал проводить время за спиртным. Подозревал жену и окружающих в различных заговорах. Был 7 раз судим за попрошайничество. Как и его тётя, Нопф начал страдать от религиозных видений. В психиатрической клинике он даже заявил, что был послан на Землю с «особой миссией». Понимал язык птиц. Но естественно, никто ему не верил. Картины Нопфа созданы в основном с религиозной тематикой. Он старался всеми силами выразить на них свои идеи о религиозном мученичестве.

6. Виктор фон Эрцен (в книге – Виктор Орт) – 1853-1919.

Пожалуй, самый интересный персонаж коллекции Принцхорна. Он родился в семье аристократа, участвовал в боевых действиях, служил во время Русско-Турецкой войны. Но всё началось в последний период кровопролитных схваток с османами. Он получил сразу две травмы головы: одну от падения с мачты, а вторую от удара приклада. В 1878 году у Эрцена развилась паранойя. Он стал подозревать окружающих в причинении ему боли. Всё время проверял еду на яды, опасался отравления. В 1880-м бежал с корабля, а затем попытался совершить суицид. С 1883 года и до самой смерти он находился в психиатрических клиниках. Он называл себя то королём Саксонии, то герцогом Люксембурга, а то и вовсе наследником престола Речи Посполитой. Рисовать начал с 1900 года. Если не было бумаги, Эрцен писал свои картины на стенах. Принцхорн считал его работы достойными. Он даже делил их на пейзажи (воспоминания о морской службе), фигурки различных персонажей, «призрачные работы» и «кататонические рисунки».

7. Герман Бейле (в книге – Герман Бейл) – 1867-1942.

Один из пациентов-долгожителей, доживший до Второй мировой войны. В подростковом возрасте Герман пережил смерть отца и отправление матери в психлечебницу. Психиатрическую помощь также получал и его собственный брат. Но тем не менее, всё шло у Бейле гладко вплоть до его 37-летия. Работал на ферме и на кирпичном заводе, но со временем стал проявлять признаки буйного поведения. В 37 лет его госпитализировали в «палату буйных». В дальнейшем у него случались то периоды обострения, то наоборот – ослабления болезни. Страдал манией величия, и дело доходило даже до того, что он пытался командовать врачами. Позднее у него возникли галлюцинации. Бейл утверждал, что его пытаются похитить цыгане. Как утверждал сам Герман, он видел их практически постоянно. На большинстве рисунков художника изображены люди, обращённые лицами к зрителю. Его работы вызывают странные ощущения. Некоторые из них даже напоминают изображения ацтекских богов.

8. Барон Гиацинт фон Визер (в книге – Генрих Вельц) – 1883-1927.

Фон Визер был известен, как профессиональный юрист. Но всё же некоторые из членов его семьи обладали признаками психических заболеваний. Его жизнь изменилась после неудачной любви. Визер был влюблён в женщину, которая его не хотела. Более того, она угрожала ему суицидом. В один момент он перестал общаться с родными и потом даже не вставал с постели. Несчастная любовь сломила его. После помещения в больницу, он стал вести себя ещё страннее. Часто совершал повторяющиеся движения. Всему, что с ним случилось, он искал сверхъестественное объяснение. Художествами увлекался с юности. Часто рисовал. Известен, как хороший пейзажист и мастер акварели. Но было у него и множество карандашных набросков – птицы или дети.

9. Джозеф Шнейлер (в книге – Джозеф Зейл) – 1878-1943.

Очередной пациент Принцхорна, доживший до эпохи Гитлера и Второй мировой войны. Художественные способности проявлялись с детства. Занимался профессиональным черчением. Но в 1907 году его отправили в психлечебницу родственники. Шнейлер постоянно заявлял, что слышит голоса и видит то, чего нет. Позднее он стал заявлять, что имел огромное влияние на императоров Франца Иосифа и Вильгельма Гогенцоллерна. Он строчил очень длинные письма в госдепартаменты и особам королевских кровей. Всегда подписывался, как принц или герцог. Принцхорн отмечал таланты Шнейлера в изобразительном искусстве. Он говорил, что Джозеф постоянно совершенствует мастерство. В целом, работы пациента напоминают всё тот же сюрреализм. Его картины не совсем понятны для «простого смертного».

10. Франц Карл Бюлер (в книге – Франц Пол) – 1864-1940.

Ещё один пациент, доживший до эпохи нацистской Германии. Был настоящим виртуозом в художественной ковке. Его таланты отмечали сотни людей. В 1893 году он стал преподавать в Страсбурге декоративно-прикладное искусство, но из-за вызывающего поведения был уволен со службы. Позднее не работал, проводил много времени в борделях. Затем у Бюлера развилась паранойя. В 1898 году в Гамбурге, спасаясь от воображаемых преследователей, прыгнул в канал. Оставшуюся часть жизни Франц провёл в психлечебницах. Он много писал и рисовал, а заодно разрабатывал сложнейшие системы дверных замков. За время пребывания в больницах у Бюлера менялся художественный стиль. Со временем он всё больше и больше погружался в сюрреализм. Погиб во время нацистских экспериментов по уничтожению психбольных.

«Безумная десятка» Принцхорна до сих пор обсуждается в кругах исследователей. Учёный посвятил своим пациентам более трети книги, 135 страниц. Основную роль сыграли как раз те самые десять художников. Принцхорн во всех деталях расписал их жизненную историю и посвятил немало времени их крайне необычному творчеству. Очевидно, он не просто изучал своих пациентов, он действительно уважал их таланты и придавал им особенное значение. Он восхищался их работами в прямом смысле этого слова. С 1923 по 1933 годы в Германии проходили выставки работ, собранных Принцхорном. Его книга «Художественное творчество душевнобольных» была с восторгом воспринята многими художниками-авангардистами. Позднее, некоторые из этих людей охотно заимствовали элементы творчества «безумной десятки».

Возможно, что именно «безумная десятка» стала своеобразным генератором вдохновения для известных сюрреалистов ХХ века.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте