Историк Гаяз Самигулов выпустил в свет очередную свою книгу о далеком прошлом Челябинска. Эта монография стала продолжением серии «Из истории Челябинска» и посвящена уездному периоду нашего города.
Напомним, что первая книга о Челябинске как столице Исетской провинции вышла в 2015 году. На состоявшейся на днях в публичной библиотеке презентации книги доцента кафедры древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ, кандидата исторических наук Гаяза Хамитовича многочисленные поклонники его творчества узнали много нового. Обсуждалась первоначальная планировка города и его улиц, говорили о изменчивости реки Миасс, о набережной и мостах, церквях и дворах, о том, как строили первый водопровод и как в Челябинске появилось электричество.
Урал — опорный край
Волею судеб Челябинск стал широко известен только в постсоветское время, когда с него были сняты все грифы секретности и город был, по сути, открыт. К сожалению, в массовом восприятии наш город связывают прежде всего с трагическими событиями на комбинате «Маяк», плохой экологией и другими негативными явлениями.
Но если обратиться к истории Челябинска, то становится понятно, что наш город сыграл огромную роль в развитии не только Урала, но и России в целом. У него, действительно, есть славные страницы истории. В том числе и дореволюционные. Благодаря книгам Гаяза Хамитовича мы можем узнавать о них. Как сказал автор монографии: «Даже не общие мазки, а именно детали. Те детали, которые и придают общей картине живость, на которую может рассчитывать массовый читатель».
Автору научной работы было интересно, как тогда жил простой челябинец, чем он занимался, какие были дома, что было в том доме, мимо которого мы с вами сегодня проходим каждый день И кто там жил… И это вовсе не голословные утверждения, а выверенные факты, которые автор скрупулезно собирал долгие годы в различных архивах.
Причем исторические исследования рассчитаны в первую очередь даже не на научную общественность, а на людей, которые, просто интересуются историей и краеведением. И выход очередной книги Самигулова об истории Челябинска это, конечно же, очередной этап в познании подлинного многообразия нашего города. Поэтому уже сегодня многие ждут выход в свет следующей книги челябинского историка. Она, возможно, будет о жителях нашего города, многих из которых совершенно незаслуженно сегодня забыли.
И эти книги — огромный вклад в ту бесконечную неизвестность, которая сегодня довлеет над многими горожанами, ошибочно считающими, что они живут в самом грязном городе страны, в котором не было и не может быть ничего значительного.
Забытая история
На презентации своей новой книги Гаяз Самигулов подчеркнул, что так уж исторически сложилось: коренные челябинцы составляют весьма незначительный процент населения города. И поэтому патриотизм его горожан сформирован гораздо слабее, чем у жителей других южноуральских городов. К сожалению, он для многих существует только на уровне Танкограда.
Сегодня, увы, мало кто знает о трех исторических вершинах Челябинска, которые заметно выделяют наш город на фоне других российских городов, о ключевых событиях в мировой истории, связанных именно с Челябинском.
Например, читая документы штаба Емельяна Пугачева, мы узнаем о том, что в эпоху пугачевского бунта Челябинск был единственным городом России, который сумел создать настоящее самоуправление, просуществовавшее в течение почти полугода. Это случилось, когда крестьянская армия под руководством Ивана Грязнова завладела городом, это было, действительно, подлинное самоуправление. И мы можем гордиться тем, что в Челябинске раньше, чем во Франции времен Великой французской революции народ пришел к власти — мы являемся наследниками первых в мире революционеров.
Нужно также напомнить, что в обращении полковника Ивана Грязнова к жителям Челябинска с призывом покориться войскам Емельяна Пугачева есть такие слова: «Всему свету известно, насколько во изнурение приведена Россия, от кого ж — вам самим то небезызвестно. Дворянство обладает крестьянами, но хотя в Законе Божием и написано, чтоб оне крестьян также содержали, как и детей, но оне не только за работника, но хуже почитали полян своих, с которыми гоняли за зайцами. Компанейщики завели премножество заводов и так крестьян работою удручили, что и в [с]сылках тово никогда не бывало, да и нет. А напротив тово с женами и детьми малолетними не было ли ко Господу слез».
Упоминание о сверхчеловеческом труде пронизывает всю историю нашего города. Чем ближе мы подходим к 20 веку, к Великой Отечественной войне, тем больше мы видим, что на челябинцев сваливались величайшие нагрузки, которых, казалось, не могли выдержать люди, но они выдержали…
Вторым ключевым моментом в истории Челябинска, конечно же, является Гражданская война. А конкретно лето 1919 года, когда Белая армия шла на южном фронте под руководством Антона Деникина на Москву. Были уже взяты Орел, Курск и другие города. А на Южном Урале в это время происходили необычайные события. Именно здесь, под Челябинском, адмирал Колчак намерен был дать генеральное сражение. И руководство этой операцией возглавил сам. Семь дней и ночей продолжалась битва под Челябинском. Окрестности поселков Першино и Каштака являлись свидетелями ожесточенной, кровавой битвы за Челябинск. С 17 июля по 4 августа 1919 г. на подступах к городу шли упорные бои, в которых с обеих сторон участвовало до 80 тысяч человек.
Челябинское сражение явилось верхней точкой излома, после которой армия адмирала Колчака начала отход на восток. Провал Челябинской операции послужил, по сути, переломным моментом всей истории Белого движения на востоке России. Необычайно высоко ее судьбоносный итог в Гражданской войне оценивал Лев Троцкий, тогда возглавлявший Народный комиссариат по военным и морским делам и Реввоенсовет.
По существу, судьбу войны решил прорыв до Златоуста армии Михаила Тухачевского через русло реки Юрюзань, в тыл к белым. А потом — внезапный захват Челябинска с огромным количеством амуниции, оружия и продовольствия. И конечно, подвиг копейских шахтеров, которые присоединились к действующей армии и отстояли наш город.
Только немногие историки знают, что именно здесь, в этих местах, получил свою первую боевую подготовку маршал Василий Чуйков, который освоил науку сражения в городах и понял суть уличных боев. Который позже сумел так в Сталинграде навязать немцам свою тактику, что они не смогли взять город.
А после взятия Челябинска каширинские конные полки были направлены на центральный фронт и спасли от взятия деникинской армией Москву. Там у белых воевали лучшие кавалеристы Андрея Шкуро, Константина Мамонтова и иных белоказачьих формирований. А уральские червонные казаки сломали им хребет. Потом многие из них были расстреляны в годы сталинских репрессий.
Тыл обеспечил победу
И последнее. Великая Отечественная война. Легендарный перенос огромного количества эвакуированных военных заводов в Челябинск. Суть всего этого познается только на уровне больших цифр. Я имею ввиду прежде всего налаженный выпуск лучших танков на потоке. Вспомните и про оборудование огромного, просто чудовищного, бронепрокатного цеха в Магнитогрске, эвакуированного из Мариуполя. И пока его не запустили на полную мощность, повернуть события на фронте было просто невозможно. А эффект работы этого цеха зависел еще и от того, как будет размещено эвакуированное с запада страны оборудование на нашем челябинском тракторном заводе. Здесь, к примеру, нужно было молот поставить и для этого на глубину 30 метров сделать бетонный фундамент.
Вот эти события в инженерно-реальном состоянии и времени обеспечили перелом в ходе Великой Отечественной войны. И не надо забывать про ракетные установки («Катюши»), которые делали на челябинском заводе имени Колющенко.
Надо понимать также, что Первую мировую войну страна проиграла во многом потому, что тыла тогда не было. А только тыл во время Великой Отечественной войны мог повернуть грозные события вспять.
И, конечно же, атомная бомба, сделанная и поставленная нашими чэтэзовскими и чээмзовскими умельцами, заканчивает великий этап существования Челябинска в мировой истории. А что будет в дальнейшем, покажет время.