Начался новый учебный год. 17 млн школьников и 4 млн 220 тыс. студентов в этом году будут грызть гранит науки. Каков он будет на вкус, пока неизвестно: не только пресловутый коронавирус, но и образовательная политика родного государства могут внести революционные изменения как в форму обучения, так и в его содержание. Благо и закон об образовании, и федеральные образовательные стандарты написаны настолько неконкретно, насколько это возможно в государственных бумагах. Из публичных выступлений государственных мужей и жён видно, что флюгер этой самой образовательной политики всё сильнее разворачивается в сторону от гранита науки к подгнившему яблоку. Его легче жевать, но и мозгов оно не добавляет. Дрессировка тупого и ленивого управляемого общества – вот главная цель нынешней капиталистической образовательной политики. Причём в мировом, а не только в национальном масштабе.
Избирательный экзорцизм бесогона
Известная программа Никиты Михалкова ушла на каникулы. Пока идут повторы, например, как Михалков жёстко оттрепал Грефа. Как известно, именно Герман Оскарович является не просто бывшим чиновником и нынешним банкиром, но и идеологом уничтожения советского классического образования и построения на этих развалинах сияющего западного дистанционного дешёвого обучения неким компетенциям.
Один из умнейших людей Отечества Виталий Третьяков, преподающий в ведущем вузе – МГУ, рассказывает, что его студенты-первокурсники не знают героя войны Карбышева. Зато отлично знают предателя генерала Власова. Который, по их мнению, пал жертвой незаконных сталинских репрессий. Разумеется, совершенно невиновный. Об этом им рассказали их замечательные школьные учителя строго в рамках закона об образовании и федеральных стандартов обучения. Виталий Товиевич риторически вопрошает: «Доколе?»
Пока ещё живой класс профессорско-преподавательского состава старой закалки может вам рассказать массу историй о том, как «современные тенденции образовательного процесса индивидуальных траекторий» превращают умненького мальчика или девочку в жвачное, сидящее в телефоне в соцсетях необразованное, но обладающее «современными компетенциями» животное.
Михалков, Третьяков, другие замечательные люди, совершенно справедливо делая вывод о негодности нынешнего обучения, почему-то критикуют его результаты, а не причины.
– Давайте уточним. Современное образование России справедливо критикуемо и не годно только с позиций «культа знаний», который государством был сформирован в общественном сознании в СССР до 1991 года. Однако СССР тридцать лет как нет, а в новой России с 1994 года основной принцип капитализма – главенство прибыли, а не знаний закреплён законодательно, в Гражданском кодексе РФ. Тем самым за эти годы капитализм и в экономике, и в общественном сознании России «культ знаний» успешно заместил «культом прибыли от продаж». По сути дела, принцип главенства прибыли от продаж – это вложить в создание продукта как можно меньше, продать как можно дороже, вернуть вложенные деньги как можно быстрее. Именно этот принцип за последние 25 лет радикально и неизбежно изменил и продолжает изменять экономику, науку, образование, культуру и общество в России. Суть этих изменений в беспощадном уничтожении всего того, что не даёт прибыли или мешает её получить. В том числе советского образования и советской промышленности.
Для российского капитализма главное – не разработать самолёт или автомобиль, главное – его выгодно продать, и непременно не на внутреннем российском, а на глобальном мировом рынке. Однако создание такой конкурентоспособной техники требует значительных и долгосрочных финансовых вложений с высокими рисками невозврата. В условиях главенства прибыли в России это может обеспечить только государство, но не частный капитал. Поэтому чистая прибыль наиболее успешного в авиации ПАО «Сухой» составила 5, 5 млрд руб. в 2020 г., а менее успешные ПАО «Туполев» и ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» закончили этот год с убытками 3, 4 млрд руб. и 1, 2 млрд руб. соответственно.
Лидер экономики капитализма в России – это ПАО «Сбербанк», чистая прибыль которого в 2020 г. составила 760, 3 млрд руб., то есть в 138 раз больше, чем у ПАО «Сухой». По сути дела, в основе этих успехов СБЕРа – торговля нематериальным продуктом – цифровыми деньгами физических лиц – это 16, 6 трлн руб. и дистанционными цифровыми услугами, оказываемыми 99 млн клиентов банка. Конечно, только на основе имеющихся и апробированных на мировом рынке цифровых технологий. Никаких собственных разработок, затраты на которые могут уменьшить прибыль. То есть СБЕРу нужны не творцы таких технологий, а клиенты, которые хранят свои деньги в банке и пользуются его дистанционными цифровыми услугами. Поэтому руководитель СБЕРа, который, конечно же, является идеологом главенства прибыли, а следовательно, и идеологом уничтожения советского образования, которое не готовит нужных СБЕРу клиентов, – говорит академик В.Б. Бетелин.
То есть ругать конкретные «ФИО», конечно, можно, но это выпуск пара, чтобы не взорвался возмущённый котёл пока ещё живого класса профессорско-преподавательского состава старой закалки. Но не чиновников и министров, которые действуют строго в рамках наших же законов о главенстве прибыли.
Отец лжи и его дети
Если вы думаете, что это преувеличение, то прочитайте главу 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ, принятого ещё в 1994 году. Там напрямую говорится: «Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных…» Ветеринарию приравняли к образованию или наоборот! Или к услугам ресепшена в гостинице: «Вам какой номер на час? Для новобрачных?»…
И это не так смешно и безобидно, как кажется на первый взгляд. В условиях главенствования прибыли от продаж образовательных услуг клиент (в данном случае ученик или студент) «всегда прав». Он может потребовать сменить принципиального преподавателя, завысить себе оценку, сменить «индивидуальную траекторию обучения» и т.д. и т.п. Вуз или школа вполне могут пойти на поводу: «Клиент всегда прав»! В результате мы получим хирурга, который учился резать «резиновую Зину», а не человека, т.к. боится крови.
Следующее. Для увеличения прибыли от продаж образовательных услуг необходимо сокращать издержки и повышать их рентабельность. Как это сделать? Дистанционное или онлайн так называемое образование – один из самых мощных инструментов снижения себестоимости финансовых затрат на оплату преподавателей, обучающих «племя младое, незнакомое». Но и одновременного увеличения объёмов финансирования и прибыли цифровых компаний, обеспечивающих это дистанционное образование.
Апологет идеи главенства прибыли в образовании президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов сетует, что онлайн‑«образованщина» у нас развивается медленно. То есть, по сути дела, сетует на то, что прибыль российских цифровых компаний, предоставляющих эти услуги, меньше, чем у их коллег за рубежом. Мол, там, на Западе, только 10–11% вузов не используют онлайн-курсы, а у нас всего столько же используют.
То есть всего лишь 10–11% российских вузов экономят на зарплате преподавателей и увеличивают прибыль цифровых компаний, продающих цифровые образовательные услуги. Конечно, российский капитализм должен стремиться в этом догнать и перегнать США (а то, что там всё с капитализмом правильно, а мы в капитализме лапотники, является аксиомой!). И это понятно, поскольку если в это уравнение подставить экспертную оценку – снижение себестоимости образования от 50 до 250%, то всё становится на свои места. Содрать с родителей десятки тысяч долларов за обучение в ВШЭ, а затратить копейки на запись лекций. Вполне в духе 39‑й главы ГК РФ!
Адольф Гитлер в запрещённой в РФ книге «Моя борьба» заметил, что «ложь может быть настолько огромная, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить действительность так бесстыже». Затем это «бесстыжее обезображивание действительности» по закону «Окна Овертона» становится вначале предметом обсуждения экспертов: «Как чудовищно!», затем широких масс: «Противно, но привлекательно!» И в конце концов реальностью или нормой: «Что поделаешь?! Слаб человек!»
Так произошло, например, с однополыми браками в, казалось бы, насквозь пуританских и внешне религиозных странах условного «запада». Или с ювенальными, или неполовозрелыми, правами ребёнка.
– Миф о неопределённом и быстро меняющемся современном мире, скорость изменения которого непрерывно возрастает, последние годы настойчиво и целеустремлённо внедряется в сознание подрастающего поколения России. Так же как и миф о необходимости создания нового образования, которое будет формировать верующих в этот миф молодых и помогать им жить в этом мифическом мире, конечно, на платной основе в течение всей их жизни.
По сути дела, этот мифический мир – мир клиентов, пользователей услуг СБЕРа, а новое образование – система подготовки этих клиентов начиная с детского возраста. Для этого в 2015 году Сбербанком был создан Фонд «Вклад в будущее», чтобы готовить клиентов, уверенно чувствующих себя в быстро меняющемся мире СБЕРа. Школа, которая их готовит, – это место, где интересно и увлекательно, а у ребёнка есть право выбора. Выбора персонального, современного и интересного именно ему образования и навыков, которые, конечно, необходимы будущим клиентам СБЕРа, – считает академик Бетелин.
А говорят: нет вечного двигателя! «Плати всегда, плати везде! До дней последних донца! Плати, и никаких гвоздей!» – вот что на самом деле подразумевается под красивыми словами: «индивидуальная траектория», «права ребёнка на самостоятельный выбор специализации», «обучение компетенциям» и прочее, прочее, прочее… Собственно, это, подмену понятий, задолго до Адольфа придумал отец лжи – дьявол.
Капитал вместо потенциала
Когда-то давно, до 1991 г., в ходу было понятие «вложения в человеческий потенциал». То есть необходимое для блага государства развитие личности каждого жителя страны. Конечно, «личность развивалась» далеко не всегда. Да и это невозможно – паршивых овец никто не отменял. Но такая цель декларировалась, была закреплена во всех законах и планах. И общество потихоньку, инертно, но шло в этом направлении. После капиталистической революции тихонько произошла подмена на понятие «человеческий капитал», «человеческий балласт» или «вторая нефть».
– При главенстве прибыли, а не знаний в России те, кто может выгодно, с большей прибылью продать продукт, ценятся выше, чем те, кто этот продукт разработал и произвёл. Причём те, кто продаёт нематериальные продукты, так же как цифровые деньги и услуги, ценятся выше тех, кто продаёт промышленные продукты, такие, например, как самолёты и автомобили. Поскольку прибыль, которую обеспечивают первые, несопоставимо выше прибыли, которую обеспечивают вторые. Действительно, чистая прибыль СБЕРа в 138 раз больше чистой прибыли ПАО «Сухой», и почти в 500 раз больше чистой прибыли ПАО «КамАЗ» в 2020 году. Очевидно, что управленцы, экономисты и юристы СБЕРа, которые обеспечили получение такой прибыли, ценятся, безусловно, выше, чем инженерный и технический персонал, который обеспечил производство цифрового продукта.
Из тех, кто разрабатывает и производит и цифровой, и промышленный продукты, наиболее ценятся те, кто использовал для этого имеющиеся и апробированные на мировом рынке технологии. Тем самым снижая издержки и увеличивая прибыль. То есть при главенстве прибыли пользователи рыночных технологий ценятся выше творцов собственных технологий. Такие специалисты, безусловно, востребованы СБЕРом, и на подготовку именно таких специалистов и нацеливают федеральные государственные образовательные стандарты российскую систему высшего образования.
Как следует из интервью министра образования и науки, в этой системе всё меньшее значение имеют для преподавания и преподавателей учёные звания и степени – наследие уничтоженной советской системы образования, которая была нацелена на подготовку ненужных теперь творцов промышленных технологий и продуктов.
Другими словами, главенство прибыли российского капитализма уничтожает в России как производство промышленной продукции, в первую очередь высокотехнологичной, так и систему подготовки кадров, обеспечивающих разработку и производство такой продукции. Следствием этого является импортозависимость страны в такой важной для обороны и безопасности сфере, как микроэлектроника и радиоэлектроника, которая, по сути дела, в условиях главенства прибыли неустранима, – констатирует академик Бетелин.
Чем через десяток лет «грозить мы будем шведу»?