«Я пригласил на авиасалон Илона Маска»: Магомед Толбоев о проведении МАКСа в 2021 году
№ () от 6 июля 2021 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Главный вопрос, который мучает любителей авиации России, – состоится ли традиционный Авиакосмический салон МАКС в Жуковском или Роспотребнадзор перекроет ему воздух? Поможет ли нашим авиаторам «русский дух»? Приедет ли на авиасалон великий и ужасный Илон Маск? Почему в мире так мало авиановинок? Зачем Иран арендовал на МАКСе самый большой ангар? Будут ли автожиры опрыскивать картошку? Посмеет ли Роспотребнадзор встать на пути всемогущественного Сергея Шойгу? Об этом главному редактору «АН» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает Герой России, заслуженный лётчик-испытатель генерал-майор Магомед ТОЛБОЕВ.
Целебный воздух МАКСа
– Здравствуйте, Магомед Омарович. На носу очередной знаменитый на весь мир авиасалон МАКС в Жуковском. Вы были одним из его прародителей. В связи с пандемией возникало много опасений о его судьбе. Скажите, в этом году он состоится?
– Авиасалон обязательно состоится. Такие крупнейшие авиасалоны мирового значения, как Фарнборо или Ле Бурже, который впервые прошёл в 1903 году – МАКС моложе его на 90 лет, – были отменены. В отличие от них МАКС не просто МЕЖДУнародный авиасалон. Он авиасалон народный! У нас на выставку авиатехники приходят не только специалисты, но и просто любители авиации. С детьми, с внуками. Для нас это важнейший пункт. Возьмём богатейший авиасалон в Дубае. На нём бывает от силы человек 800. Это не авиасалон, а рынок купли-продажи авиационной техники. А у нас авиапромышленность показывает своему народу, что она делает и что будет делать в перспективе. Это российский авиасалон, с русским духом. Наши деды даже во время Великой Отечественной проводили парады под угрозой немецкой бомбёжки. А мы что, ослабли духом? Какой-то вирус нас не напугает. Единственное – мы обращаемся с просьбой к любителям авиации, среди которых, не секрет, люди высокоинтеллектуальные, – обязательно соблюдайте масочный режим в павильонах.
– А на свежем воздухе?
– Поле – 36 квадратных километров. Ветерок, запах керосина и зелёной травы. Целебный воздух. Здесь можно немного расслабиться. Но в павильонах – ни в коем случае. Это вопрос ответственности и здравомыслия.
– Я бы не хотел, чтобы пандемия и коронавирус стали темой нашего разговора. Мы с вами старые друзья, и я знаю страшный секрет организаторов МАКСа. Вы вели переговоры о том, чтобы в этом году салон посетил сам великий и ужасный Илон Маск. Это правда?
– Я связывался с Маском через его помощника. Он сказал, что 20 июля готовится запуск очередного его космического аппарата. Поэтому Илон просто не знает, сможет ли посетить наш авиасалон. Если и приедет, то, конечно, без экспонатов. Но само присутствие такого человека уже делает честь авиасалону. Это яркий представитель не американской космической отрасли, а всей мировой космонавтики. Он очень уважает наши традиции и опыт. У него в кабинете портреты Королёва, Гагарина. Это человек, преданный космосу. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы он посетил МАКС хотя бы в качестве гостя, присмотрелся, оценил обстановку. А уже через два года, в 2023 году, принял полноценное участие со своими макетами и экспонатами.
– А нашим авиационным и космическим чиновникам прилёт Маска не окажется костью в горле?
– Я не участвую в их заседаниях и не знаю, что их расстраивает. Но это не мои проблемы. Я реальный человек и делаю реальные дела для пользы России. А у кого там чего болит – пусть они сами и переживают. Если он приедет, то будет моим личным гостем, а не гостем каких-то чиновников.
– Если он приедет, познакомите меня с ним для короткого интервью для наших читателей и поклонников авиации?
– Постараюсь.
Авиация малая, а внимание большое
– Вернёмся к авиасалону. Какие будут новинки?
– Новинок на данный момент нигде в мире нет. Время такое.
– Но ведь авиатехника, как минимум, постоянно модифицируется. Знаю, что Ил-114 был модифицирован.
– ИЛ-112 точно будет. А вот прилетит ли Ил-114 – зависит от фирмы. У них тоже есть руководство – ОАК. А у ОАК руководство – «Ростех». Если раньше был прямой контакт с фирмами и мы знали, кто что может, кто что планирует привезти, то сейчас это многоступенчатая пирамида, затрудняющая работу. Для нас очень важно, что будет МС-21. Продукт полностью российских технологий.
– Это фирма Яковлева? Он прилетит уже с российскими двигателями?
– Да. Олег Демченко, главный конструктор, который раньше руководил яковлевской фирмой, а сейчас работает в ОАКе, но сохраняет влияние в фирме, сказал, что это будет полностью русский самолёт.
– На прошлом МАКСе я был в салоне этого самолёта. Очень интересно посмотреть, как он изменился за два года. А что с вертолётами? Например, у фирмы Камова. Я общался с их главным конструктором около года назад. Он говорил, что ведутся разработки скоростного вертолёта.
– Что касается камовской фирмы, то у них есть прекрасная возможность полноценно показать Ка-62. Относительно того же Ми-8 – это очень скоростной вертолёт. Ми-8 выполнял две функции. Первая – для Министерства обороны. А во второй ипостаси это самолёт МЧС или санитарной авиации. Пассажиров он не перевозил, только в случае спецперевозок. А Ка‑62 приспособлен именно для пассажирских перевозок: хороший салон, удобный, комфортный. Для российской авиации это вполне себе новшество. У нас до сей поры не было пассажирских вертолётов. Все вертолёты предназначались для армии и промышленности, и люди в вертолётах если и были, то не в качестве пассажиров, а в качестве живого груза.
– Последние годы вы полностью отдаёте себя малой авиации. На частном Воскресенском аэродроме вы пропадаете днями и ночами. Будет ли на предстоящем МАКСе представлена малая авиация?
– Мы всегда обращаем на малую авиацию большое внимание. Всех уговариваем – прилетайте, заправка за наш счёт, стоянка бесплатная. Будем надеяться, что «маленькие» прилетят.
– На Воскресенском аэродроме, я слышал, летают и автожиры?
– Автожиры – это очень большая работа. Очень нужная и перспективная. Сколько лет мы с ними бьёмся! Но нет заказчиков! А ведь у этой техники невероятные возможности! Особенно у сельхозварианта. Это же нужнейшая вещь для Минсельхоза. В отличие от вертолёта автожир тратит мало топлива. Может летать на высоте хоть пять метров. При распылении полезных веществ с такой высоты они попадают точно в нужное место, а не разлетаются на километры, как в случае с опылением с самолётов.
– Но я слышал, что Министерство сельского хозяйства всё-таки заинтересовалось автожирами и есть какое-то движение.
– Управление по картофелеводству – если я правильно назвал этот орган – заинтересовалось. Переговоры идут. Всё уже сделано, проверено и испытано. В любой момент готовы запускать производство. Нам нужен только заказ.
– А ещё я слышал, что в ряду малой авиации появился какой-то летающий автомобиль. Как у Фантомаса. Это правда?
– Абсолютная. Уже проведено 10 испытательных полётов. Сейчас машина дорабатывается по выявленным замечаниям. На авиасалоне она обязательно будет, сможете посмотреть вживую. Это скорее не летающий автомобиль, а самолёт, который может ездить. Отрывается от земли на скорости 60 километров в час, на такой же скорости садится. Хочешь – убирай крылья и езжай по земле. Хочешь – выпускай крылья и лети. Над этим бились многие мировые фирмы. Ни у кого пока ничего толком не вышло. Всё утыкается в экономичность, эффективность и, главное, в безопасность.
– Сколько человек влезает в этот самолётомобиль?
– Они двухместные.
– Это техника будущего?
– Запросто может оказаться и так. Кто знал, что неожиданно такой популярностью будут пользоваться квадрокоптеры? Они известны со времён царя Гороха, но никому не были нужны. И вдруг – теперь они на каждом шагу и всем их подавай. От детишек до военных. Или взять беспилотники. Военные их делали с пятидесятых годов прошлого века. Огромные такие боевые аппараты. И вдруг раз – и теперь они нужны всем подряд в гражданском секторе. Никакую технику нельзя сбрасывать со счетов. Нужно разрабатывать всё. Победит дальновидный.
Разведка боем
– Поговорим о военной технике. Т-50, как его недавно называли. Его на салоне представят с новыми двигателями?
– Да. Самолёт будет в полной комплектации. Раньше на него ставились двигатели с Су-27. Теперь на нём «родные» двигатели, которые проектировались специально под этот самолёт.
– А почему сначала ставились двигатели от «сушки»?
– Мировая тенденция – самолётостроение идёт впереди двигателестроения. Делать двигатели в 10 раз сложнее, чем сам самолёт. «Сатурн» наконец довёл двигатель до эксплуатационной кондиции, и теперь он будет стоять на этом самолёте, как ему и полагалось с самого начала.
– Он даст какие-то необычные преимущества?
– Сами решайте. Никто в мире ещё не летал на сверхзвуке без форсажа. А что такое форсаж? На этом режиме топливо просто льётся в двигатель, как из шланга. Пять минут на форсаже, и твои баки пусты. Этот режим применяют только в боевых условиях на 10–15 секунд, чтобы выйти в преимущественное по отношению к противнику положение. А Т-50 с новыми двигателями делает сверхзвук в бесфорсажном режиме. Это 1600 километров в час. А с форсажем пойдёт на 2200.
– Фантастика. Вернёмся к мирному небу. «Суперджет» очень много критиковали. Слышал, что сейчас с ним происходят некоторые трансформации и по двигателям, и по оборудованию. В каком варианте на МАКСе будет представлен «Суперджет»? В старом или новом?
– Надеюсь, что в новом. Им же нужно показать машину потенциальным заказчикам. Публика ведь смотрит на красивый самолёт. А заказчикам нужно то, что у него внутри. Так что производителю выгодно привезти на авиасалон самый новый вариант, чтобы лучше его продать.
– С Украины что-то будет?
– Нет. Полный разрыв. Ни «Антонова», ни «Мотор-СИЧ» – ничего не будет. Украинская власть запретила любые контакты. С нашей стороны никаких ограничений нет.
– Китайцы в последние годы рвутся в большую авиацию. У них будет свой павильон? Что они в него привезут?
– Павильон будет. А что привезут – я не знаю. Но по площади павильон они забронировали очень большой. Так что, скорее всего, постараются чем-то удивить. По площади самый большой арендованный павильон именно у китайцев и иранцев.
– Иран?!
– Да, вы не ослышались.
– А что иранцы могут показать?
– Они ничего не показывают (смеётся). Они у нас всё берут. Собирают информацию. Зачем им для этого большой ангар – непонятно. А вот у китайцев всё серьёзно. Если раньше они, как сейчас Иран, участвовали в салонах для впитывания авиационных тенденций, конструкторской мысли, то сейчас они начинают всерьёз влиять на этот рынок.
– Как западные производители представлены на МАКСе?
– США и Великобритания на этот раз не приедут. У них полная стагнация, и показывать просто нечего. Франция собирается. Для них Россия – важный рынок. На пассажирских перевозках у нас на 50% летает Airbuse.
– От Роспотребнадзора зависит, кого пускать на авиасалон, в каком виде, надо ли иметь какие-то QR-коды или ПЦР-тесты. Сейчас, за три недели до мероприятия, есть уже какая-то ясность?
– Каких-то прямых требований или условий не выставлено. И сейчас вводить какие-то условия просто поздно. Кто-то купил билеты, крупнейшие производители арендовали площади и запланировали доставку образцов и моделей техники, затрачены на это огромные суммы. Сейчас отыграть это назад или обусловить какими-то ограничениями – означает подорвать их веру в наши возможности, насмерть убить деловую репутацию российской авиации и России в целом. Это надо было делать хотя бы месяца два назад. Ещё один нюанс. Авиасалон МАКС для армии является своеобразным пандемическим испытательным полигоном. Уже через месяц в Кубинке пройдёт уже чисто военная выставка. На МАКСе военные будут смотреть на то, что будет делать Роспотребнадзор. Условия-то совершенно идентичные. Получается, МАКС – это своеобразная разведка боем. На нас армия обкатает меры противодействия проблемам, если Роспотребнадзор будет их создавать. А противодействовать Российской армии – занятие не самое умное и плодотворное. Тем более когда Министерством обороны и лично Сергеем Шойгу проделана такая огромная работа для проведения выставки «Армия-2021».
– Надеюсь, следующий наш разговор будет уже в вашем павильоне на Международном авиакосмическом салоне, мы пройдёмся по всей территории, вы нам всё покажете, и следующий наш репортаж будет оттуда.