Как дорожники в Нижнем Новгороде справляются с пришедшими метелями
№ () от 23 ноября 2021 [«Аргументы Недели Нижний Новгород», Валерий НОРСКИЙ ]
В начавшиеся снегопады на улицы Нижнего Новгорода в зависимости от времени суток выезжают от 100 до 200 единиц техники, выходят от 200 до 500 рабочих. Как организована работа по очистке города от снега и во сколько она обходится муниципальному бюджету, выясняли «АН. Волга».
За снегоуборку у нас традиционно отвечает департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города. Последние несколько лет нижегородцы могут наблюдать за уборкой снега в городе в режиме онлайн через интернет. Комбинированные дорожные машины и тракторы оборудованы транспондерами, и это работает: часто можно наблюдать в окно, как КамАЗ с отвалом едет за окном, а значок, его обозначающий, одновременно перемещается по монитору. То есть схема весьма прозрачная, можно наблюдать, где какая техника работает.
Чем и как убирают снег
Основная рабочая лошадка коммунальщиков – комбинированная дорожная машина на шасси самосвала КамАЗ-65115. Эти ярко-оранжевые грузовики с проблесковыми маячками мы видим круглогодично. Летом они поливают улицы, а с наступлением холодов место цистерны занимает бункер пескоразбрасывателя, а вместо поливочной гребенки перед бампером появляется отвал (кстати, специалисты предпочитают называть этот элемент навесного оборудования плугом). Также используются тракторы «Беларус», снабженные отвалами и щетками, они маневреннее, чем длиннообазный КамАЗ, и потому чаще используются на тротуарах, во дворах и на остановках общественного транспорта.
– В зависимости от комплектации такая машина стоит от шести с половиной до восьми миллионов рублей, – рассказывает кандидат технических наук Михаил Румянцев. – Трехсотсильный дизель потребляет в рабочем режиме достаточно много солярки, и понятно, что очистка улиц от снега в целом удовольствие недешевое. Расходные материалы – пескосоляная смесь, противогололедные реагенты – тоже обходятся в копеечку. Засыпать бункер КДМ пескосоляной смесью обойдется примерно в 16–20 тыс. рублей. По нормативам смесь должна включать от 70 до 90% песка и не менее 10% соли. Соотношение компонентов в приготовляемой смеси зависит от температуры и влажности воздуха, а также толщины образовавшейся на дорожном покрытии наледи. Чем она толще, тем больше должна быть плавящая способность смеси, то есть чем толще наледь, тем больше соли в смеси. К размерам зерен песка и соли тоже есть определенные требования, их размер не должен превышать 5 мм.
Противогололедные материалы, что пескосоляная смесь, что реагенты, конечно же, не способствуют сохранности обуви и кузовов автомобилей, но доступной бюджетной альтернативы в средней полосе России просто нет.
– Я был на международной конференции в Канаде, там дорожники точно так же, как у нас, используют пескосоляную смесь, – рассказывает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Она относительно дешевая и ее просто приготовить. И, кстати, канадцы чистят только проезжую часть, тротуары в Оттаве все в сугробах, убираются только остановки общественного транспорта. Есть, разумеется, и другие противогололедные материалы. Финны, например, разбрасывают по трассам гранитную крошку, а по весне собирают ее машинами-пылесосами. Но в силу природных особенностей Финляндии гранита там много и он относительно недорог. Для нашей страны, может быть, за исключением Карелии и Мурманской области, такой вариант окажется весьма накладным.
Регулирование очистки
В соответствии с жесткими требованиями российского ГОСТ Р 50597–17 снег и наледь на проезжей части не допускается там, где трафик превышает 1500 автомобилей в сутки. За рубежом, где, по мнению части соотечественников, не выезжавших дальше дачи, коммунальщики работают лучше, стандарты, как ни удивительно, менее строгие. Например, в Норвегии, тоже северной стране, при трафике менее 3000 автомобилей в сутки дорожное полотно можно оставлять со снежным накатом. Там до асфальта прочищают только трассы, по которым проезжает более 5000 машин в сутки, для этого применяют химические реагенты, в основном смеси на основе хлорида кальция, как и у нас. Такие смеси относительно безвредны для окружающей среды.
– Следует еще помнить, что через Нижний Новгород проходит федеральная трасса М7 «Волга», по крайней мере так есть сейчас и будет до окончания строительства обходов, – рассказывает Василий Самыкин. – То есть «предупреждение и устранение зимней скользкости», как называют наледь официальные документы, должно на том же Московском шоссе производиться в первую очередь.
В целом дорожники делят городские трассы на категории. Наивысшая – «магистральная улица общегородского назначения», далее следуют «магистральная улица районного значения», «жилая улица при многоэтажной застройке», и замыкает список «жилая улица при малоэтажной застройке», то есть в улица в частном секторе. Соответственно категории расставляются и приоритеты при уборке от снега. Впрочем, дорогами и тротуарами, идущими вдоль них, задачи очистки не ограничиваются. Коммунальные службы должны также обрабатывать «подходы к социально значимым объектам, в том числе к образовательным и медицинским учреждениям». За придомовые территории (дворы) отвечают уже конкретные управляющие компании, в ведении которых находятся жилые здания.
Издержки состоятельности
На вопрос «АН.Волга», какое препятствие в наибольшей степени мешает эффективной снегоуборке, все пять опрошенных дорожников не сговариваясь ответили: «Припаркованные машины».
– В Швеции на фасаде каждого дома прикручена табличка с указанием времени уборки снега, – рассказывает наша соотечественница Елена Галкина, работающая в Гетеборге. – В эти часы машин рядом с домом быть не должно. В противном случае эвакуатор утащит ваше движимое имущество на штрафную стоянку, а вы заплатите солидный штраф. Да еще и столкнетесь с неудовольствием соседей и санкциями со стороны домовладельца.
Сегодня в Нижнем Новгороде около 380 тысяч личных машин, город входит в первую десятку наиболее автомобилизированных областных центров России (данные агентства «Автостат»). На такое количество транспорта не были рассчитаны ни дворы, ни дороги.
– Народ ворчит по поводу финансовых трудностей, а парковки у торговых центров и домов забиваются новыми авто все плотнее, – иронизирует Василий Самыкин. – Несомненно, попытки ограничить автомобилизацию «сверху», как в Японии, где для покупки машины нужно предъявить справку о наличии парковочного места, у нас не пройдут. Не тот уровень дисциплины и сознательности. Но, как показывает опыт, наказание рублем – довольно эффективный способ. Научили же автомобилистов пропускать пешеходов на нерегулируемых переходах и соблюдать скоростной режим на магистралях. При наличии соответствующей правовой базы вполне можно ввести штрафы за припаркованные, несмотря на предупреждение о снегоуборке, транспортные средства. Это вопрос к законодателям всех уровней, от федерального до муниципального.
Тем временем первый заместитель главы администрации города Илья Штокман на заседании городской думы озвучил идею контроля дорожной ситуации и уборки снега при помощи умных остановок.
– Сейчас мы ведем разговоры с «Ростелекомом» об использовании видеопотока с камер (установленных на павильонах умных остановок. – Прим. «АН. Волга»), – заявил Илья Штокман, добавив, что такая деятельность сейчас уже ведется в пилотном режиме.
Напомним, на сегодня городской администрацией принято 313 из 334 смонтированных умных остановок, 21 павильон запланирован к приемке до конца года. Все они находятся в концессии у «Ростелекома», инвестировавшего в проект свыше 1,6 млрд рублей.
– Идея использования камер с остановочных павильонов хорошая, – считает Василий Самыкин. – Но еще лучше было бы объединить все камеры, включая корпоративные, частные, полицейские, в единую сеть. Это не только облегчило бы работу коммунальных служб, но и повысило бы уровень безопасности для всех горожан в целом. Уверен, рано или поздно эта идея найдет свое реальное воплощение.
Напомним, умные остановки находятся в концессии у «Ростелекома» на 10 лет. Все расходы как по производству остановок, так и по их монтажу полностью несла компания. Планируемый при подписании договора объем инвестиций составлял 1,6 млрд рублей.
Сроки завершения монтажа всех павильонов неоднократно переносили. Изначально в рамках соглашения планировалось установить все 334 остановки до конца 2018 года. Затем первые 134 из них – в первом полугодии 2019-го, к сентябрю 2020-го, к октябрю 2020-го, потом все 334 остановки – до конца 2020-го, позднее – до конца I квартала 2021 года и к августу 2021-го.