> Михаил Делягин: Если «Единая Россия» будет копировать КПСС, то повторит её судьбу - Аргументы Недели

//Общество 13+

Михаил Делягин: Если «Единая Россия» будет копировать КПСС, то повторит её судьбу

№  () от 28 сентября 2021 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]

Игорь Шувалов, Татьяна Голикова. Фото РИА НОВОСТИ

Кто ополчился против деревенских кур? Почему власти обиделись на Платошкина? За что «отправили лесом» верных единороссов Поклонскую и Железняка? Кто не позволил Березовскому подмять под себя «достояние России» «Газпром»? Что забыли в Госдуме артисты и спортсмены? Во сколько рублей убытка обходится экономике рубль прибыли естественных монополий? Как изъять вашу квартиру за 15% стоимости? Обо всём этом и многом другом главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает политик, экономист, публицист, депутат Государственной думы нового созыва Михаил ДЕЛЯГИН.

 

Избрать нельзя «мочить»…

– Мы старые друзья, и для начала хочу тебя поздравить. Ты стал депутатом Государственной думы. Есть расхожее мнение, что в Госдуму можно попасть только с одобрения администрации. Поэтому хочу спросить прямо – на кого ты работаешь?

– Возможно, кто-то в администрации президента посмотрел и подумал – кто же эту администрацию создавал 30 лет назад? И увидел в списке создателей в том числе и моё имя. Я их создавал и отработал там до 1997 года. Допускаю, что в администрации изменилась конфигурация и повысилось влияние тех, кто оттуда никуда не уходил и меня помнит, и ослабло влияние тех, кто меня знает только по газетным статьям. Возможно, там изменился баланс сил между условными либералами и условными патриотами. Но я прошёл по партийному списку партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду». Во главе партии стоит Сергей Миронов, с которым я тесно взаимодействую уже лет шесть и советником которого я являюсь. На самом деле всё это его заслуга.

– Вот и появилось у меня подозрение. Я Миронова знаю с момента появления его партии. И если ты в эту партию попадаешь, то, может быть, для того, чтобы как-то на неё повлиять изнутри? А вдруг и самого Сергея Михайловича заменить?

– Я человек абсолютно не партийный по своему характеру. Партийная работа – это не про меня, я всегда фиксирую, что я рядовой член партии и ни на что не претендую в партийной иерархии. Ну не моё это. Учитывая это, меня бессмысленно внедрять куда-то. Мне это непонятно и неинтересно.

– Вот и Сталин так говорил, когда готовил захват власти. Так что ближайший год нас рассудит.

– Нас рассудят ближайшие две недели. Потому что действительно не все довольны Сергеем Мироновым. И безусловно, попытки испортить ему жизнь будут.

– Я всё же так или иначе уверен, что на выборах побеждает только тот, кто получил благословение сверху.

– Скорее те, по кому не принято решение «мочить». Есть большой пласт людей, которые проходят потому, что они действующей власти безразличны и опасными врагами не считаются. Пройдёте – хорошо. Не пройдёте – никто не заплачет.

– Спрошу тебя как бывший депутат Госдумы депутата нынешнего. Кем ты видишь себя в этом цирке? В Думе наших времён были такие люди, как Собчак, Полозков, Румянцев. К ним прислушивались, они инициировали законопроекты, по которым работали комитеты и появлялись законы. Сейчас законопроекты рождаются где-то в недрах правительства с непонятным авторством. В итоге появляются такие перлы, как закон о платной рыбалке, запрет на содержание кур в деревенских хозяйствах или запрет жечь костры во дворе. Понятно, что это не законотворчество ради блага людей, а просто чей-то лютый безумный бред. И как ты собираешься работать в условиях этого взбесившегося принтера?

– Откуда взялась идея запретить кур, как раз понятно. Эта дикая идея лоббируется агрохолдингами и олигархами от сельского хозяйства. Им некуда девать свои яйца и своих химозных бройлеров. И конкуренция в виде частника им не нужна.

– Ты как-то будешь на это реагировать? Ведь ты замечательный оратор.

– Допустим, что на меня действительно возлагаются какие-то надежды, о которых я не догадываюсь. Так бывает. Возьмите того же Платошкина. Ему, по всей видимости, просто забыли сказать, какие на него возлагают надежды, а потом обиделись, что он их не оправдывает. Но сейчас я депутат рядовой-необученный, с маленьким кабинетом между туалетом и буфетом. И в этом качестве могу работать в стиле Сергея Шаргунова и защищать людей по конкретным вопросам. Это депутатские запросы, это разговоры с местным начальством «по душам», это скандалы в медиа. Это то, что отнять у депутата нельзя. Да, в Думе мне могут слова и не давать. Но до сих пор я выступал в газете «Аргументы недели» как частное лицо, экономист, эксперт и всё такое. А теперь, надеюсь, буду здесь выступать как депутат Госдумы. У меня будет более широкая и более качественная аудитория.

Кроме того, могу делать запросы в органы власти, и они обязаны мне предоставлять материалы, если они не секретные. А ещё я смогу собирать группы. По принципиальным вопросам действует партийная дисциплина, и кто не совпадает во мнении с генеральной линией партии, – идёт развивать лесной внутрироссийский туризм, как Поклонская или Железняк. Но в менее значимых вопросах депутат свободен. Например, вопрос с теми же самыми курами. Они важны для профильного комитета, куда пришли куриные олигархи и сказали – мы тут главные, делайте, что скажем. Но для остальных депутатов мнение и олигархов, и комитета – это не беспрекословное руководство к действию.

 

Как заставить психовать Чубайса

– Через пять лет твой срок закончится. Сейчас ты волен делать бизнес или строить свой путь. Пять лет депутатства в этом плане отбросят тебя назад. В «Единой России» ты ещё мог бы строить карьеру на будущее. А в СР, да ещё если будешь задавать неудобные вопросы про яйца олигархов, ты просто вычеркнешь эти годы из жизни. И потом, как Воробьянинову, на паперти стоять не получится, я пробовал. Узнав, что ты бывший депутат, люди будут в твою шляпу плевать, а не бросать пятачки. Не жалко тебе этих лет?

– Моим главным достижением является не то, что я стал депутатом Государственной думы, а то, что я стал депутатом Государственной думы не от «Единой России». Я горжусь этим. Хотя возможность пойти туда была. Я могу остаться у разбитого корыта. Но когда я работал с 1990 по 2003 год – сделал некоторые полезные вещи, которые забыты, потому что были маленькие. Но и остановил очень серьёзные глупости. Например, участвовал в том, что кое-кому не удалось расчленить «Газпром» в начале нулевых. В том, что Березовскому не удалось взять «Газпром» в 1997-м. У Березовского было много попыток подмять «Газпром», и в провале некоторых из них я не участвовал. Но некоторые мы остановили вчетвером.

– С кем?

– Трёх других не могу называть, они всё ещё на госслужбе. Можно ещё вспомнить, что я на восемь с половиной месяцев затормозил реформу электроэнергетики. Однажды я этим похвастался при Чубайсе. Он очень вежливый и корректный человек и всегда со всеми на «вы». Но тут не сдержался и воскликнул: «Так это ты был!» А за это время в Нью-Йорке случился блэкаут, и Чубайс с подельниками сами испугались, что подобное может произойти у нас, и сильно смягчили свою же реформу.

– А зачем в Думу идут артисты? Там заседали Кобзон и Губенко, а сейчас вдруг независимым депутатом пошёл прекрасный актёр Дмитрий Певцов, без которого Ленком явно обеднеет, потому что многие ходили туда именно на Певцова. Что он забыл в Думе?

– Иосиф Давыдович Кобзон был не только великим певцом, но и великим политиком. Он не мог не петь и пел при любом удобном случае. Но очень многие люди ценили его не за вокал. Губенко искренне рвался изменить ситуацию к лучшему. Он был коммунистом в хорошем, в правильном смысле этого слова, не зюгановского разлива. Возможно, что великий актёр Дмитрий Певцов, сталкиваясь с проблемами, которых мы с вами просто не видим, понимает, что эти проблемы приходят сверху, даже не из Министерства культуры, и идёт бороться за правду. Мотивации могут быть разными. Мне не нравится, когда в Думу идут актёры. Но если это нравится людям, то, возможно, я ошибаюсь. Я ведь тоже иногда могу быть неправ.

Футбольное поле не должен волновать счёт на табло

– В правительстве Касьянова 20 лет назад ты курировал энергетику и разбираешься в вопросе. Что нужно, чтобы в великой газоносной стране, которая газифицирована всего на 60%, снизились тарифы на снабжение газом населения и тарифы на электричество?

– Первая задача «Газпрома» – газификация России. Это озвучено президентом. Но «патриоты из «Газпрома» придумали термин «догазификация». То есть они от трубы, которая идёт по вашей улице, бесплатно дотянут трубу до вашего забора. А вот дальше, от забора до дома, сдерут по полной программе, как в старые добрые годы. Рад бы ошибиться, но боюсь, что так и будет. Но с этим можно бороться, в том числе законно, путём протеста. Повторюсь, что протест депутата в медиа более весом, чем протесты просто эксперта.

Второе. Естественные инфраструктурные монополии не должны работать ради прибыли. Они не рыночный субъект. Если сравнивать с футболом, то естественные монополии – это не игроки на футбольном поле, это само футбольное поле, по которому бегают другие игроки. Поле не должно быть заинтересовано в счёте на табло, это противоестественно. Монополии должны обеспечивать минимальную цену при нормативной надёжности. Сделать это достаточно просто. Нужно менять целеполагание, для чего придётся менять уставы организаций. Подсчитано, что 1 рубль прибыли естественной монополии – будь то «Газпром», «Транснефть», сетевые монополии в энергетике, – это 3–6 рублей убытков для экономики в целом. Это универсальное правило для всего мира, не только для нас. Понятно, какое будет сопротивление. И понятно, как это сопротивление преодолевать. И зачем его преодолевать, тоже понятно. Потому что мы сейчас приходим к моменту, когда высокие цены на всё являются уже не политической проблемой, а прямой явной угрозой существования власти. Нынешняя Дума, кстати, сильно отличается от предыдущих тем, что она будет участвовать в утверждении ряда министерских кандидатур.

– В компетенции Думы смена отдельных министров в рамках правительства?

– Да, и многие министры уже прочувствовали смену обстановки. Силуанов, когда он стал министром, говорил, как молодой Жириновский. И вдруг сейчас он на ровном месте заговорил так, что я готов подписаться под многими его высказываниями. С чего это?

– Может быть, он просто неожиданно поумнел?

– Хочется верить, но обычно люди умнеют, когда у них начинаются проблемы. Думаю, здесь именно в этом причина.

– Какова, на твой взгляд, судьба партии власти? Сначала это была КПСС, потом – «Наш дом – Россия», «Отечество – вся Россия», теперь – «Единая Россия». Понятно, что это одно и то же под разными названиями. Что будет дальше с ЕР?

– Что вы делаете, то у вас в итоге и получится. Если «Единая Россия» пытается стать копией КПСС, то и кончит она, как КПСС. «Единая Россия» – это именно калька с КПСС. Но с одной маленькой деталью. Русский язык ведь лукав, как русский священник. КПСС была партией власти, которой принадлежала власть. А «Единая Россия» – это партия власти, которая сама этой власти принадлежит. И когда во власти начнёт меняться баланс сил между теми, кто по инерции ориентирован на Байдена и Хиллари Клинтон, и теми, кто, о чудо, ориентирован на Россию, – мы в рядах ЕР увидим невероятное многообразие политических красок и стремительных, даже неоднократных, перекрашиваний!

 

Непотопляемая и неприкасаемая Татьяна Алексеевна

– Путин пойдёт на выборы в 2024 году?

– Это зависит от дикого количества обстоятельств. Представьте, мы с вами разговариваем, а Китай прямо сейчас начинает воссоединение с Тайванем. Мгновенно лягут мировые фондовые рынки, США введут частичное эмбарго по поставкам товаров в Китай и из него, и мы выйдем на улицу не как Горбачёв – в другую страну, а уже в другой мир. И всё это случится за пару часов.

Но если мир останется прежним, то, с моей точки зрения, правильным решением было бы проведение референдума по Конституции, пусть даже электронного, на предмет изменения первых трёх статей. Чтобы перевести ключевые полномочия власти в Госсовет, – как, думаю, хотели сделать в прошлый раз, но тогда, кроме Исинбаевой, похоже, никто Конституцию не читал. Тогда президент переходит в Госсовет, забирая с собой ключевые полномочия власти. Должность президента становится технической, как это в основном было при Медведеве, но без возможности действий вроде сдачи Ливии. А дальше человека смотрят – тянет он или у него головка кружится? Если человек тянет, то вполне может стать настоящим президентом. А если нет, то на таком посту он ничего особо тяжёлого натворить не сможет и можно будет посмотреть другого кандидата. Это моя версия и, думаю, одна из причин того, что я работаю не в администрации президента.

– Давай поговорим об одиозных фигурах. Татьяна Алексеевна Голикова работала при Касьянове. Она проводила реформы, антиреформы, героически боролась с последствиями ею же проведённых реформ. Сейчас она вице-премьер. Вечная и незаменимая. Как такие люди держатся у власти? Нет других кандидатов?

– Она из тех людей, про которых говорить не принято. Госпожа Голикова начинала великим бухгалтером, но смогла перерасти себя и стать великим финансистом. Без шуток и комплиментов, это так. Когда Кудрин был министром финансов, он начинал рабочий день с её разъяснений того, что происходит в его министерстве, что происходит с деньгами в государстве и на каком свете он находится. Помимо финансовых способностей она выдающийся управленец.

Но сейчас есть твёрдое ощущение, что Россия находится под внешним управлением не через финансы – с финансами у нас не так плохо, мы по финансам почти суверенны. Нами управляют по другим каналам. И когда я смотрю, кто по своим качествам – управленческим, интеллектуальным, кто по своей позиции в системе госуправления может занимать эту должность, то теоретически допускаю, что госпожа Голикова и её муж господин Христенко, также выдающийся управленец, являются людьми, через которых осуществляется согласование российской и глобальной политики с тем, чтобы российская политика следовала глобальной. И не отвлекалась на всякую ерунду вроде национальных интересов России.

Хотя, конечно, могу сильно ошибаться.

– Но она даже за рубежом не бывает.

– А зачем? К ней сами приедут.

– Почему американский Конгресс внёс в список «нерукопожатных» людей нашего министра здравоохранения Мурашко и бывшего вице-премьера России Игоря Шувалова?

– Американский Конгресс не может внести людей в список на присвоение званий Героя России. А вот высшую политическую награду Российской Федерации присуждает, похоже, именно он.

– Какую награду?

– Санкции. Я столько раз видел, как уважаемые достойные люди, у которых по несколько орденов, мерились не ими, а санкционными списками. Место в этом списке означает, что эти 35 человек точно преданы президенту и ради президента готовы отказаться от всего.

А дальше санкции, в том числе в рамках этого списка, будут вводиться точечно. Пример Дерипаски на виду. С большинством крупных российских бизнесменов, думаю, поговорили и сказали – ты должен делать вот это, а то мы введём санкции. Дерипаска один из всех их послал. И тут же получил – утратил контроль за «Русалом» и пошёл развивать ГАЗ. Это демонстрация возможностей. И дальше будут такие же точечные удары.

– То есть против самых влиятельных бизнесменов России?

– Не всё так просто. Костин, глава ВТБ, второго по величине банка в России, в список попал. А Греф – глава самого крупного банка страны – нет.

– Почему?

– Потому что, по моей гипотезе, его лоббист слабее шуваловского. Не заслужил работать под прикрытием.

 

После выборов нас ждут эксперименты над людьми и их собственностью

– Какие ещё гадости готовит правительство населению страны?

– Так оно уже объявило. У нас же сейчас осень, слякоть, новая волна заболеваемости. А значит, принудительные медицинские опыты. А учитывая, что выборы прошли и «Единая Россия» получила конституционное большинство, то опыты, боюсь, не только на взрослых, но и на детях.

Второе. Будет волна серьёзных дорогостоящих инфраструктурных проектов, которые не будут объединены в систему не потому что кто-то плохой, а потому что некому объединять: ну нету у нас Госплана! Поэтому они могут выродиться в имиджевый распил бабла. В федеральном бюджете накопили второй годовой бюджет! 843 миллиарда дали пенсионерам накануне выборов – осталось 17, 9 триллиона! Что с этим делать? Куда-то надо запихать. Хотя за 2022–2024 годы планируют, как сообщается, заморозить ещё 7 триллионов рублей.

Идём дальше. Создан огромный строительный комплекс, который ударно строит человейники. Но даже Набиуллина видит: ипотека заканчивается, способный взять её средний класс кончился, и даже льготная ипотека только в регионах осталась, да и там скоро этот ручеёк перекроют – выборы-то уже прошли. А строительному комплексу надо продолжать строить! Для кого? Выход – закон о комплексном развитии территорий, который во втором чтении был принят в декабре прошлого года. Весь год он лежит, чтобы не портить малину к выборам. В том виде, в каком он сейчас прописан, этот закон позволяет в любой момент выкинуть вас из вашей квартиры с произвольно малой компенсацией.

Люди сообщают, что в Татарстане уже выдали переселяемым компенсацию в 15% стоимости квартиры, – чтобы хватило на первый взнос по ипотеке в человейнике. А дальше живите в нём и платите до конца жизни взносы, если денег хватит, или на улицу. Если сейчас этот закон «Единая Россия» проведёт, опыт может быть распространён на всю страну. Размеры компенсации там просто не определены: можно 15%, можно 1%, а «хорошему» человеку можно и 150% отвалить.

Ну и как вишенка на торте. У нас же логика государства, если я правильно понимаю, – Россия не для русских, и работа в ней не для русских. Поэтому, как справедливо указывает Марат Хуснуллин, нужно завезти ещё миллионы гастарбайтеров. Люди русской культуры плохо относятся к коррупции и считают её преступлением. Поэтому люди – ни в коем случае не имею в виду Хуснуллина, он просто эффективный менеджер, – которые считают коррупцию основой государственного строя, чувствуют себя с этим народом некомфортно. Значит, его надо заменить носителями более лояльных к коррупции культур, считающих взятку не преступлением, а нормальной деловой транзакцией. А кто недоволен новым народом и его великой культурой – тем статья 282 и бесплатная путёвка в солнечный Бодайбо, осваивать новые территории.

– Ну что ж, перспективы не очень приятные. Но у тебя будет прекрасная возможность доказать своим избирателям и своим старым друзьям, что они не ошиблись, голосуя за тебя.

– Надеюсь, что никого не обижу, но своим избирателям и друзьям я ничего доказывать не буду. Буду доказывать тем, кто голосовал против меня и «Справедливой России», что они это делали напрасно. И «работать за себя и за того парня» – за тех прекрасных людей, которые по разным причинам не прошли в Думу.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте