> Как в Челябинске торгуют умершими - Аргументы Недели. Челябинск

//Общество 13+

Как в Челябинске торгуют умершими

25 мая 2021, 11:16 [ «Аргументы Недели. Челябинск» ]

Александр Власов

В Челябинске на минувшей неделе задержали полицейских, передававших похоронщикам данные об умерших горожанах. Как стало известно, возбуждены уголовные дела о получении ими взяток за незаконные действия, в крупном размере.

Расследование начато в отношении трех оперативных дежурных и участкового уполномоченного двух райотделов МВД.

Предварительно установлено, что с 2019 года полицейские за деньги передавали предпринимателю, занимающемуся ритуальными услугами, информацию об умерших людях в Челябинске.

Прокомментировать ситуацию, мы попросили руководителя Научно-исследовательского института судебной экспертизы «СТЭЛС» профессора Российской Академии Естествознания, заслуженного работника науки и образования Александра Власова.

- Эта тема о так называемой торговле трупами уже не первый раз выплывает на обозрение. Она имеет очень давнюю историю. И начала, формироваться, как проблема, еще в конце 80х годов прошлого века. По крайней мере, уже в начале 90х расцвела бурным цветом. В то время, доминирующую роль играла в структуре похоронных служб муниципальное предприятие городское «Мемориал». Данная тема всегда была очень привлекательной в смысле бесконтрольного и необлагаемого никакими налогами добывания денег… И достаточно серьезных денег. И вокруг нее неизбежно стали появляться, желающие принять участие в дележе добычи. Постепенно стали возникать разные, сначала мелкие, потом они укрупнялись, предприятия, вступившие в конкурентную борьбу с «Мемориалом».

На перегонки со смертью

Причем, конкуренция эта, с самого начала приняла самые уродливые формы, какие, только можно себе представить. Первым орудием в арсенале этой борьбы, явилось стремление завладеть информацией об умершем. Источниками этой информации являлись две службы. Практически 99% эта информация сосредотачивалась в руках, либо скорой помощи, либо дежурной части городского УВД. И не потребовалось особых усилий, чтобы договориться с руководством скорой помощи, и с руководством УВД Челябинска. О том, чтобы при поступлении информации этой, об умершем, поступала она обычно по телефону… Чтобы она немедленно передавалась по телефону, уже в адрес какой то из похоронных служб. Через самое короткое время, эта система приобрела очень стройный и выверенный характер, с неизбежными, как у нас бывает, элементами бюрократизма.

Сидит диспетчер, допустим скорой помощи, поступает вызов, о каком-то трагическом событии, обычно это телефонный звонок родственников. Тут же мгновенно. Еще не закончив разговор диспетчер набирает номер похоронной организации, сообщает адрес, номер телефона, фамилию и после этого уже передает эту информацию, уже по положенным штатным каналам в городское управление внутренних дел, откуда должна выехать дежурная следственно-оперативная группа для осмотра места происшествия, для решения вопроса о том, что делать с умершим. Или дома его оставлять, или направлять в морг на сохранение, или направлять на судебно-медицинскую экспертизу.

В дежурной части УВД соответственно приняв этот вызов, передают его, какой-то уже другой своей, аффилированной фирме. На промежуточных этапах, если этот звонок состоялся не в скорую, а в районный отдел внутренних дел. Там тоже сидят люди, которые передают эту информацию – третьей фирме, четвертой фирме…

В результате возникает такая с одной стороны драматическая, с другой стороны комедийная ситуация, когда в подъезде перед квартирой умершего, собираются похоронные агенты от двух, трех… пяти… восьми разных предприятий. И начинают между собой выяснять отношения, вплоть до применения физической силы. Что очень не редко имело место. Начинается жесткая борьба за доступ к телу покойного

Родственники умершего, в абсолютном большинстве случаев, находятся в шоковом психо-эмоциональном состоянии. Когда первый, кто предложил им свои услуги, обычно с тем они и соглашаются. Причем, не торгуясь, не выясняя, есть ли какие-то другие варианты. Может быть более привлекательные. Или более дешевые. Что весьма немаловажно, потому, что стоимость всего этого пакета похоронных услуг довольно приличная была всегда. Поэтому главной задачей у нескольких похоронных предприятий было получить первыми эту информацию. И как можно скорее добраться туда. А бюрократизм проявился в том, что везде велись журналы строжайшей регистрации. Даже не минутной, а секундной. Когда и кому была эта информация передана. А потом производилась. Иногда еженедельная. Иногда ежемесячная сверка всего этого посекундного графика. Потому, что всем, было, заплатить за информацию было просто невозможно. А претендовали на оплату, и скорая, и дежурные, и участковые…

Вот сидели, сверяли с начальниками дежурных частей, райотделов похоронщики. Выбирали и отмечали, кто первые. Кому должна быть произведена оплата, а остальные, извините. Нет.

Приезжайте, он скоро умрет

Иногда скорая выходила в лидеры. Иногда милиции удавалось добиться превосходства в этом вопросе. Потом стали претендовать на оплату, и те и другие. Что мол, если передали вам информацию и мы и они, то платите и нам и им. Что, конечно привело к подорожанию…. С самого начала стоимость такого телефонного звонка составляла довольно символическую сумму – 300 рублей. Потом стало 500. Потом тысячу. Сейчас, судя по всему, от трех до пяти это колеблется… Естественно, все это ложится тяжелым бременем на плечи родственников усопшего, в виде дополнительных расходов связанных с похоронным процессом. А в рамках вот этой конкурентной борьбы. Дело доходило до достаточно необычных эпизодов. Я, как то в качестве дежурного эксперта приезжаю на осмотр места происшествия со следователем прокуратуры. Который тоже, как и я в гражданской одежде. Машина. Тоже без опознавательных знаков гражданская. Подходим к подъезду. А в дверях подъезда стоит начальник городского управления внутренних дел, подперев бока кулаками. И не опознав нас. Дело было глубокой ночью. В темноте говорит нам: быстро отсюда свалили… Решил судя по всему, что приехали конкуренты той фирмы, в интересах. Которой он лично стоит и охраняет место происшествия…

Система на самом деле существовала давно. Это, кстати проблема и беда не одного Челябинска. Это фактически имеет место по всей стране. Причем бороться с этим, как то плохо получалось. В других сферах бизнеса, все было несколько цивилизованнее. Собрались люди, поделили город. Кто, какой район обслуживает. Шли на компромисс. Чтобы устранить как то вот такие безобразные конфликты. А Конфликты то были очень серьезные, вплоть до убийств. Среди бела дня, на улице города в одного похоронщика разрядили всю обойму из пистолета ТТ.

И похоронщмкам , вот этого цивилизованного общения между собой все добиться не удавалось. Я думаю, потому, что очень большая там прослойка людей. Физически, конечно активных. Спортсменов там бывших. Но очень много криминальных и полукриминальных элементов. Которые не склонны вообще к договорам и компромиссам, а привыкли решать возникающие проблемы или кулаком, или пистолетом.

И нынешний эпизод, с выявлением сотрудников полиции, которые это практиковали, в нем ничего, на самом деле, удивительного и необычного нет.

Хочу отметить, как достижение, что удалось прекратить общение больничных врачей с похоронными организациями. Я кстати об этом писал, лет 20 тому назад. О том, что это вообще чудовищную форму приняло, когда врач, допустим, реанимационного отделения звонил в похоронную службу и говорил, что у нас клиент уже все. Вот вот, на подходе. Будьте готовы, держите машинку возле входа… Типа, все равно не жилец. Поэтому, что тянуть.

Понимаете, за то, что он тяжелого больного спасет, он ничего не получит. А за звонок похоронщику он получит, очень серьезную прибавку к своей зарплате. Вот и думайте сами.

КЕ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте