Законодательное собрание Нижегородской области (ЗСНО) решило изменить правила парковки в столице ПФО. Изменения позитивны для автовладельцев, но насколько вообще сам проект актуален в текущих реалиях, разбирались «АН. Волга».
В соответствии с официальным релизом в ходе заседания комитета по транспорту и дорожному хозяйству депутаты обсудили изменения в законе «Об организации дорожного движения на автомобильных дорогах Нижегородской области». В частности, законопроект предполагает увеличение периода бесплатного пользования платными парковками в будние дни на один час, с 20.00 до 8.00. Фактически это отклик на многочисленные обращения жителей нагорной части города, сетовавших на то, что им нельзя будет оставить авто на ночь у собственного дома.
В тренде
Также предлагается установить право бесплатного пользования платной парковкой в течение первых 15 минут. Предусматривается еще и выделение стояночных мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов. Ну и самое передовое решение – бесплатная парковка для электрокаров. Правда, в регионе пока 68 электромобилей, от непритязательного Nissan до роскошной Tesla, но сам факт показателен: ЗСНО идет в ногу со временем (чуть не написал «в ногу с Гретой Тунберг»).
– Платные парковки – одна из важнейших составляющих транспортной системы. Они являются механизмом регулирования трафика за счет изменения транспортного поведения людей. Однако и здесь необходимы послабления. К примеру, что касается инвалидов, дефицит машино-мест часто приводит к серьезным разногласиям, – констатировал председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков.
Платные парковки стали российской реальностью уже достаточно давно. Застрельщицей традиционно выступила Москва, введя их с лета 2013-го, за ней последовали Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург… Далее – по списку российских миллионников.
– Мы и так долго держались, – уверяет кандидат экономических наук Василий Самыкин. – И списывать всё на просчеты быстро менявшегося в последние годы политического и административного состава администрации города нельзя. Решение закономерное, оно когда-нибудь дойдет до всех региональных центров, включая какие-нибудь Иваново и Кострому.
По факту бытия
В настоящее время платные парковки организованы у Московского вокзала, на улицах Варварской (дом 32, здание Нижполиграфа), Рождественской и Максима Горького. Они изначально организовывались как платные, но не всегда работали. Сейчас по мнению народных избранников, их работа должна стать стабильной и приносить доход в бюджет.
Автор, правда, живет давно и помнит не только бесплатную парковку у того же Нижполиграфа (где он семь лет проработал и пользовался служебной машиной), но и автостоянки на островке безопасности площади Свободы. И даже, представьте, 40 лет назад ставил свой автомобиль на площади Минина и Пожарского, там была парковка вдоль кремлевской стены от Георгиевской до Пороховой башни. Впрочем, о чем это я: даже еще 20 лет назад можно было по тому же кремлю ночью гулять с собакой, крепость на ночь не закрывали и посетителей за ворота не выгоняли.
– Найти европейский город, в котором не были бы ограничены парковка или даже просто въезд в исторический центр, нельзя, – говорит кандидат исторических наук Сергей Белов. – Международная риелторская компания Colliers International пару лет назад представила свой топ-10 самых дорогих по суточной парковке городов мира. Туда вошли Лондон, Амстердам, Вена, Афины и Копенгаген. Ну всякие Абу-Даби мы брать не станем, там иные цены, доходит до $55–65 в сутки. При этом в и так дорогом для автомобилистов Лондоне просто право въезда в центр, в Сити, обходится в £12–15 в день в зависимости от типа транспортного средства.
День грядущий
В 2022 году в регионе планируется ввести сеть платных парковок открытого типа общей емкостью 7400 машино-мест, из которых не менее 10% зарезервируют для людей с ограниченными возможностями здоровья. В городе будет установлено 123 паркомата, 120 комплексов фото- и видеофиксации, как стационарных, так и мобильных.
Остается решить важный вопрос: как обеспечить горожанам право оставлять свои машины у домов, где они проживают (именно проживают, а не зарегистрированы, автор сам уже давно не живет по месту регистрации).
– Я была в командировке в Тель-Авиве, там весь город поделен на зоны для резидентов, в своем районе они паркуются бесплатно, в чужом – за половинный тариф, – рассказывает архитектор Инна Всеволодова. – Водители старше 70 лет и инвалиды могут везде оставлять транспортные средства бесплатно. С 9 утра до 17 вечера приезжие могут парковать транспортные средства на любой парковке из тридцати, после 17.00 – только в специально отведенных местах, это требование антитеррористической безопасности. Платных парковок несколько типов: с поминутной оплатой через мобильное приложение, через парковочный автоматами, есть стоянки с простой оплатой при въезде, как у нас. А в Токио вам вообще не зарегистрируют машину или даже мопед, если вы не представите справку от кондоминиума, что у вас есть парковочное место в гараже или на улице рядом с домом.
В столице России проблему решили: резидент может оформить льготный тариф сразу на год, если он работает или живет в данном районе, необходимо лишь представить копию договора аренды жилого помещения или офиса. Вероятнее всего, нижегородская практика не станет отличаться от московской.
– Вопрос, что делать, например, родственникам, проживающим вне пределов областного центра, если они захотят приехать в гости к нижегородцам на собственном автомобиле, должен быть решен заранее, дабы не провоцировать конфликтных ситуаций, – уверен Василий Самыкин. – Может быть, предлагать парковочный билет с большой скидкой при заказе его заранее. Может быть, организовать гостевые стоянки в каждом районе. Это техническая тема, но она требует тщательного предварительного рассмотрения.
Не совсем удовлетворены эксперты и набором предлагаемых парковочных правил, а также механизмом реализации нижегородского «стояночного устава».
– Не совсем понятно, как будут наказывать нарушителей, прикрывающих номера, эту тему нужно решить детально и прозрачно, – уверена кандидат юридических наук Жанна Иволгина. – В Перми, например, с нею столкнулись в полном масштабе. Как говорил на семинаре руководитель Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис: «Есть люди, которые по разным причинам считают, что платные парковки – это зло, что их необходимо ликвидировать и вообще вернуть социализм. Такие люди действуют разными способами. Есть те, кто пытается этот социализм создать персонально для себя, закрывая номера на своих автомобилях. Есть те, кто пишет письма в разные инстанции. Есть люди, которые обращаются в суды и пытаются оспорить правовые акты, регулирующие эту сферу.
Касательно льгот для электромобилей у правоведа тоже есть вопросы.
– В законе скрыт некий, не побоюсь этого слова, экопопулизм, – продолжает Жанна Иволгина. – Смотрите, как все это выглядит. Человек достатка более чем среднего покупает Tesla Model S за 3,5–4 миллиона рублей и не платит за стоянку. Человек среднего достатка покупает Lada Granta за 600 тысяч рублей и за стоянку вынужден платить. И кстати, почему законодатель не обращает внимания на иные категории электрических транспортных средств? Официально так называемые «одобрения типа» получены на многие виды техники, не только на электромобили, это документы Министерства внутренних дел и Ростехнадзора, разрешающие эксплуатацию на дорогах общего пользования. Вообще-то в продаже уже сегодня есть и электрические мотоциклы, и даже тракторы!