На днях Государственная Дума одобрила в первом чтении проект закона о единой вертикали публичной власти. Чем не повод в очередной раз порассуждать о муниципальной составляющей этой «новой-старой» вертикали в региональном аспекте. Тем более что в нижегородском местном самоуправлении произошел ряд знаковых событий этой актуальной тематики.
Мы тут посоветовались, и я решил
Региональные СМИ, зависимые и не очень вкупе с прогрессивной и не очень общественностью достаточно громко отметили первую годовщину официального правления мэра Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева.
«Подводя итоги официального года Шалабаева, можно уверенно сказать, что с главными задачами он справился. В политическом плане город и область стали работать вместе (и город стал получать от региона очень много). В экономическом – выполнены все нацпроекты, наполнен бюджет», – так охарактеризовал деятельность мэра проправительственный политический обозреватель Андрей Вовк. При этом он дипломатично отметил, что свое 800-летие Нижний Новгород достойно отметил при поддержке губернатора Глеба Никитина. А в сложных вопросах городского хозяйства мэра всегда может подстраховать его прекрасный заместитель Дмитрий Сивохин. Тот самый, который недавно предложил повысить проездные тарифы в общественном транспорте. С такой поддержкой и дальше ничто не помешает справляться с главными задачами.
Правда, есть еще Юрию Шалабаеву над чем и поработать.
«Да и вообще взаимодействие с медиа и жителями – проблема нынешней мэрии. Люди не знают мэра, его рейтинг нужно поднимать: больше общаться с жителями, журналистами (сделать регулярные пресс-конференции, открыть оперативки)», – аккуратно поставил ему на вид Андрей Вовк.
А вот еще один «рупор» региональной власти Виктор Деменев не стал дипломатничать и высказался о деятельности мэра и городской администрации неожиданно жестко.
«Главная проблема Юрия Шалабаева и его “команды бюрократов” состоит в том, что они не понимают того, что должны работать на население Нижнего Новгорода. Они не считают, что опосредованно через губернатора и депутатов городской Думы наняты нижегородцами. Действительно, с жителями города никто не советовался по Шалабаеву. Тем не менее грош цена тем руководителям местного самоуправления, которые не видят в упор народ и не чувствуют “кровной” связи с ним. Хуже нет, если все у них замыкается границами Нижегородского кремля. Тогда их представление о власти настолько несостоятельно с управленческой точки зрения, что об эффективности можно даже не говорить», – отметил Виктор в статье «Команда бюрократов на марше» на своем сайте.
Правильно он подмечает, что неумение (да и нежелание тоже) Шалабаева эффективно взаимодействовать с населением больше проблема губернатора, чем самого мэра. Ведь активные городские граждане, с которыми никто не посоветовался по кандидатуре градоначальника, справедливо считают Шалабаева несамостоятельной фигурой, просто заместителем губернатора по управлению городом. Так пусть губернатор за все его косяки и отвечает, как, например, за платные парковки для многодетных семей.
Ну а многие неактивные горожане, как показывают социологические опросы, до сих пор ничего не знают о деятельности мэра, да и кто у них нынче глава города – тоже.
С другой стороны, трудно себе представить, что Юрий Шалабаев слезно умоляет губернатора отправить его с теплой и светлой должности заместителя регионального министра финансов на обдуваемое всеми «ветрами» мэрское место. Скорее тут губернатор больше обязан Шалабаеву, согласившемуся выручить его в непростой ситуации и обеспечить комфортные отношения с городской властью.
Первый год работы мэра показал, что его взаимные договоренности с губернатором все же будут ограничены по времени и заматеревший Юрий Шалабаев в итоге вернется в комфортную для себя региональную чиновничью среду. Оптимальный вариант – в качестве министра финансов.
Казалось бы, самому губернатору выгоднее посоветоваться с населением по кандидатурам местных глав, чтобы потом разделить с ним ответственность за их промахи и радость за успехи, но этого, к сожалению, не происходит. По той же причине авторитетному у населения главе региона не стоит бояться и прямых выборов муниципальных руководителей. Тем более что с нынешним административным ресурсом местные выборы всегда будут под контролем. Однако у федералов другое мнение, и остатки прямых выборов глав в муниципалитетах окончательно ликвидируются. А с принятием закона о публичной власти МСУ еще жестче встраивается в пресловутую вертикаль.
Для граждански активного местного народа такой тренд особого восторга не вызывает, раз с ним не хотят советоваться, и он, что называется, начинает бухтеть. Взять, к примеру, благополучную Выксу. Там практически царит абсолютное влияние на местную власть металлургического завода. Недавно в очередной раз главой МСУ Выксунского округа избран по конкурсу Владимир Кочетков – бывший директор ВМЗ. Его кандидатуру на конкурс выдвинул губернатор Глеб Никитин, и она ожидаемо была поддержана абсолютным большинством местных депутатов. Несомненно, Владимир Кочетков победил бы здесь и на всенародных выборах хоть с какой-то конкуренцией. А нынешнее, по сути, назначение губернатором оставило у местного гражданского общества не очень хороший осадочек, который на уровне доверия к главе уже начинает сказываться не лучшим образом. В итоге, судя по мнению выксунцев в соцсетях, начинает падать рейтинг не только местной власти, но и самих металлургов, несмотря на их высокий вклад в социальное развитие города. И теперь общественно-политическую ситуацию в Выксе полностью стабильной уже не назовешь.
Заберите меня отсюда
Начинает сбоить и нынешняя кадровая стратегия региональной власти по подбору заезжих местных глав. После первых лет на суровой «местной земле» на их лицах начинает явственно читаться желание – заберите меня отсюда. Хотя внешне «варяги» пытаются хорохориться, опасная трясина местных «феодалов» засасывает их все глубже, сковывая по рукам и по ногам. Так как остатки местного гражданского общества заезжим главам тоже не сочувствуют, опереться им в глубинке практически не на кого. Доставшийся в наследство чиновничий аппарат равнодушно поглядывает на все потуги «варягов» всколыхнуть местное болото, ведь жить здесь они точно не собираются.
В качестве примеров подобной ситуации можно привести Александра Галкина в Балахне, Ивана Носкова в Дзержинске. Получше обстоят дела у Александра Щелокова в Арзамасе, у Аллы Морозовой в Болдине, но и они не отказались бы вернуться в Нижний Новгород.
Даже опытнейший Андрей Чертков в Кстове начинает чувствовать себя неуютно. Его не менее опытному и тоже заезжему предшественнику Виталию Ковалеву с заместителем Леонидом Стрельцовым повезло больше. После недолгого и не очень эффективного кстовского правления их вернули обратно в региональную столицу и на хорошие должности. У Черткова только было стали дела налаживаться, как пришла беда, откуда не ждали. Региональная власть стала нагибать своенравных кстовчан на затянувшееся объединение города и района. В конце октября в районной администрации прошли публичные слушания по вопросу преобразования муниципальных образований района путем объединения поселений, входящих в состав Кстовского района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа с наименованием «Кстовский муниципальный округ Нижегородской области». Внешне этот процесс происходит достаточно гладко, а вот под ковром кипят нешуточные страсти. В результате объединения часть местных элит может потерять политическое влияние и вместе с ним – кормовую базу. А это уже не шуточки. И если эти потери не компенсировать, то на предстоящих объединительных выборах можно ожидать неприятных для региональной власти сюрпризов, а для самого Андрея Черткова, при всем к нему почтении, таких же кадровых выводов.
Региональные внутриполитические стратеги тоже видят, что ставка только на «варягов» в районах начинает давать сбои, и начинают потихоньку реанимировать при назначении на руководящие муниципальные должности представителей местных знатных фамилий. Наиболее ярко такой родоплеменной кадровый подход проявился при властной ротации в Княгининском районе. Там главой МСУ Земское собрание избрало Евгения Шамина – сына бывшего районного главы Анатолия Шамина, ныне ректора местного института. Заместителем Шамина-младшего стал Олег Заварзин, тоже бывший глава района. А председатель Земского собрания в районе Александр Свистунов – сын директора местной швейной фабрики Ивана Свистунова, который, в свою очередь, был конкурентом Анатолия Шамина на выборах главы МСУ в 2005 году.
Такой вот в итоге получился семейный альянс, при котором, как надеются его региональные организаторы, в районе должно воцариться общественно-политическое спокойствие. А как иначе, раз уж теперь местная власть здесь – дело семейное и передается по наследству.
В более мягком варианте подобный подход проявился в Семенове. Казалось бы, в вотчине Олега Сорокина связанную с ним местную власть надо было выкорчевать под корень. Однако шашкой рубать там не стали. После достаточно продолжительной паузы председателем местного совета депутатов был избран на неосвобожденной основе недавно ставший бывшим глава Семеновского округа Николай Носков, на минуточку, 1952 года рождения. Это согласованное на региональном верху решение говорит о том, что он будет опекать нового главу округа, который тоже долгонько не назначается. Как говорится, из двух зол выбрали меньшее.
Настоящих буйных мало…
Возврат к продвижению местных кадров говорит о том, что в регионе стал проявляться дефицит опытных «варягов» для управления ключевыми районами. Да и охотников на незавидную нынче мэрскую должность в глубинке становится все меньше. Ресурсов для реального изменения ситуации сверху спускают маловато, по остаточному принципу – в тренде нынче опережающее развитие агломераций. Собственных заработанных денег в районах тем более кот наплакал. Общественно-политическая и социальная напряженность в муниципалитетах нарастает, несмотря на некоторые подвижки в благоустройстве, увеличении объемов строительства и ремонта социальных объектов.
Стимулов для появления в глубинке новых реальных лидеров тоже не наблюдается. Инициатива и самостоятельность нынче наказуемы, а быть простыми винтиками и мальчиками для битья в жесткой властной вертикали на низовом уровне молодым управленцам с лидерскими задатками уже не интересно. Они эффективнее реализуют себя в столице и областном центре.
Программы вузовской подготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» вкупе с многочисленными проектами подготовки управленцев, включая конкурс «Лидеры России», на выходе дают в лучшем случае «эффективных менеджеров», а в массе – обычных клерков. Настоящий лидер – товар штучный, ручной работы, а не фабричного производства.
Местное самоуправление, давай до свидания
Новый закон о единой публичной власти по сути ставит крест на реальном местном самоуправлении. На словах федеральный центр постоянно твердит о его сохранении и развитии как самой близкой к народу власти. Однако в реале МСУ существует только юридически, а как самостоятельный политический субъект целенаправленно уничтожается.
Гипотетический возврат к нему будет невозможен без реанимации прямых выборов местной власти. Сегодня отказ от них регионалы и федералы частенько лицемерно аргументируют экономией бюджетных средств. Однако они при этом забывают об огромном уроне, который несет население муниципалитетов от безысходности и невозможности самим повлиять на формирование местной власти, на выживание и развитие своей малой родины.
На днях страна в очередной раз праздновала День народного единства. Несмотря на мощную государственную пиар-раскрутку, глубинному народу он так и не зашел. Можно себе представить, куда могла повернуть российская история, если бы Кузьму Минина избрали народным вожаком без участия самого народа, на конкурсной основе – боярами, по представлению местного князя. Вот и сегодня, тоже в достаточно сложное время, мы без гражданского народного участия знаменитый лозунг «купно за едино» из виртуальной пропаганды в реальность не возвратим.