Аргументы Недели Иркутск → Общество № 42(786) 27 октября– 2 ноября 2021 г. 13+

Глава комитета Заксобрания Иркутской области Наталья Дикусарова — об изменениях текущего года в бюджете Приангарья

, 12:03

Председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Иркутской области Наталья Дикусарова доступно разъяснила, на что направлены дополнительные средства после корректировки главного финансового документа региона. Законопроект об изменениях в областной бюджет текущего года рассмотрен в двух чтениях и утверждён на 47-й сессии ЗС, состоявшейся 20 октября.

В сентябре Управление федеральной налоговой службы по Иркутской области и региональное правительство уточнили прогноз поступлений в бюджет, что и повлекло за собой актуализацию документа. В обновлённом областном бюджете на текущий год доходы устанавливаются на уровне 227,4 млрд рублей, расходы — 239 млрд рублей, дефицит — 11,6 млрд рублей. Плановый размер государственного долга на 1 января 2022 года составит 39,9 млрд рублей.

Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова проинформировала, что фиксируется восстановление региональной экономики, о чём свидетельствует рост собственных доходов как областного, так и местных бюджетов. Собственные доходы предлагается увеличить на 19,7 млрд рублей, из них около 80% обусловлено поступлениями налога на прибыль организаций. Ещё 8 млрд поступило в бюджет Иркутской области из федерального бюджета. Большая часть дополнительных расходов будет направлена на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, в первую очередь в образовании. Также дополнительное финансирование пойдёт на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим транспортные перевозки по субсидируемым маршрутам, а также ресурсоснабжающим организациям. Более 1,4 млрд будет направлено на меры социальной поддержки граждан. Кроме того, целевые средства из федерального бюджета пойдут на выплаты семьям, в которых воспитывается ребёнок от 3 до 7 лет, на дорожное хозяйство и систему здравоохранения в части борьбы с коронавирусной инфекцией.

Председатель комитета ЗС по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству рассказала о приоритетах, которые были приняты во внимание при октябрьской корректировке областных расходов, раз рост доходов региональной казны это позволяет. Комментарии Натальи Дикусаровой — подробно.

О деньгах, которые не приходят ниоткуда

— Область выходит из ситуации экономической нестабильности, которая была связана в том числе с пандемией коронавирусной инфекции. Увеличение доходной базы на 27 млрд рублей об этом однозначно свидетельствует. Такая цифра плюсом не появилась в бюджете автоматически. Это результат работы правительства Иркутской области, органов местного самоуправления, законодателей региона, налогового ведомства. В итоге у нас 227,4 млрд рублей — прогнозируемые доходы с учётом суммы увеличения. Сюда вошло и дополнительное финансирование из федерального бюджета, и то, что получил регион за достижение определённых показателей в деятельности органов исполнительной власти.

Самая большая доля образовавшихся дополнительных доходов — это налог на прибыль, 15 с лишним миллиардов рублей. Затем — рост поступлений от налога на доходы физических лиц, налога на имущество.

О разумном госдолге

— Что касается расходов 2021 года, то они составляют в областном бюджете 239 млрд. Таким образом, у нас немного снизились дефицит бюджета и государственный долг. Последний часто вызывает острые дискуссии. Давайте без популизма. Работает чистая математика.

Сейчас по госдолгу я не назвала бы ситуацию критичной. Мы выполняем соглашения, обязательства перед федерацией, от которой имеем возможность получать в том числе и бюджетные кредиты, проводить их реструктуризацию. Мы можем работать с инвестиционными кредитами. Мы держимся в разумных границах. Бюджетная политика региона довольно взвешенная.

Нам нужно, чтобы цифры доходов и расходов коррелировались, но была возможность бесперебойно продолжать социальные стройки, программы, поддерживать инвестпроекты. Это и есть так называемый бюджет развития.

Про капремонты школ

— Часть важнейших депутатских проектов связана с приведением в порядок объектов социальной сферы. В первую очередь речь о капитальном ремонте школ, зданий культурных учреждений, стадионов и так далее.

В 2021 год, несмотря на непростой общеэкономический фон, мы заходили очень амбициозно — с инициативой о том, что в каждом районе, в каждом городском округе Иркутской области должна быть в ремонте как минимум одна образовательная организация. Причём если ещё несколько лет назад объём работ закладывался небольшой, исходя из финансирования в пределах миллиона рублей, плюс-минус, то сейчас на ремонты и реконструкции выделяются более солидные суммы. Они позволяют основательно обновлять школьные здания, одновременно приводить в порядок прилегающие стадионы. По сути, после такого капитального преображения мы получаем практически объект как новый, соответствующий современным требованиям, стандартам и подходам.

Что до школьных стадионов, то в этом году мы включили в перечень два образовательных учреждения, где ремонт и реконструкция затронут и спортивную площадку. Одна из этих школ, к слову сказать, в Чунском районе, который я курирую. На этот ремонт из бюджета Иркутской области было выделено порядка 120 млн руб.

Мы внимательно изучим первый опыт и обязательно масштабируем его в другие территории. Получить на выходе полноценную реконструкцию всего объекта — вот наша цель, даже если работы и средства потребуется распланировать на несколько лет. Это и было сделано в трёхлетней перспективе.

Однако сейчас решено передвинуть софинансирование на капитальные ремонты школ с 2023-го на 2022 год, чтобы в ускоренные сроки произвести работы. Проехав по территориям, пообщавшись с мэрами и посмотрев, как движутся дела, мы увидели такую потребность. Как депутаты, мы свои программы ведём — контролируем качество, соблюдение графика и сопровождаем их на всех этапах бюджетного процесса.

В контексте муниципальных задач

— Ещё одна не менее важная задача — вопрос сбалансированности местных бюджетов. Это те ресурсы, которые идут на расходы муниципальных образований: на зарплату работников сферы культуры, дополнительного образования, в ЖКХ, на содержание автодорог и прочие затраты в зоне ответственности местного самоуправления.

На эти цели во внесённом законопроекте первоначально был предусмотрен 1 млрд рублей. Мы провели серьёзные консультации с территориями, с Ассоциацией муниципальных образований и получили обратную связь: есть необходимость дополнить статью расходов на сбалансированность местных бюджетов. Во втором чтении внесли поправку, предусматривающую выделение ещё 300 млн. Таким образом, в рамках этого уточнения муниципальные образования получат 1,3 млрд рублей.

По зарплатам педагогам

— Дополнительно предусмотрено 100 млн рублей на субвенцию на образование.

Подчеркну, что объём субвенций на образование тоже крайне значимая и непростая тема. Она связана с заработной платой школьных педагогов и работников дошкольных образовательных организаций. В этом отношении депутаты всегда вместе с профсоюзами, общими усилиями, очень внимательно отрабатывают соответствующей раздел бюджета. В итоге несколько лет назад удалось добиться того, что в образовательной сфере заработную плату за декабрь люди в декабре и получают. Получилось переломить ситуацию и уйти от порочной практики, когда часть выплат переносилась на январь. Правда, в прошлом году коронавирусная ситуация снова привела к сбоям. Но в этом году мы для себя поставили задачу: вернуть вопрос с зарплатами на нормальные рельсы. С территориями отрабатываем их потребности по декабрьским выплатам, октябрьскими корректировками уже внесли дополнительные средства на эти цели. Сейчас ещё раз в рамках работы профильного комитета всё сверяем и, если необходимо будет, выйдем с инициативой о дополнительном финансировании.

В целом считаю, что вместе в ближайшее время необходимо будет пересмотреть методику расчёта субвенции на образование, и парламент готов к этой работе.

За укрепление медицины

— Парламентарии проанализировали ситуацию в здравоохранении. На это направление поправками и депутатов областного Законодательного Собрания, и губернатора были приплюсованы расходы — в том числе на санавиацию, она сейчас крайне востребована, на зарплату медицинским работникам, которые спасают пациентов в красной зоне. Мы также увидели, что есть необходимость добавить денежные средства областной клинической больнице на плановую медицинскую помощь, и депутатской поправкой эта денежная сумма была дополнительно внесена в бюджет.

Отдельно хочу выделить: у региона есть мечта — на базе областной детской клинической больницы создать современнейшее учреждение здравоохранения. И мы со своей стороны не просто мечтаем, а системно предпринимаем шаги в этом направлении. При октябрьской корректировке бюджета внесена поправка на предпроектные работы, которые приближают нас к большой цели. Очевидно, что без привлечения федеральных ресурсов при строительстве и обеспечении высокотехнологичным оборудованием такого масштабного объекта не обойтись. Мы же претендуем на то, чтобы стать ведущим центром оказания детской медицинской помощи, способным принять пациентов и из соседних регионов. У нас, в Иркутской области, в этой сфере работают уникальные специалисты. И для их работы и маленьких пациентов нужно создать максимально достойные условия.

Насчёт федеральных денег

— Большое внимание парламент уделяет обеспечению всей необходимой, зависящей от нас, базы для привлечения в Иркутскую область федеральных ресурсов. Как только депутаты слышат, что есть необходимость проработать какие-либо предложения и инициативы, которые позволят потом получить дополнительную поддержку от центра, мы обязательно оперативно включаемся в работу, вносим все необходимые поправки.

Октябрьскими корректировками мы включили в бюджет средства на проектирование нескольких объектов, которые с готовой проектной документацией позволят региону войти в государственные программы, в том числе по комплексному развитию сельских территорий, строительству объектов здравоохранения.

В отношении аграриев и фермеров

— Такая отрасль, как сельское хозяйство, тоже требует внимательного отношения законодателей. Нынешние поправки коснулись поддержки тех сельхозтоваропроизводителей, кто взял технику в лизинг. Если вы знаете, в Приангарье процент обновления сельхозтехники довольно низкий, потому для нас эта тема актуальна. Мы предложили полностью выполнить обязательства региона по компенсации платежей. Кроме того, принято решение в части поддержки мясного скотоводства — компенсации за выкуп мяса: её получат 370 производителей, которые в этой сфере работали и представили все соответствующие документы.

В то же время хочу поздравить три предприятия нашего региона, которые получат федеральные гранты на строительство молочных ферм. Об этом тоже стало известно в октябре. 60 млн рублей грантов плюс собственные инвестиции и увеличенное областное софинансирование в объёме 10%, то есть 21 млн руб., — это хороший ресурс для выхода на новый уровень производства молока.

В интересах школьников

— Областной парламент контролирует реализацию закона о бесплатном питании школьников. Напомню, что все такие льготы в этом году мы обобщили в едином законе. Сейчас настояли на увеличении финансирования затрат на питание детей с ОВЗ, инвалидов и ещё некоторых категорий школьников. Родителям и главам муниципальных образований не о чем волноваться — ресурс на обеспечение этой льготы в бюджет заложен в полном объёме.

Про политику и математику

— Сейчас мы уже готовимся к работе над бюджетом на 2022 год. Общая ситуация, на мой взгляд, стабильная и способствует стабильному входу в следующий финансовый год. Обсуждение обещает быть интересным.

Бюджетные вопросы всегда приковывают к себе повышенное внимание. Парламентарии в бюджетном процессе всегда занимают активную позицию. Скажу, что вы увидите достаточно много новых депутатских предложений и программ. У парламентариев есть своё мнение по приоритетам, и я рада, что выстраивается конструктивный диалог. Депутатские инициативы находят отражение в бюджете. Надо сказать, что Законодательное Собрание очень профессионально, со знанием правовых норм работает с поправками в главный финансовый документ региона, механизмы и процедуры отлажены. Есть понимание искусства баланса бюджета — разумного соотношения доходов и расходов. И в финале ещё раз подчеркну: бюджет — это вопрос экономический, и не надо его смешивать с политикой.

Позиция

Александр Ведерников, председатель Законодательного Собрания Иркутской области:

— Хочу выразить благодарность губернатору и правительству региона за совместную работу, которая при корректировке бюджета позволила учесть замечания депутатов. Мы со своей стороны продолжим работу по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, поскольку муниципалитеты всё ещё нуждаются в помощи. Поэтому продолжим разбираться в системе межбюджетных отношений на площадке нашего совета, который создаётся для координации этих действий.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram