Аргументы Недели Нижний Новгород → Общество № 42(786) 27 октября– 2 ноября 2021 г. 13+

Пассажирские автоперевозки в районах Нижегородской области продолжают сокращаться

, 11:11

Региональные СМИ уже неоднократно писали о кризисе общественного транспорта в Нижнем Новгороде, вызванном целым комплексом острых проблем во главе с дефицитом кадров. Но в «столице закатов» хотя бы региональная власть под боком и проблемы эти худо-бедно пусть и частично, но решаются. А вот ситуация с пассажирскими автоперевозками в районах области выглядит еще драматичнее. Прежде всего это связано с аховым положением многих муниципальных автотранспортных предприятий, находящихся под эгидой местных администраций.

 

Автобус сам не поедет

При очередном мониторинге районных СМИ наткнулся прямо-таки на крик души в «Приокской правде» директора муниципального предприятия «Автостанция г. Навашино» Сергея Стриканова. Обычно в нынешних районках, которые частенько прозывают «хвальбушками», рассказывается о всяческих успехах местной и областной власти. Но в данном случае, видимо, уже не было сил молчать.

В Навашине, как и в других районах области, периодически меняется расписание автобусов, и не в лучшую сторону. Количество рейсов ожидаемо сокращается, вызывая законное возмущение жителей. Даже отдельные маршруты приходится отменять. Основная причина такой ситуации в Навашине – нехватка водителей автобусов.

По информации Сергея Стриканова, по штатному расписанию предприятия для обеспечения всех маршрутов необходимо 18 водителей, а в наличии всего 8. Причем половина из них – предпенсионного возраста. Останутся ли они работать при выходе на пенсию – большой вопрос.

Дошло до того, что с сентября предприятие из-за отсутствия водителей было вынуждено закрыть даже прибыльный маршрут Навашино – Муром, увеличивая тем самым собственные убытки.

А вот по маршруту Родяково – Салавирь автобус теперь ходит только три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. И жителям приходится планировать свои дела, подстраиваясь под такое расписание.

Целый ряд рейсов пришлось сократить, а часть маршрутов объединить. А так как населенные пункты в Навашинском округе разбросаны, то сделать это оказалось непросто без возмущения жителей. Даже объединение городских и ближайших пригородных маршрутов поселок Силикатный – Большое Окулово – Навашино вызвало серьезное недовольство пассажиров.

К сожалению, подобная ситуация складывается не только в Навашине, но и в других районах, сокрушается Сергей Стриканов. По его информации, например, в Первомайске автобусы в выходные дни ходят с 9.00 до 13.00, в рабочие – до 18.00.

Дефицит водителей автобусов в муниципалитетах, отток молодежи из профессии – проблема не первого дня. Назревала она достаточно давно, однако серьезных мер по ее решению так и не принимается. А сегодня в ряде районов она усугубилась еще и тем, что опытные действующие водители уходят в поисках лучшей жизни туда, где платят значительно больше. В частности, таким местом работы стало строительство в регионе скоростной трассы М-12. Эта дорожная стройка вымыла кадры не только водителей, но и сельхозмеханизаторов в целом ряде районов области.

Самому Навашинскому автопредприятию оказалось по силам смягчить кадровый дефицит лишь путем обучения два года назад слесаря на водителя автобуса. Это, конечно, капля в море, так как проблема не локальная и требует системного решения на региональном уровне.

 

Общественный транспорт в глубинке вымирает

Докатились проблемы с общественным транспортом даже до благополучного в сравнении с другими муниципалитетами Сарова. Там местный житель Алексей Подурец поделился в соцсети интересной аналитикой:

Соответственно отреагировали на такую аналитику в своих комментариях и сами саровчане. 

