Есть актёры, которым судьба подарила успех, славу в молодые годы. Но замечательный Фёдор ДОБРОНРАВОВ не из их числа. Изменчивая судьба словно испытывала его на прочность. Четыре поступления в московскую «Щуку», слёзы от обиды за себя, безденежье и безнадёга. Но когда казалось, что нет сил «нести себя в искусстве», что лучше всё бросить, подумать о другой профессии, судьба смилостивилась и дала актёру шанс. И Фёдор Добронравов с благодарностью его принял. Как говорит он сам, «мне судьба улыбнулась после сорока. И это замечательно!». 11 сентября великолепному актёру исполнилось 60. О своей судьбе актёр рассказал сам.
Таганрог, цирковая студия, завод
Я родился в славном городе Таганроге. Сколько же национальностей «принял» этот городок! И русские, и украинцы, кого только нет! Но какие же весёлые, талантливые, открытые люди там живут. Настоящие АРТИСТЫ! Я помню, что мой родной городок всегда пел. Не удивляйтесь. Именно пел! Возможно, люди так хотели поднять себе настроение. Возможно, песня им «строить и жить помогала». И себя в детстве я помню исключительно поющим пацанёнком. Вернее, поющим и читающим стихи на табуретке. Мне казалось, что так я могу развеселить народ. Обычно после трудовой недели к моим родителям приходили гости. Все пели, веселились, а потом был мой выход. Я ставил табуретку и самозабвенно читал стишок или пел. Мне аплодировали и громко смеялись. Но меня это радовало. Испытывал счастье, что развеселил людей.
Вообще моя тяга к актёрству появилась не на генетическом уровне. Папа мой работал строителем на заводе, а мама трудилась на хлебокомбинате. Никакого отношения к искусству мои родители не имели. А мне всегда нравилось смешить народ. Поэтому вопреки воле родителей, будучи школьником, сам записался в цирковую студию при ДК завода «Красный котельщик». Я просто мечтал быть клоуном! И я был уверен, что у меня всё получится. В школе сыпались одни трояки, но заниматься в студии готов был с утра до ночи. Я научился жонглировать, делать акробатические трюки, ходить по канату. Я просто жил мечтой о цирковой арене. Запах кулис меня манил. Представлял себя на арене Московского цирка, представлял, как мне хлопают, восхищаются. Был уверен, что после школы непременно отправлюсь в Москву и поступлю в цирковое училище. Вот с такой уверенностью я прибыл в столицу. Но меня не приняли. Я даже не понимал почему?! Это был первый удар по самолюбию. Мечты разбились в пух и прах. Я вернулся в родной Таганрог и загремел в армию. Два года служил десантником, но свою детскую мечту лелеял и вынашивал. Сколько раз после отбоя не спал, а представлял себя на сцене Московского цирка.
Но моим мечтам не суждено было стать явью. После армии отец взял мою судьбу в свои руки. Посадил перед собой и чётко сказал: «Всё это баловство! Ты уже взрослый мужик, и думать надо головой. Думать надо о жене, семье, работе. Если у тебя появятся жена, дети, то как ты будешь их содержать? Клоуны много не зарабатывают. Иди работать на завод. Осваивай нормальные профессии».
И что мне оставалось делать? Я устроился на завод. Освоил профессии сварщика, слесаря. Зарабатывал неплохо. Но главное, я надумал жениться.
Ириша, семья, «Щука»
Мой отец как в воду глядел. У меня появилась семья. С моей будущей женой Ириной я познакомился ещё до армии. Вместе ходили в студию при ДК завода. Только я занимался клоунадой, а Ириша осваивала танцы. Когда я её увидел, то сразу понял, что эта стройненькая, светленькая, улыбчивая девушка обязательно станет моей женой. Я влюбился с первого взгляда. Один раз и навсегда. Ириша дождалась меня из армии, и мы поженились. И даже повенчались. Это желание шло у нас из души. Мне казалось, что клятва перед Богом соединит нас навсегда. Так и получилось! Когда мы шли к алтарю, я дал Иришке клятву: «Обещаю, что до 90 лет я тебе изменять не буду!» Но сейчас думаю, что и после 90 тоже изменять не буду (смеётся). Ириша удивительная, понимающая жена. Она моя поддержка и опора. Только благодаря ей я поверил в себя. Только благодаря ей стал актёром.
Когда мы поженились, то жили очень скромно. Обычная молодая семья. Возможно, я и сделал бы себе карьеру на заводе, но у меня же была мечта! Не мыслил себя вне искусства. После работы, когда заводские мужики собираются выпить пива и расслабиться, я бежал в цирковую студию. Сейчас понимаю, что народ смотрел на меня как на больного. Мол, взрослый мужик, а занимается такой ерундой. Но мне было совершенно всё равно, что думают другие. Кстати, это Ириша предложила мне поступить в театральный институт. Мой выбор пал на «Щуку». Я видел себя студентом Щукинского театрального училища.
Летом взял отпуск и поехал в Москву. Но меня ждал провал. Я не поступил! Вот второй удар по самолюбию. Но меня поддержала моя жена. Она сказала: «В другой раз тебе обязательно повезёт! Ты будешь актёром». И я поверил ей. На следующий год я вновь отправился в Москву. И снова – провал. И вновь жена заставила меня поверить в свои силы. Она ни разу не сказала мне, что хватит заниматься ерундой. Живи здесь и сейчас. Она ни разу не дала мне понять, что я неудачник. Наоборот, она верила в меня, верила в мой талант.
Когда я приехал в четвёртый раз в Москву и не поступил в «Щуку», то это уже стало трагедией. Помню, что вышел из аудитории на улицу, сел на скамейку и заплакал. Плакал долго. Просто жалел себя, свою жизнь. Считал, что я полный лузер и совершенно не оправдал надежд своей жены. Думал, что я полная бездарность, а родившийся сын Витя никогда не будет гордиться своим отцом.
Но Богу было угодно, чтобы я стал актёром. Всё решил случай. Один знакомый из Москвы, который много раз поступал в «Щуку», посоветовал мне попробовать свои силы в Воронежском институте искусств. Он мне объяснил, что там легче поступить, а многие преподаватели из Москвы. И я решился. Поступил сразу и просто летал от счастья! Студент, будущий актёр. Сбылась мечта!
Мечта, конечно, сбылась, но существуют реальность, быт. У меня семья, родился второй сын Ванюша, а устроенного быта, денег просто нет. Ну сколько может получать молодой актёр в местном театре? После окончания института искусств я остался в Воронеже и устроился там в местном театре. Зарплата копеечная, комнатка малюсенькая, двое детей. Конечно, все заботы о детях легли на Ирину. Я же постоянно репетировал. Готов был работать по 24 часа в сутки. И жена меня и в этом поддерживала. Занималась бытом, детьми, работала. Она человек с высшим образованием, а вынуждена была наниматься няней, вязальщицей на фабрику. А что делать? Детей нужно было поднимать! Конечно, нам помогали родители. Несколько раз в месяц присылали провизию: картошку, соленья, консервы. Всё это они передавали поездом. Я шёл встречать поезд и тащил на себе все эти мешки. Но был горд! Моя семья обеспечена продуктами. Конечно, меня очень заботило то, что я не могу полностью обеспечить своих родных. Это просто стыдно! И в голове у меня стали возникать мысли: а не вернуться ли мне на завод? Ну не получилось из меня актёра! Не могу я достойно содержать семью. Ведь есть и другие профессии! Надо думать о близких. Возможно, я бы и ушёл из любимой профессии. Но судьба подарила мне шанс.
Константин Райкин, «Сатирикон», Москва
Когда я уже был готов написать заявление «по собственному желанию», то в Воронеж приехал Театр «Сатирикон». А глава театра Константин Райкин имел планы на наш театр. Он решил «влить свежую кровь» в свой «Сатирикон» из провинциальных актёров, из Воронежа. Короче говоря, Константин Аркадьевич решил устроить прослушивание молодых актёров в нашем театре. Конечно, я понимал, что это шанс! Но совершенно не был уверен в своих силах. В нашем театре служили более талантливые, как мне казалось, актёры. И я решил, что не пойду на прослушивание. Но вновь «вмешалась» моя жена. Она буквально уговорила меня сходить и показаться Райкину. И я сходил. Мне повезло! В Москву на окончательное прослушивание пригласили меня. Окрылённый, с одним чемоданом, женой и детьми я прибыл в столицу. Мне и в голову не могло прийти, что я не пройду «московское» прослушивание. Меня же пригласил в театр сам Райкин! Но… Я опять провалился! Меня не взяли в театр. Почему? Виноват был сам. Я прежде всего комедийный актёр! И должен был показать свои «комедийные данные» в полном объёме, а я решил, что зачитаю трагический монолог. Конечно, комиссии это не понравилось. И меня просто забраковали. Я в Москве с женой, детьми, а получился пшик. Что делать? Возвращаться в Таганрог? В Воронеж? Как жить дальше? Но и тут на помощь пришла моя жена. Она посоветовала подойти к Константину Аркадьевичу и всё честно рассказать о моей жизни. Я подошёл и рассказал. И правильно сделал. Райкин понял и поверил в меня. И я стал актёром Театра «Сатирикон». Вот так началась моя карьера в Москве.
Теперь точно знаю, что судьба испытывала меня на прочность. Много слёз, унижений было, но если человек, упорно идёт к своей цели, то он должен быть вознаграждён.
«Сваты», «Ликвидация», «Братья по обмену» и «Две звезды»
Я доволен, как у меня сложилась отношения с кино, с сериалами, с шоу. Рад, что могу доставить удовольствие людям. Мне приятно, когда мне пишут письма и благодарят за роли. Это признание. А что может быть лучше, чем признание народа?
Я с большим уважением отношусь к сериалу «Сваты». Долго думал – а почему этот сериал так нравится людям? А потом понял. Он несёт доброту, позитив, юмор. А этого так не хватает в жизни! Интересно, но сериал «Сваты» задумывался как двухсерийный. Действительно, человек предполагает, а Бог располагает. Успех первых серий был потрясающий! Конечно, люди требовали продолжения: писали письма на студию, звонили актёрам, продюсерам. И вышло шесть сезонов. На мой взгляд, все сезоны замечательные. Их интересно смотреть. А это главное! Съёмки «Сватов» проходили в юморной атмосфере. А какие мы устраивали посиделки! Съёмочный день закончится, а расходиться совсем не хотелось. И я подбивал коллег на шашлычки. Доставал мангал, водочку, и мы душевно отдыхали. Не стоит меня спрашивать насчёт взаимоотношений между коллегами. Мы все жили дружно! У меня же фамилия Добронравов! Вот я и стараюсь оправдывать свою фамилию. Главное – сериал пришёлся людям по душе. Также очень смешной сериал «Братья по обмену». Хотя сниматься в нём мне было сложно. Сложно играть двух людей одновременно. Ведь у каждого свой характер, своя походка, манера говорить. Как намучился со мной режиссёр Александр Жигалкин! Вхожу в кадр одним братом, а нужно играть другого. А я совсем запутался. Только когда слышу недовольный окрик режиссёра, то понимаю, что я не в «теме». Брат-то другой! И походка, и речь другие. Но справился.
Часто ваш брат журналист задаёт мне вопрос о моём любимом фильме. Да не могу я ответить! Как можно не любить сериал «Ликвидация»? Это подарок судьбы! Сыграть с таким замечательным актёром, как Машков, – счастье! Это актёрская глыба, огромный профессионал. Я наслаждался его работой в кадре. И мне не составляло труда мотаться между Москвой и Одессой. Бывало, утром в Одессе на съёмках, а вечером в Москве – в театре. Но такие сериалы становятся классикой. О какой усталости может идти речь? Это подарки судьбы!