> В некоторых регионах России наблюдается нехватка мест в школах и детских садах - Аргументы Недели

//Общество 13+

В некоторых регионах России наблюдается нехватка мест в школах и детских садах

№  () от 10 августа 2021 [«Аргументы Недели », Денис Терентьев ]

Фото АГН «Москва» / А. Авилов

В начале августа на сайте Кремля появилась новая задача правительству: до 2023 г. все дети до трёх лет должны быть обеспечены местом в яслях. Премьер Мишустин и региональные власти должны отчитываться о выполнении президентского наказа каждые полгода начиная с 15 декабря 2021 года. Это прекрасная новость, но в ней есть ложечка дёгтя: ранее ликвидировать любые очереди в детсады планировалось к концу нынешнего года! И ещё в январе правительство уверяло, что задача будет решена.

Отсрочка вышла

5 января 2021 г. на офлайн-совещании у президента Путина «социальный» вице-премьер Татьяна Голикова сообщила: «По итогам 2020 года было введено в эксплуатацию 828 детских садов на 122 тысячи мест. В 2021 году планируется ввести 767 детских садов на 112 тысяч мест. В целом доступность дошкольного образования на территории РФ на 1 января 2021 года оценивается в 98%. По итогам 2021 года мы полностью закроем очередь в детские сады для детей от 2 месяцев до 7 лет».

Кто и как оценивал доступность дошкольного образования в России в 98% – без пол-литры не разобраться. Потому что в то же время из недр правительства прозвучало – в очередях в детские сады маются 153 тыс. детей. Главный завал как раз в яслях – 110 тыс. орущих малышей не дают родителям повышать благосостояние семьи, для которой рождение ребёнка и так крайне тяжело экономически.

В 2019 г. Минпросвещения называло строительство новых садиков «приоритетной» задачей. Однако доступность дошкольного образования для детей до трёх лет обеспечена только в восьми регионах. В докладе министерства по итогам 2018 г. говорится, что в Ингушетии в яслях нет мест для 67% детей от двух месяцев до трёх лет, в Крыму – для почти 57%, в Дагестане – 55%. Ещё в 55 субъектах страны дефицит мест в яслях составляет от 50% до 7%, в 19 – от 7 до 1%. Похоже это на 98%‑ную обеспеченность по Голиковой? Как-то не очень. Хотя в рамках нацпроекта «Демография» на решение «приоритетной задачи» заложено более 108 млрд рублей в 2019–2021 годах.

Координатор общественного движения РДДДО (Российским детям – доступное дошкольное образование) Кирилл Дружинин «не видит предпосылок» к тому, чтобы президентский наказ смогли выполнить даже к 2023 г.: «В районах, где ведётся активное жилищное строительство, количество мест в детских садах не соответствует потребности у людей. Нужно активно привлекать к решению проблемы коммерческие детские сады, выделять соответствующие средства на это из бюджета всех уровней – по-другому этого не сделать».

Недетские игры

Весной 2018 г. Московский городской педагогический университет (МГПУ) по заказу Рособрнадзора провёл исследование качества образования, в том числе дошкольного. Получилось, что почти в 60% детсадовских групп насчитывалось более 25 детей, в 34% – более 30, в 3% – более 40 ребят. А кое-где их больше полусотни в 40-метровой комнате. Социологи отмечают: «Спальни переполнены, кроватки стоят вплотную друг к другу – из-за этого у детей нет даже минимального личного пространства для расслабления, при этом инфекции дыхательных путей в период сезонной заболеваемости распространяются очень быстро в такой обстановке». По факту в группах детей не слишком много как раз по этой причине: либо болеют, либо сами родители держат их дома, едва появляется возможность не вести в сад.

В те же годы исследование Высшей школы экономики показало, что 81% матерей с детьми до семи лет нуждаются в дошкольных учреждениях (ДОО), более половины не могут получить к ним доступ. Это не значит, что дефицит тотальный – в некоторых регионах мест в садиках даже переизбыток. Но факт есть факт: в 1990 г. в РСФСР было 88 тыс. детских садов, к 2015 г. осталось менее 40 тысяч. Специалисты объясняют, что в 1990-е годы потребность в них падала из-за снижения рождаемости и числа работающих женщин. Все понимали, что рождаемость в стране достигла дна, что со временем она вырастет и садиков будет не хватать. Но российский чиновник живёт сегодняшним днём, и ему трудно устоять перед соблазном отдать ДОО кому-нибудь под офис или строительство нового дома.

Правительством из года в год назывались некие «неблагополучные регионы»: жаловались, что в Крыму украинские власти в 2009–2013 гг. не построили ни одного садика. Из отчётов можно сделать вывод, что в Краснодарском крае всё нормально, поскольку в списке неблагополучных его нет. В то же время, согласно данным Краснодарстата, в 2017 г. на 100 мест в детских садах края в Динском районе приходилось 174 ребёнка, в Сочи – 137, в Туапсинском районе – 135, в Апшеронском районе – 131. В учреждениях края на одного ребёнка приходится в среднем 7, 1 кв. метра – немногим больше, чем в СИЗО. Физкультурный зал имеют 42, 1% ДОО, плавательный бассейн закрытого типа – 3, 2%, зимний сад – 3, 8%. Размер взяток за возможность отдать ребёнка в садик достигает 100 тыс. рублей.

В Брянской области, ситуация в которой также не считается особенно пожарной, только половина из 107 тыс. детей ходили в детские сады. Причём в очередях маялись 6, 3 тыс., а ещё 47 тыс. юных брянцев даже не пытались получить заветное место. Прокуратура в ходе проверок выяснила, что дошколят кормят без проведения контроля качества продуктов, а «доставка некоторых продуктов осуществлялась гужевым транспортом, не имеющим санитарного паспорта». Также «были выявлены лекарственные препараты с истекшим сроком годности, в отдельных детских садах отсутствовал медицинский работник, в связи с чем гигиенические и противоэпидемические мероприятия в саду не выполнялись». Как следствие – вши и глисты, одно полотенце на троих и частник в белом халате, на поверку не имеющий лицензии на медицинскую деятельность. Зато поборы с родителей за пребывание в таком месте – святое. Как показала проверка, брали даже с детей-инвалидов.

Брянские садики озверели в том числе и от недофинансирования – даже налоги заплатить не могли. И что вы думаете: налоговая инспекция выходила в суд и получала своё. Например, с детсада «Чебурашка» в Клинцовском районе выбили налог на имущество в сумме 14, 7 тыс. рублей, «Малиновку» Суражского района раздели на 187 тыс. рублей, а «Капельку» – на 206 тысяч. Областная администрация, которая должна урегулировать такие истории в досудебном порядке, даже не шевельнулась.

При новом жилищном строительстве повсеместно не соблюдаются нормы, когда на 5 тыс. жителей обязаны появляться новая школа и 2–3 детских сада. В Петербурге в октябре 2013 г. презентован проект комплекса «Самоцветы» на Уральской улице: 210 тыс. кв. м жилья на 5, 2 тыс. жителей. Садик будет построен только один – всего на 170 душ. А поначалу была попытка ограничиться квартирой на первом этаже, где могли играть не более 20 детей. Новой школы не будет вовсе, а также собираются снести медсанчасть. И где неподкупные чиновники Смольного, которые согласовали такой проект?

В Петербурге тотальный дефицит школ и детсадов именно в строящихся районах. На намывных территориях Васильевского острова возводят многоэтажные кварталы, но детей приписывают к школе «Земля и Вселенная», до которой пара километров. С детскими садами ситуация тоже не сахар. Типичный новый район Шушары: здесь три садика на 40 тыс. жителей, в группах по 60 малышей и один санузел. Но и в такое учреждение большие очереди: пока дойдёт до вас, надо уже собираться в школу.

Первый онлайн-звонок

Проблема не нова: ещё в 2012 г. «АН» рассказывали, как президент Путин приказал ликвидировать очередь из трёхлеток в детские сады. Во исполнение чиновники Минобрнауки попытались снять с себя обязанность гарантировать ребёнку место в детском саду с трёхлетнего возраста. То есть разрешить не финансировать ясли. К счастью, инициатива не прокатила. Но она отражает понимание бюрократией глубины кроличьей норы. А значит, не нужно особо рассчитывать и на чудо в 2023 году.

К тому времени государство будет расхлёбывать куда более серьёзную проблему – дефицит мест в школах. В 2017 г. он уже достиг 6, 5 млн мест, как признала вице-премьер Ольга Голодец. Премьер Дмитрий Медведев тогда же с гордостью отметил, что за парты село на миллион школьников больше. Всё правильно: в школу пошло поколение беби-бума конца 2000-х, и, если не предпринимать экстренных мер, дефицит мест будет только нарастать.

В 2019 г. Счётная палата предупредила, что сейчас в школах учится 16 млн детей, а к 2024 г. их станет около 20 миллионов. И уже сегодня во вторую и третью смены вынуждены заниматься 13% всех российских школьников, а в начальных классах – почти каждый пятый! При этом число школ в стране не выросло, а сократилось на 1, 5% за год, потому что в регионах не утихает «оптимизация».

Осенью 2015 г. «АН» рассказывали, как около 20 жителей карельского посёлка Ламбасручей не пустили своих детей 1 сентября на праздничную линейку, несмотря на угрозы лишить их всех родительских прав. Протест стал ответом на планы оптимизировать местную школу, далеко не первую в Медвежьегорском районе. Родителям предложили либо сдать детей в интернат, либо возить их за 20 км в другую школу. Единственный школьный автобус старше любого ученика: регулярно ломается на лесной дороге, а дети в таких случаях поют для сугрева песни. Первоклашки, у которых три урока, ещё по три часа ждут окончания занятий в старших классах, чтобы уехать. В это время учительница, никогда не бывавшая в Британии, обучает английскому языку учеников 5-го, 6-го и 9-го классов одновременно. И весь этот Зощенко материализуется потому, что расходы на образование в Медвежьегорском районе сократились с 210 до 170 млн рублей.

Бюджет школы в алтайском селе Батурово составлял всего-то 467 тыс. рублей в год. Но в апреле 2015 г. школу, работавшую с 1890 г., закрыли, хотя её посещали 27 детей. Двери заколотили не сразу: начиналось всё 4 годами ранее с закрытия старших классов – тоже без всякой необходимости. Как следствие: молодые семьи потянулись в города, школа лишилась 18 учеников, и появились поводы для дальнейшей оптимизации. 11 педагогов сели на пособие по безработице, детей каким-то макаром возят за 10 км в с. Кучук – по глинистой дороге без ограждений, которую смывает осенью и весной. Вдумайтесь: бюджет целой школы составлял 467 тыс. рублей в год! Один чиновник в районе получает больше.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте