HeliRussia-2021: новинки вертолетной индустрии
Только самолетом или вертолетом
№ () от 25 мая 2021 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Можно долететь. В прошедшее воскресенье в выставочном комплексе «Крокус Экспо» завершилась традиционная весенняя XIV Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia-2021. Сказать, что она поразила новинками или размахом, нельзя – в общем, скорее старые песни о главном. Есть кое-что новенькое, о чём будет ниже. Но то, что в нашей стране вертолётная индустрия существует, – непреложный факт. Без неё наша громадная страна попадёт в кабалу к любителям объявлять санкции и вводить разнообразные эмбарго. Лёгкий многоцелевой вертолёт VRT500 на выставке HeliRussia-2021
Из-за отсутствия дорожного сообщения...
Для начала жутковатая иллюстрация из недавней трагедии. Сообщение ТАСС от 19 мая: «Количество горящих домов в посёлке Дальний Иркутской области возросло с 17 до 24. По последней информации, в Дальнем горят 24 дома: 11 жилых, 13 нежилых. Существует угроза дальнейшего распространения. В связи с пожаром Главное управление МЧС России по Иркутской области приведено в режим функционирования «чрезвычайная ситуация». Погибших и пострадавших нет. 15 жителей посёлка размещены в здании местной администрации. В профилактических целях в населённом пункте отключена электроэнергия.
Пожар пока тушат добровольные пожарные и местные жители. На место направлены самолёт-амфибия Бе-200, аэромобильные отряды МЧС и Авиалесоохраны. Из-за отсутствия дорожного сообщения в посёлок авиацией МЧС также доставят десять спасателей специализированной пожарно-спасательной части с необходимым оборудованием для тушения».
Для нашей страны, особенно северов, Сибири, Дальнего Востока, ситуация с отсутствием дорожного сообщения не уникальна. Ещё в 2006 г. об этом буквально бил в набат тогда президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Максимович Примаков: «70% населённых российских пунктов, где проживают 12 миллионов человек, не имеют связи с сетью дорог общего пользования». Жители многих городов, деревень и сёл не могут воспользоваться современными поликлиниками и больницами из-за отсутствия постоянного транспортного сообщения, а основным видом транспорта является трактор. Не все дети и подростки могут получить образование, так как необходимая перевозка детей из малых населённых пунктов невозможна без круглогодично функционирующих автомобильных дорог.
Итог – заброшенные деревни и посёлки, молодёжь перебирается в города и крупные населённые пункты. Почему это происходит сейчас, понятно, смена государственного устройства сработала. Раньше по этим медвежьим углам во множестве, буквально тысячи самолётов, летали «кукурузники» Ан-2, вертолёты Ми-8 и Ми-2 (вспомните фильм «Мимино»). Цены на такие местные перелёты были сопоставимы с билетами на междугородный автобус, существовало стабильное расписание, множество аэродромов и посадочных площадок. Сегодня большинство из них поглотила тайга. По воспоминаниям авиаторов той поры, летали очень много, плюс случались санитарные рейсы. Вот люди и жили в условиях, может быть, и не самых комфортных, но точно без чувства оторванности от цивилизации. Впрочем, региональные авиакомпании и сейчас летают, но и количество населённых пунктов ограничено – масштаб далеко не тот.
Горящему посёлку Дальний, можно сказать, повезло – он оказался в пределах досягаемости авиации МЧС, были рядом силы и средства, и даже самолёт-амфибия Бе-200. И немногие жители, которые схватились с огнём. А так у Дальнего был реальный шанс остаться населённым пунктом только на карте. Видел такие многократно не где-то в глуши, а уже в полусотне километров и далее, например, от Перми, от города-миллионника, краевого центра в европейской части страны. Только дорожные знаки с названиями деревень, даже стойкие печные трубы уже съедены тайгой. И ни души...
Куда залетит VRT-500?
Поэтому вопрос обеспечения современными экономичными лёгкими вертолётами региональных перевозчиков актуален в нашей стране. И на выставке HeliRussia‑2021 таковой имелся – VRT-500. В 2018 г. его макет уже демонстрировали на выставке, но это был ещё очень сырой вариант. Уже тогда он привлёк внимание, но уверенности, что дело дойдёт до серийного производства и контрактов, не было. Уж слишком часто на этом форуме появлялись очень интересные летательные аппараты с отличными характеристиками, заявлялись планы сертификации и производства, но потом они печальным образом где-то растворялись и исчезали из виду. С концами... Как правило, их показывали крошечные КБ, организованные по частной инициативе. Но одно дело – создать опытный экземпляр-демонстратор, другое – выйти на промышленный уровень производства.
С VRT-500 ситуация иная. За спиной конструкторского коллектива «ВР‑Технологии» (отсюда и название импортное, на латинице – VRT) стоит мощный холдинг «Вертолёты России». На выставке показали нелётный экземпляр, но видно, что вертолёт близок к первому полёту.
Немного о технической части. Это лёгкий однодвигательный вертолёт соосной схемы (два вращающихся в противоположных направлениях несущих винта, как у большинства вертолётов «Камова»). Отсутствие длинной балки с подруливающим винтом приносит существенные выгоды при посадках на ограниченные площадки – диаметр их заметно меньше, чем у аналогов по грузоподъёмности классической одновинтовой схемы. В вертолётостроении есть даже термин «ометаемая площадь». Есть даже задний грузовой люк, чем не готовы похвастать «классические» одноклассники. Следовательно, переоборудовать VRT‑500 в санитарный вариант не представляет сложностей. Компактность в условиях города – это серьёзный козырь. Соосная схема устойчива к боковым порывам ветра, такой вертолёт легко висит на месте, что очень важно при спасательных работах, спуске и подъёме грузов без посадки на землю. Нормальная взлётная масса заявлена 1600 кг, дальность – 860 км, скорость – до 250 км/ч. Вертолёт получит самую просторную в своём классе кабину – 5 человек разместятся с комфортом. Полезная нагрузка – 730 кг или до 900 кг на внешней подвеске.
А теперь о странностях отечественного проекта. VRT-500 будет оснащаться газотурбинным двигателем PW207V максимальной мощностью 700 л.с. компании Pratt & Whitney Canada («Пратт-Уитни»). Трансмиссию будет поставлять итальянская компания Avio Aero. Система кондиционирования воздуха – разработка международного концерна Liebherr-Aerospace. Комплекс авионики FlytX для вертолёта предоставит французская Thales. Модные интерьеры и внешность от знаменитой фирмы Italdesign («Италдизайн»).
Ничего не напоминает? VRT‑500 явно выступает как яркий продолжатель дела самолёта «Сухой Суперджет 100». Аргументы для использования комплектующих из стран, которые нам объявляют санкции, всё те же – проще сертифицировать и организовать экспортные продажи. Правда, трудно спорить, когда собственных двигателей подходящей мощности нет. Значит, можно ожидать «подлянки» от канадцев.
Как утверждает деловой авиационный портал ATO.RU, VRT-500 сначала получит сертификат типа в Европейском агентстве по безопасности авиаперевозок (EASA). Именно для этого в прошлом году «ВР‑Технологии» купили итальянскую фирму Vertex Aer, у которой есть разрешение EASA на конструкторскую деятельность (Design Organization Approval) в отношении вертолётов. Заявка в EASA на сертификацию VRT-500 уже подана, получение сертификата запланировано на 2023 г., сказал представитель «ВР-Технологии». Российская валидация ожидается в 2024 году. Сейчас в Италии собирается первый прототип, который, как ожидается, начнёт полёты в начале 2022 года.
Дальше – больше. Компания из Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) Tawazun уже выкупила 50% ООО «ВР‑Технологии». Называется солидная сумма – 400 млн евро. Правительство России сделку одобрило. Этот инвестиционный фонд планирует для начала закупить сотню VRT‑500 для полиции, службы спасения и других организаций. Возникает впечатление, что скоро вертолёт вообще потеряет связь с родной землёй. В компании-производителе к 2035 г. с VRT-500 планируют занять 15% мирового рынка в сегменте лёгких вертолётов этого класса. Может быть, на этот раз проскочим?
Облётывать будут в России
И лечить от «детских болезней» тоже. «Русские вертолётные системы» (РВС) в рамках деловой программы 20 мая подписали контракт на поставку пяти машин VRT-500. «РВС» является основным эксплуатантом более крупного двухдвигательного вертолёта «Ансат», так что опыт имеется. Заказчик должен их получить до конца 2024 г. – ждать осталось недолго. Собирать вертолёты первой партии будут на Улан-Удэнском авиационном заводе, его специализация сегодня – средние Ми-8/17.
Также двигателестроительная фирма «ОДК-Климов» из Санкт-Петербурга обещает к 2023 г. сертифицировать, а в 2024‑м начать серийное производство двигателя ВК-650В. Вполне возможно, это будет двигатель для внутреннего употребления, для российских госзаказчиков и силовых структур. Он же планируется на «Ансаты». И главное, чтобы он был!
А на экспорт вертолёт пойдёт с канадским двигателем, там хорошо налажено его техническое сопровождение. Как будет обстоять дело с этим в России, с поставкой запчастей и комплектующих, – непонятно. Если так же, как для «Суперджета», то дело труба. Но Минпромторг Дениса Мантурова настойчиво рвётся в международную интеграцию и кооперацию. Так пусть уж лучше VRT-500 летает. У нас страна огромная, а заниматься импортозамещением уже входит в привычку.