Катерина Резяпова: «С автобусами безобразие! Вечером вообще ничего не ходит – ни автобусы, ни “ГАЗели”. Никто не контролирует соблюдение расписания! А еще – только в Сарове отсутствует муниципальный транспорт до областного центра! А он должен быть! Всю Нижегородскую область с областным центром связывают муниципальные автобусы и электрички, и за 150–250 руб. можно доехать в самый отдаленный населенный пункт. Но в Саров – только коммерческий транспорт! Разве по карману он пенсионерам и малообеспеченным жителям города? Чтобы добраться, скажем, с ребенком в НН к врачу, надо только за дорогу отдать 2800!»

Анюта Иванова: «А статистика по прибавлению в парке частных авто как же?) Мне кажется, все закономерно – меньше спрос (ну правда же, что днем автобусы практически пустые катаются) – меньше автобусов. Я не защищаю никого, упаси бог, и не так уж сразу резко надо количество автобусов и рейсов уменьшать, но к этому же все и идет. Общественный транспорт в маленьких городах по всей стране вымирает».

Татьяна Никитина: «С транспортом отвратительная ситуация, даже существующее, урезанное, расписание абсолютно не выполняется».

Кстати, в Сарове оказалось не все ладно и с руководящими транспортными кадрами. Раз уж 15 октября должность директора саровского горавтотранса занял Григорий Маюков, ранее возглавлявший ООО «Дивеевская транспортная компания». Теперь, как в Дивееве, жди сокращения маршрутов, оптимизацию проводить будет, так отреагировали на это назначение саровчане.

Традиционными проблемами в муниципальных автопредприятиях остаются обновление подвижного состава, экономические убытки из-за низкой загруженности. Без региональных и местных дотаций выживать большинству местных автотранспортников практически невозможно. Иногда доходит до совсем уж чрезвычайных случаев.

К примеру, в ленте шахунской администрации в фейсбуке прошла информация, что «14 октября в актовом зале администрации городского округа город Шахунья прошло заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В ходе заседания были рассмотрен вопрос о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального унитарного предприятия “Шахунское пассажирское автотранспортное предприятие” по причине возможного прекращения пассажирского автобусного сообщения на территории городского округа город Шахунья в связи с возникшей задолженностью за потребленное топливо».

Даже по нынешним непростым временам это уже явный перебор. Поэтому до такой ситуации дело не дошло, и информация была оперативно удалена из ленты. Тем не менее нехороший осадочек остался.

 

Муниципалы и частники: конкуренция или сотрудничество?

Еще одной проблемой являются непростые взаимоотношения муниципальных и частных перевозчиков в районах. Периодически в региональном информационном поле появляются скандальные истории, когда аффилированные с чиновниками частники захватывают наиболее выгодные маршруты, оставляя муниципалам самые убыточные. В качестве негативных примеров фигурировали, в частности, Дзержинск и Бор. В единичных случаях бывает и наоборот.

Редким примером достаточно гармоничных отношений муниципальных и частных автоперевозчиков является Кулебакский городской округ. Здесь выполняются определенные договоренности и между самими частниками, чтобы у каждого оставалась возможность заработать. Как результат, комфортабельные частные микроавтобусы выполняют большинство рейсов в областной центр, захватывая по пути пассажиров Навашинского и Вачского районов по предварительной записи. И в Кулебаках, и в Навашине расширен круг стоянок для посадки пассажиров, которым уже не приходится долго топать к остановке. Наряду с муниципалами частники выполняют часть внутри- и межрайонных рейсов. Их маршрутки работают и на городских маршрутах. Но это не значит, что кулебачан обошли стороной нынешние трудные времена. Оптимизация автоперевозок хорошо заметна и на значительно поредевшем расписании муниципального автовокзала, и на сокращении рейсов у частников.

 

Автовокзалам – достойное содержание

Качественные транспортные услуги – это не только комфортабельный подвижной состав, ровные дороги, но и благоустроенные автовокзалы и автостанции. По ним оптимизация в регионе прошлась очень жестко. Многие были просто закрыты или брошены, другие проданы и перепрофилированы. И тех и других примеров вполне достаточно. Это и проданная автостанция в Балахне, и переходящий из рук в руки автовокзал в Лыскове, который нынешним летом в очередной раз закрылся. Из свежих положительных примеров можно отметить очередное открытие после ремонта автовокзала в Кстове. Неплохие вокзальчики в тех же Кулебаках и Навашине. Но в целом вокзальная картина в регионе пока достаточно неприглядная. Здесь остается еще немало мест, где надо руки приложить и местной, и региональной власти.

 

Раз кадры не можете найти, запускайте беспилотные автобусы

Что же касается конкретной ситуации с сокращением пассажирских автоперевозок в районах области, то в ее разрешении есть два «путя». Раз уж у нас выстраивается единая вертикальная система публичной власти, то в нее надо встраивать и муниципальные предприятия. Включать их в состав регионального автотранса. Тогда ряд материальных проблем будет решать полегче.

Что же касается главной проблемы – кадровой, то она ни местной, ни региональной власти пока не по зубам, несмотря на все кадровые форумы и саммиты. Всякие многомиллионные транспортные стратегии и схемы власти рисовать научились, миллиарды находить на ремонт дорог и на умные остановки, а вот кадры разыскать на нынешнюю зарплату никак не получается. Платить хорошую зарплату тоже рука не поднимается. Тогда надо пойти кардинально другим, трендовым путем – переходить на беспилотные автобусы. Тем более что их разработкой и ближайшим производством занимается не чужой нижегородцам и Группе ГАЗ человек – Олег Дерипаска. И почему бы нашей губернии не стать пилотной в этом революционном начинании. На весь мир ведь прославимся, когда между деревнями у нас станут курсировать беспилотные шатлы.

 

Транспортная стратегия и глубинки касается

Хочется верить, что ускорение во всем этом процессе должно придать недавнее заседание президиума Государственного совета по рассмотрению транспортной стратегии страны до 2030 года, которое провел сам президент в режиме видеоконференции. Судя по его выступлению, о большинстве вышеобозначенных проблем известно на самом верху. Президент еще раз напомнил, что каждый гражданин России, где бы он ни жил, должен быть обеспечен надежным, безопасным транспортным сообщением. И это требование прямо закреплено в Конституции нашей страны.

Особо было подчеркнуто, что «регионы у нас разные, страна огромная, большая, регионы отличаются по размеру территории, по численности населения, расстояниям между городами и другими населенными пунктами – поселками, деревнями, по своим экономическим, бюджетным возможностям. Отсюда и состояние, уровень развития транспортной инфраструктуры заметно отличается, а нам важно именно повсеместно выходить на высокие стандарты в этой сфере». Раз страна у нас единая, значит и территориальные транспортные стандарты должны быть едиными.

«И еще: одна из ключевых задач стратегии – развитие общественного транспорта, городского и пригородного сообщения. Это важно не только для крупных мегаполисов, но и для небольших населенных пунктов, где порой не хватает удобных маршрутов до регионального центра, а автобусы, вагоны, электрички сильно изношены. В текущем году мы запустили новый кредитный инструмент для обновления общественного транспорта в регионах. В 12 субъектах Федерации готовятся такие пилотные проекты. Важно, чтобы эти инициативы были привлекательны в том числе и для частных инвесторов. В то же время подчеркну: не везде, далеко не во всех регионах страны подобные проекты могут быть окупаемы, даже в долгосрочной перспективе. В этой связи правительству нужно предложить специальные подходы для поддержки инвестиций в общественный транспорт, включая прямые субсидии на погашение процентов по кредитам…» – отметил Владимир Путин важность развития общественного транспорта в глубинке.

А то ведь что получается? Государство в очередной раз начало стимулировать возвращение населения в сельскую местность. Строятся ФАПы, дома культуры, жилье для специалистов. Но без развития транспортной инфраструктуры, без обеспечения мобильности жителей глубинки этих стратегических целей добиться будет проблематично.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram