Аргументы Недели → Общество № 26(770) 7 – 13 июля 2021 13+

Доцент МГИМО Александр Ужанов рассказал о международной эстафете памяти и благодарности «Родина подвига – Родине героя»

, 20:17

В годы Великой Отечественной войны, когда вставал вопрос об открытии второго фронта союзников, люди отшучивались, «дескать, а чего нам ждать, у нас он давно открыт – называется «партизанский фронт». О том, какое значение для воспитания современной молодёжи имеет партизанская героика и как решаются сегодня общественниками вопросы увековечения памяти партизан и подпольщиков, мы поговорили с внуком партизана 13-й Журавичской партизанской бригады (действовала в Белоруссии на территории Гомельской области), координатором Международной эстафеты памяти и благодарности «Родина подвига – Родине героя», доцентом МГИМО Александром УЖАНОВЫМ.

– АЛЕКСАНДР Евгеньевич, вы инициатор народно-дипломатической инициативы, которой в этом году исполнилось 10 лет. В формате братания городов «Родина подвига – Родине героя» заключены межмуниципальные договоры с участием 35 сёл и городов. Известно, что побратимства в основном формируются на платформе фронтовых подвигов. Намерены ли вы братать города и сёла на основании подвигов партизан и подпольщиков?

– Конечно! Подвиги партизан и подпольщиков – величайший источник духовного развития нации. Открытый в конце 1941 года партизанский фронт без преувеличения стал настоящим вторым фронтом для гитлеровцев.

– Сколько человек в когорте партизан и подпольщиков были удостоены главной награды – Звезды Героя?

– Несправедливо мало, всего 250 человек, чуть более двух процентов. Причём каждый второй (124 человека) получил звание Героя Советского Союза посмертно. Именно поэтому мы включаем в перечень побратимских пар подвиги партизан и подпольщиков. Кстати говоря, Международная эстафета памяти и благодарности «Родина подвига – Родине героя» начиналась в нашей стране именно с подвига подпольщика, командира подпольной комсомольской организации в Краснодоне на Донбассе гвардии капитана Ивана Васильевича Туркенича. Известно, что Туркенича не было среди молодогвардейцев, удостоенных высшего звания Родины. Мы в 80-х годах прошлого века сочли это крайне несправедливым и на уровне гражданского общества поставили вопрос о присвоении легендарному партизану-подпольщику звания Героя Советского Союза. Я лично занимался организацией сбора подписей под представлением Туркенича И.В. к званию Героя Советского Союза (посмертно). Мы собрали около 200 тысяч подписей в Николаевской, Одесской, Полтавской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Житомирской, Киевской и Днепропетровской областях. Кроме того, реконструировали полностью боевой путь этого отважного офицера в составе 99-й Житомирской стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта. В Житомирской области поставили из гранита памятник Ивану Васильевичу – как и подобает масштабу личности и проявленному в борьбе с врагом героизму. Теперь это наш форпост на Украине! Каждый памятник, мемориал советским воинам в Европе – это наши духовные крепости. Сдать их – равносильно тяжёлому предательству.

Наша миссия – гарантированная защита советских воинских захоронений, памятников, мест памяти, связанных с принесёнными жертвами за свободу и независимость народов Европейского союза, за целостность нашей великой Родины. Раздающиеся иногда в адрес российского МИДа предложения типа демонтировать и забрать в Россию тот или иной памятник лично во мне вызывают протест и ощущение пораженчества. НИ ШАГУ НАЗАД ИЗ ЕВРОПЫ! Этот лозунг сегодня актуален как никогда. Не для того наши деды и прадеды ложились костьми за европейские народы, чтобы сегодня стыдиться за наши могилы, за памятники с пятиконечными звёздами и серпами с молотами.

Когда в Молдове вандалы порушили памятник Василию Маргелову, мы объявили инициативу братания Херсона, за освобождение которого этот выдающийся человек получил первое звание Героя Советского Союза, с его родным городом Днепром. А Днепр, несмотря на то что в Днепропетровской области формировался полк специального назначения «Азов», мы объявили городом, с которым мог бы побрататься город Ижевск – оружейная столица России, где создана самая лучшая в мире школа стрелкового оружия – Конструкторское бюро М.Т. Калашникова.

20 сентября 2020 года мы участвовали в перезахоронении в селе Кислянка Синельниковского района Днепропетровской области экипажа советского штурмовика Ил-2, останки которого обнаружили прекрасные украинские поисковики (среди опознанных – лейтенант Ф.С. Никулин родом из Добрянского района Пермского края). Вокруг этого эпизода ведётся большая работа. Уральскую Добрянку братаем с молдавскими Рышканами на платформе подвига лётчика Георгия Лядова. А Синельникову предложили вступить в побратимскую связь с белорусским городом Бобруйском на платформе подвига уроженца Кислянки лётчика Ивана Резниченко, который отличился при бомбометании скоплений вражеских войск и техники в Могилёвской области. Такова суть Международной эстафеты памяти и благодарности – её подхватывают простые люди, общественники, граждане самых разных стран, у памяти нет границ. Получается нарастающий итог в деле увековечения памяти о воинах-освободителях…

– А в чём он конкретно проявляется, этот итог?

– Финальный итог – Хартия «Военно-мемориальное наследие». Нам нужен как воздух механизм гарантированного сбережения военных мемориалов и памятников. Разве мы можем допустить, чтобы во Львове после демонтажа мемориала было подвергнуто опасности военное кладбище, на котором упокоено 3, 5 тысячи советских воинов, отдавших жизнь за современный Львов. Именно поэтому мы создали инициативную группу и начинаем проектировать братскую модель отношений между населением Львова и населением города Саранска, откуда родом знаменитый лётчик Михаил Девятаев, совершивший подвиг под Львовом и там же попавший в плен к немцам. Не угони он самолёт с секретами ракет ФАУ и их географическим расположением, ещё неизвестно, чем бы кончилась Вторая мировая война…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram